И через тридцать пять дяди ягодки опять!..

11.02.2013 09:17   -
Автор:

В разное время мы рассказывали и о Валентине Смирнитском — Портосе, и об Игоре Старыгине — Арамисе, и о Вениамине Смехове — Атосе. «Неохваченным» пока оставался только Михаил Боярский — господин Д’Артаньян. Сегодня мы восполняем тот пробел.

Правда, о Михаиле Сергеевиче на самом деле сложно сообщить что-то новое. Сейчас он участвует во многих телепроектах, и не только российских, при этом не отказывает в интервью. Но как бы ни был артист узнаваем в своей черной шляпе, некоторые узреют его и в цветной косыночке-бандане, повязанной по-пиратски, на одной из улиц знаменитого петербургского телесериала «Улицы разбитых фонарей». Тем более что Харьков встречи с маэстро помнит: во времена оны — на киновечерах в академических институтах, позже — с антрепризами, потом — на конкурсе красоты «Королева Харькова», далее — с собственным небольшим театром. Так что если полистать да просуммировать, вспомнить есть что даже безотносительно мушкетерства…

К счастью, уже спустя три года в молодом артисте рассмотрели талант характерного актера и после фильма «Старший сын» он завоевал сердца миллионов. А дальше были «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан» и, конечно, «Д’Артаньян и три мушкетера».
—Михаил Сергеевич, сцена родного театра для вас, безусловно, дорога еще и тем, что на ней вы познакомились со своей будущей женой. А вы помните, на репетициях какого спектакля это было?
—Да, это было на репетициях спектакля «Трубадур и его друзья». И хотя наш главный режиссер Игорь Владимиров не поощрял актерские романы в стенах театра, запреты не помогли: семейный дуэт, как говорят, сложился.
—Маэстро, вспомните, пожалуйста: как-то вы были приглашены в один из московских телеэфиров, не буду говорить, какой именно, потому что ни его, ни его ведущей уже в этом жанре не видно, главное в другом. Один телезритель позвонил в эфир и спросил, как вы всюду успеваете — и в кино, и в театре, и, по-видимому, дома? На что вы ответили примерно так, мол, потому и успевал, что обустраивать и вести как положено дом было кому. Дескать, вы, вообще, считаете, что мужчина должен работать — в данном случае, не важно кем, зарабатывать деньги и приносить их домой, кроме того, ходить, конечно, на футбол, встречаться с друзьями, ездить на пикники, шашлыки и т.  д. А женщина может, конечно, работать, но главное, чтобы это не мешало ведению хозяйства и воспитанию детей. После такой высказанной вами позиции тут же позвонила в телеэфир следующая телезрительница и, негодуя, постаралась вас пристыдить. Хорошо помню, что звонила она из Новосибирска и сказала буквально следующее: «Как вам не стыдно, Михаил Сергеевич, а еще петербуржец! Я о вас была лучшего мнения, как же так можно, чтобы на женщину взвалить все хозяйство, запрячь и погонять, как домашнюю скотину, а самому развлекаться и домой только наведываться?!» За вами, как говорится, не заржавело. Вы тут же сказали, что ничего плохого в виду не имели, тем более «запряженную домашнюю скотину», просто считаете, что в идеале, на ваш взгляд, было бы хорошо, чтобы жена не отвлекалась на работу, а была дома и с удовольствием занималась домашними делами, заботами о детях и муже, разговорами по телефону с подругами опять же о детях, кулинарных рецептах, новых фасонах одежды, прогулках и т.  п.» А еще с удовольствием и подковыркой добавили: «Не знаю, как у вас в столичном городе Новосибирске, у нас в провинциальном Санкт-Петербурге в основном принято так».
—Не помню уже, где и когда это было, но, да, думаю я по-прежнему так.
—Но это еще не вся информация для того, чтобы задать вам вопрос. Вспомните, пожалуйста, еще, как вы в Харькове были ведущим одного из первых конкурсов «Королева Харькова» и вам задали вопрос о моде: современной, прежней, какая вам больше нравится, можете ли что-нибудь назвать из фасонов женской одежды? И вы ответили с таким вкусом, что не оценил сказанное, наверное, только недоразвитый, не важно, какого он возраста, ровесник вам или нет!.. Вы сказали: «Не силен я в профессиональных названиях одежды, хотя историю театрального костюма в институте, конечно, как и положено, учил. И моду какого-то определенного времени не назову, ну из того времени, которое застал в своей жизни. Но скажу…» Простите, а из институтской жизни вам что более всего сейчас помнится?
—Ну уж, конечно, не история костюма! И тогда, и сейчас в студенческой жизни меня весьма привлекали поездки на сельхозработы, а остальное!.. Правда, если быть до конца честным, раньше у меня это мнение было ярче и оттого тверже. Сейчас оно как-то стерлось, потускнело и пошатнулось. Время-то прошло. А может быть, потому, что не так красочно себе представляю, как быстро и налегке я оказываюсь в этих условиях сейчас.
—Простите за то, что перебила. Продолжу за вас ваш ответ: «…Но скажу, что нам, тогдашним молодым людям, куда как более повезло, чем нынешним в том смысле, что мода женская была не то что приличнее, скромнее или какая-то еще в этом духе, нет! Просто она была такая, что мы, мужчины, относительно ее до всего доходили сами, своим воображением и соображением. Нам самим нужно было изучить все эти застежечки и прочие тонкости, чтобы знать, как действовать и достичь желанного результата. Не то, что сейчас: идешь по улице, а в витринах киосков перед тобой все, что хочешь, ни думать не надо, ни догадываться, ни уж тем более фантазировать, — все как в услужливо открытом справочнике по руководству к действию. Неинтересно. И, кстати, мода та была не менее сексуальна, как теперь принято говорить, чем сейчас, несмотря на то, что голыми на улице никто не ходил. Тем более не в курортных городах…».
—Да, и в этом мнении я по-прежнему с собой солидарен.
—Слава богу, значит, я ничего не забыла и не перепутала. Вы тогда еще привели в пример фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» и его главных исполнительниц — Марианну Вертинскую, Светлану Светличную, Светлану Старикову в узких по колено юбках и облегающих свитерках. …В общем, как провозгласил Глеб Жеглов, отсюда вопрос: Михаил Сергеевич, в силу специфики своей профессии вы встречали немало женщин, на съемочных площадках находились рядом с такими актрисами, которых мужчины иных профессий видели только во сне. Какой, на ваш взгляд, должна быть, как говаривали прежде, порядочная женщина?
—Хороший вопрос. Но не новый и не неожиданный для меня. Просто по-разному интерпретированным мне его задают. А отвечаю я всегда почти одинаково: понимаете, со стороны на него не ответить. Ну, то есть, тут взгляд со стороны не работает. И дело не в том, что женщина обязательно должна уметь готовить, шить, вязать и т.  д. Может быть, с ней рядом такой мужчина, для которого важны совсем не эти ее достижения. И не в том дело, что женщине постарше неприлично ходить в мини и в очень прозрачном. И даже не в том, что она совсем не пользуется косметикой или, наоборот, ее на лице много, а все вечера проходят в нескончаемых тусовках. Ответ на этот вопрос каждая женщина дает себе сама. Потому что только она сама знает, чего может себе позволить, чего — нет. Что бы ей ни советовали.
—А почему вас называют битломаном?
—О! Потому, наверное, что песни «Битлз» я помню до сих пор, могу их бесконечно петь и слушать, и кто бы меня ни пригласил в свою авторскую музыкальную телепрограмму, я готов в ней участвовать. При этом свой рассказ всегда предваряю словами: если бы не «Битлз, — все в мире пошло бы по-другому. Все! И история, и жизни миллионов людей, и моя — тоже. Я и теперь помню, сколько страдал в школе, институте из-за своей прически «под битлов», как старательно с друзьями переделывал на пиджаках отложные воротники и делал из них «стойки». Этот самостоятельно переделанный предмет мужского гардероба назывался «битловкой». Помню свои первые джинсы и, конечно, гитару. Играть на ней я, кстати, выучился самостоятельно, вопреки воле родителей.
—А вот Юрий Башмет, отвечая на неменяющийся в его адрес вопрос: почему он выбрал альт, а не, допустим, скрипку, отвечает, возможно, неожиданно для многих поклонников «Битлз»: «Я пришел к классической музыке через рок. То есть, как все молодые люди моего возраста, я сходил с ума от этой ливерпульской четверки, играл на гитаре, не хотел больше знать никакого другого инструмента и исполнять только рок. Но когда Битлз стали менее популярны, — у нас в городе, по крайней мере, я случайно попал на концерт музыки оркестровой, потом и в руки взял другой инструмент, посмотрел-посмотрел, послушал сам себя и понял, что и с другими инструментами в руках, и с другой музыкой в голове и сердце можно получать не меньшее удовольствие…». Михаил Сергеевич, с вами, в вашем городе ничего подобного в этом смысле не происходило?
—Никогда! Я глубоко уважаю господина Башмета и его творчество и знаю, что каждый человек, не обязательно даже артист, приходит к избранному музыкальному жанру по-своему. И мне нравятся музыкальные произведения разных жанров, но избранное отношение к «Битлз» у меня не пройдет никогда. Это, как первая любовь, только музыкальная, она навсегда. Да и, честно говоря, что-то не припомню, чтобы в моем городе когда-то угасала популярность этого квартета, по крайней мере, у представителей моего поколения.
—Современным историкам музыки, да, можно сказать, и всем, кто интересуется данной темой, известно, что в 1967 году в Америке был разработан так называемый Хьюстонский проект. В общем, там много чего было наворочено, а одним из его пунктов стало активное внедрение и активное же содействие развитию в Европе сексуальной революции. Так вот одним из приемов, примеров, тезисов или фишкой, как сказали бы теперь, разработчики избрали группу «Битлз», тем более, что она появилась и пошла в народ независимо от их желания и намерения. Сама стала неопровержимым и неумолимым, непреодолимым и одновременно безудержным манком для молодежи во всем мире! Как вы относитесь к таким, говорят, проверенным сведениям?
—Не знаю… Я сейчас увлекся, действительно, исторической литературой, но читаю все больше книги по русской истории… А касательно того, что там за океаном придумывали, не знаю, может быть и так… Но если это так, то они безошибочно попали в цель в том смысле, что лучшего в авангарде и представить нельзя. Не берусь определять, случился ли от этого гениального попадания в цель какой-либо вред, но как музыкант и артист скажу, что мировая музыкальная культура оказалась не в убытке и в прибыли.
—Подсчитывая свои творческие приобретения, вы могли бы назвать самые ценные из них?
—Пожалуй, процесс работы — самое интересное в любом спектакле. Да и в кино. А любимых ролей у меня нет ни в кино, ни в театре.


Михаил Боярский окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1972‑м. В этом же году он впервые вышел на сцену театра им. Ленсовета и почти одновременно начал сниматься в кино. Может быть, поэтому говорят, что его путь к славе был стремительным. Однако тем, кто действительно хорошо знает актера и его творчество, известно, что на сцене он сначала был занят только в двух спектаклях — «Трубадур и его друзья» и «Инцидент». Причем главный режиссер театра Игорь Владимиров поначалу Михаилом был недоволен, называл его актером бесперспективным и, вообще, чуть ли не «пустым местом». А в кино у него были роли такие, которые сейчас вряд ли кто вспомнит: Гицу («Мосты»), Майорец («Комиссия по расследованию»), Вадим («Душа»), Володя («Лишний билет»). Правда, тогда же, в начале 70‑х, Боярский успел сняться и полюбиться зрителям в фильмах-сказках: Конокрад («Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»), Волк («Мама»), главный Черт («Захудалое королевство»). Только справедливости ради нужно сказать, что и в самом начале пути, и теперь Михаил Сергеевич очень гордился именно тем, что играл на сцене с великолепными актерами — Алисой Фрейндлих, Анатолием Равиковичем, Игорем Владимировым, а съемки в кино не считал важными.