Игорь БОРИС: Творчество актера — великое таинство

23.05.2014 08:41   -
Автор:
— Игорь Александрович, верно ли говорят, что вузы по подготовке актеров должны быть экспериментальными мастерскими актерского искусства?
—Безусловно, в нашей академии есть такая мастерская — «ЕКМАТЕДОС» — «Експериментальна майстерня театральних досліджень» — автономная структура, объединяющая около двадцати преподавателей высокого уровня и студентов всех курсов театрального факультета. В этой лаборатории изучаются современные принципы существования актера в образном строе спектакля, представляющем некий параллельный мир, необходимый для раскрытия творческой личности. В рамках «ЕКМАТЕДОС» исследуются также истоки сценического искусства стран Востока и Запада для расширения представлений будущих актеров о театре и о своей профессии.
—Означает ли это пересмотр основ учения Станиславского?
—Необходимо отказаться не от «системы» Станиславского, а от рутинных способов ее применения в учебном процессе. Театральные вузы зачастую напоминают цитадели, отгороженные от «живого» театра боязнью всего нового, а преподаватели отстаивают принципы педагогики, укоренившиеся десятилетия тому назад. Обновление программы обучения актеров в нашей академии происходит в порядке эксперимента. Причем, знакомство студентов с различными актерскими школами не стоит рассматривать как противопоставление различных систем актерского образования. Чем шире спектр эмоциональных впечатлений студента от восприятия разных театральных школ, тем он более подготовлен к неповторимому акту сценического творчества, что представляет собой великое таинство.
—Каковы итоги работы кафедры в подготовке актеров?
—За десять лет подготовлено более двухсот актеров. Они пополнили труппы четырех театров Харькова, работают на сценах Херсона, Хмельницкого, Сум, Черновцов и многих других городов Украины, а также ближнего зарубежья. Выпускники театрального факультета академии многократно становились лауреатами конкурсов чтецов им. Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки, Р. Черкашина, А. Лесниковой. За эти годы было выпущено более тридцати спектаклей, лучшие из них увидели свет рампы на театральных фестивалях — региональных, всеукраинских, международных.
—Вместе со студентами академии вы участвовали в недавнем Международном фестивале театральных школ в Киеве.
—Мы показывали там «Осіннє кохання» по Олесю. Зрителям из числа известных профессионалов театра было в диковинку увидеть новые техники актера, использованные в этом спектакле, что привлекло их внимание к нашему эксперименту. Ведь подобных экспериментальных мастерских нет в Киеве и Львове. В наших ближайших планах — постановка «Перетворення» по Францу Кафке в стилистике экспрессионизма и «Лісової пісні» Леси Украинки как драматической поэмы с углублением в философию автора пьесы. Надеюсь на то, что эти спектакли вызовут у зрителей духовное очищение, катарсис.
—Не задумывались ли вы о театре-студии на основе единства взглядов студийцев на современный театр?
—Были попытки организовать Молодой театр в Харькове, и я не оставляю мысли о создании такого коллектива. Правда, в Академическом музыкально-драматическом театре им. В. Магара в Запорожье сегодня работает сплоченная едиными творческими установками группа актеров первого выпуска нашей академии, что приносит свои плоды. Однако я вижу проблему в нарушении единства режиссера и театра: режиссеры работают сами по себе, театральные труппы — сами по себе. В 20–30‑е годы прошлого века актеров и режиссеров было меньше, чем теперь, но самих театров было больше. Актеры и режиссеры рождались и погибали вместе с театрами. Ведь актеры и режиссеры взаимно формируют друг друга. Поэтому одна из проблем, которую сегодня рассматривает ректорат нашей академии, связана с организацией совместного обучения актеров и режиссеров. Я уверен, что позитивное решение этого вопроса поддержали бы мои учителя по Киевскому театральному институту М. Верхацкий и И. Молостова, о которых храню благодарную память.
—Известно, что вы работаете над книгой «Таинство творчества актера и режиссера».
—Да. Она посвящена обоснованию нового направления в области техники и технологии работы актера в создании сценического образа, что предполагает ежедневную практическую отработку всех элементов методики. В моей книге воспроизводится творческий процесс от начального этапа работы над ролью и спектаклем до его законченного воплощения.
—И в заключение: какие спектакли можно посмотреть в рамках юбилейной декады студенческих спектаклей на Учебной сцене академии на Полтавском Шляхе, 5?
Репертуар довольно разнообразный: «Электра» Ж. Жироду, «Реквием» Л. Андреева, украинские водевили С. Васильченко, «Мина Мазайло» М. Кулиша и премьера спектакля «Перетворення» по Ф. Кафке.
Беседовала Елена СЕДУНОВА