Евстигений

17.10.2016 07:22   -
Автор:
Он был в известном смысле идеальным актером: великолепно двигался, был образцово музыкален. На сцене и на съемочной площадке для него, казалось, не было невозможного.
Потому что он — Евгений Евстигнеев. Или, как его звали порой полушутливо, — Евстигений.
В актеры
Будущий актер родился в Горьком, ныне Нижнем Новгороде 9 октября 1926 года в простой семье на самой окраине города. Отец и мама были обычными рабочими завода. Мальчик потерял отца в шестилетнем возрасте. Через время мама опять вышла замуж, однако отчим тоже умер. Евгению тогда было уже 17 лет, он окончил, как и многие тогда, семилетку, трудился электромонтером. Во время войны поступил в дизельно-строительный техникум и даже отучился там год, но ему пришлось уйти, чтобы выйти на работу и помогать маме, которой одной приходилось «не сладко». В течение четырех лет Евгений Александрович работал слесарем завода. Женя всегда был очень музыкальным, играя, как настоящий виртуоз, на нескольких музыкальных инструментах. У него был сводный брат, который был комиком маленького провинциального театра. Его очень рано не стало, из-за чего мама всегда считала, профессия артиста не благонадежна.
Однако Евгений, несмотря на неодобрение матери, по вечерам занимался в самодеятельности, выступал в самых разных местах, часто играл в джазе. В оркестре, который выступал в том числе в кинотеатре, он был ударником. Женя настолько самозабвенно выделывал палочками прямо-таки невообразимые вещи, что зрители смотрели в основном на него. Как-то его увидел за игрой Виталий Лебский, который в те годы занимал должность директора театрального училища города Горького. Он предложил необычному парню стать артистом и пригласил к себе, вручив визитку. Прошло всего два дня, и Евгений оказался одним из студентов училища. Притом что у Жени за плечами была всего лишь семилетка, группы были набраны, и учебный год был в разгаре, его приняли безо всяких экзаменов. В 1951‑м будущий знаменитый актер окончил училище и уехал по распределению. Это был театр города Владимира. Там проработал три года. Но постоянно ощущал, что ему не хватает образования, поэтому решил доучиться и отправился в Москву. Школа-студия МХАТ — то учебное заведение, куда сразу на третий курс и приняли молодого актера. Евстигнееву тогда шел двадцать девятый год. После окончания обучения его, как выпускника с выдающимися способностями, пригласили остаться в театре. Такое предложение делали далеко не каждому, но Евгений отказался, решив начать с недавно образованного самими студентами «Современника».
МХАТ
Возможно, что Евстигнеев поступил тогда очень правильно, так как в молодом театре у него была возможность играть разноплановые роли. Постановка «Голый король», в которой актер выступил в главной роли, сделала его сразу же известным. Ему одинаково хорошо удавались и гротескные, и трагические роли.
Уже в 1971 году он все-таки ушел во МХАТ, куда до него отправились Олег Табаков и Олег Ефремов. Он быстро освоился в новом коллективе актеров, сыграл несколько ролей.
В 1974‑м за актерскую работу его удостоили Государственной премии. Как утверждал сам актер, каких-то падений и взлетов в его карьере никогда не было. Всю свою актерскую жизнь он работал, играл, постепенно совершенствуя свое мастерство.
Особенно трепетно актер относился к мхатовской классике, он сыграл потрясающие роли в чеховских пьесах — Чебутыкин («Три сестры», 1976), Шабельский («Иванов», 1976), Евгений Сергеевич Дорн («Чайка», 1982), Александр Владимирович Серебряков («Дядя Ваня», 1985), Чубуков («Чеховские страницы», 1990). Огромный успех имела и его роль Фирса в «Вишневом саде», спектакле частного столичного Театра Антона Чехова (1990). В известной постановке С. Юрского «Игроки-XXI» он сыграл Глова (антреприза АРТель АРТистов Сергея Юрского, 1992).
С середины 1980‑х Евгений Александрович преподавал актерское мастерство и ставил спектакли со студентами Школы-студии МХАТ, его ученики и молодые артисты, с которыми он работал, вспоминают его как удивительного педагога, деликатного наставника, интеллигентнейшего человека, всегда готового помочь и в профессии, и в жизни. Евстигнеева вспоминают обаятельнейшим собеседником и мастером актерской байки.
Кино
Евстигнеев еще с 1957‑го начал появляться в кино. Впервые снялся в картине «Поединок», сыграв там офицера — небольшую роль, а последний фильм с его участием вышел на экраны в 1996 году — киноэпопея «Ермак» (реж. В. Краснопольский, В. Усков, роль Ивана Грозного). Без малого за 40 (!) лет работы в кино актер сыграл 125 киноролей: от трагических до острокомических.
Евгению Александровичу нравилось сниматься в кино, однако времени и возможности делать это часто у него не было, да и главных ролей почти не предлагали. Чаще он играл в эпизодах. Многие из режиссеров, у которых он снимался, замечали, что даже в эпизоде актер умел сыграть свою роль так, что зритель его непременно запоминал. Актер иногда говорил: «Я — характерный актер, потому и роли играл разные, преимущественно не главные».
Киногерои Евстигнеева, которые сделали его народным кумиром:
— Дынин, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Директор пионерлагеря Дынин из культовой комедии Элема Климова стал первой большой работой Евстигнеева в кино. Его герой одновременно гротескный и реалистичный, добродушный и строгий. Самоуверенный бюрократ, которого дети боятся и презирают. Фильм вышел в 1964 году и сделал Евстигнеева одним из самых востребованных исполнителей характерных ролей. Еще бы, ведь миллионы зрителей не могли сдержать улыбку, слыша ставшую крылатой фразу: «Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка».
—Евгений Александрович, «Берегись автомобиля»
Даже в совсем крошечных ролях Евстигнеев умел вывести удивительно правдоподобный, детально проработанный образ.
Так было и с легендарным фильмом Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Казалось бы, Смоктуновский и Ефремов безраздельно владели зрительским вниманием все полтора часа экранного времени, но именно появившийся на 2 минуты Евстигнеев в роли режиссера народного театра подарил нам еще одну нетленную фразу: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?»
—Александр Иванович Корейко, «Золотой теленок»
Как нигде, психологически тонко Евстигнеев продемонстрировал свой комедийный талант в первой экранизации романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Режиссер Михаил Швейцер сильно рисковал, ставя свой двухсерийный черно-белый фильм по одному из самых популярных классических романов советского времени. Но с таким актерским составом было бы странно, если бы фильм не имел успеха. Блистательный дуэт Сергея Юрского в роли гениального афериста Остапа Бендера и Евгения Евстигнеева, перевоплотившегося в его новую жертву, подпольного миллионера Корейко, никого не оставил равнодушным.
—Валентин Петрович Воробьев, «Старики-разбойники»
Еще один творческий союз у Евстигнеева сложился с режиссером Эльдаром Рязановым. После «Берегись автомобиля» они вместе работали над картиной «Старики-разбойники». Несмотря на то что сам фильм считается не самым удачным в карьере Рязанова, созданный им тандем Никулин–Евстигнеев — классика отечественной комедии. Образы двух пенсионеров, которые идут на «преступление века», чтобы доказать себе и обществу, что их рано списывать со счетов, получились не столько смешными, сколько невероятно трогательными. Евстигнеев же здесь виртуозно играет мимикой и жестами, что впоследствии не раз пригодится ему в других ролях.
—Парамон Корзухин, «Бег»
Перед успешными комедийными актерами часто встает вопрос, как выйти из любимого зрителем амплуа, не потеряв в качестве игры. Евстигнеев рискнул и не прогадал. Его трагикомические, а затем и лирические роли были приняты аудиторией на «ура». Чего только стоит «азартный Парамоша» из фильма Владимира Наумова «Бег». Лента сама по себе уникальная — экранизация произведений Булгакова в 1970 году казалась гимном белогвардейщине, но каким-то чудом вышла на экраны, а сцена игры в карты между Евстигнеевым и Ульяновым — очередная веха в творческом пути актера.
—Вернер Плейшнер, «Семнадцать мгновений весны»
Широте диапазона игры Евтигнеева позавидовали бы многие современные актеры. Еще одна грань его таланта раскрылась в роли скромного профессора Плейшнера в культовом многосерийном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Герой Евстигнеева переживает колоссальный эмоциональный скачок — от эйфории выхода на свободу до осознания полного провала своей миссии и неизбежности смерти. Актер сыграл эту трансформацию так психологически точно и правдиво, что зрители сопереживали Плейшнеру не меньше, чем Штирлицу.
—Петр Ручников, «Место встречи изменить нельзя»
Роль в еще одном великолепном сериале «Место встречи изменить нельзя» добавила в копилку Евстигнеева образ вора в законе. От рассеянности и душевных терзаний профессора Плейшнера не осталось и следа. Перед нами солидный, самоуверенный воротила. Даже оказавшись загнанным в угол, «Ручечник» не показывает свою слабость. В его вызывающем «Указ 7–8 шьешь, начальник?» больше презрения к закону в лице Владимира Высоцкого, чем страха.
—Алексей Иванович Беглов, «Зимний вечер в Гаграх»
Одна из немногих главных ролей Евстигнеева, и возможно, самая жизненная, — Алексей Беглов из музыкальной драмы Карена Шахназарова «Зимный вечер в Гаграх». Здесь Евстигнеев не только поет, но и блестяще бьет чечетку. Образ актера может показаться непривычно ровным и обыденным, здесь нет надрывного драматизма, и все же переживания Беглова трогают до глубины души. Все его проблемы — от упущенного дивана мечты и неудач на работе до распавшегося брака и потерянных отношений с дочерью — понятны любому, даже бесконечно далекому от танцевального искусства человеку.
—Профессор Преображенский, «Собачье сердце»
Роль, с которой Евстигнеев ассоциируется, пожалуй, у большинства зрителей — профессор Преображенский из еще одной булгаковской экранизации. «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко моментально стало хитом. Фильм давно разобрали на цитаты, и уже сложно представить, что главную роль мог сыграть кто-то другой. Между тем на нее пробовались и Михаил Ульянов, и Леонид Броневой, и Юрий Яковлев. Однако, думаю, никто сегодня не усомнится в правильности режиссерского выбора, ведь сыграть еще ближе к оригиналу, кажется, просто невозможно.
Личная жизнь
Со своей первой женой актрисой Галиной Волчек Евстигнеев познакомился в Школе-студии. Галина была дочерью известного кинооператора и профессора ВГИКа. Она жила с отцом и няней в отдельной квартире, что по тем временам было редкостью. У нее можно было собираться. После репетиций туда закатывалась компания: Ефремов, Кваша, Евстигнеев… Вынашивался стратегический план создания «Современника». С Галиной Борисовной он остался в дружеских отношениях и после их развода.
Студенты его обожали, и по вине этого обожания произошла замечательная лирическая история, переменившая его жизнь. К тому времени его вторая жена, актриса Художественного театра Лилия Дмитриевна Евстигнеева (Селянская), умерла, и он жил один. Среди его учениц была молодая девушка Ирина Цывина. Евстигнеев начал репетировать «Женитьбу Белугина» Островского. Цывина считалась на курсе характерной актрисой, но Евстигнеев дал ей роль главной героини Елены Карминой. Однажды после спектакля она долго сидела в гримерке и думала: как жаль, что премьера позади и репетиции Евстигнеева кончились. Все, кажется, уже ушли. Но в фойе она увидела Евгения Александровича. И тогда, неожиданно для себя, набралась смелости и сказала: «А давайте устроим еще какой-нибудь спектакль». Так началась их совместная жизнь.
Брак их был очень счастливым. Что бы ни говорили окружающие, а женитьба немолодого преподавателя на студентке — роскошный повод для пересудов, сами они знали, что их соединило.
Уход
У Евгения Александровича было больное сердце. Первый инфаркт случился у него еще в 1980‑м. В марте 1992 года актеру должны были сделать в Лондоне сложнейшую операцию на сердце. Вместе с женой он отправился туда 2 марта. После обследования врач объяснил актеру, что в его случае у него нет шансов выжить даже после операции. Евстигнееву стало плохо, и его сразу отправили в операционную. После операции гениальный актер умер. Это случилось 4 марта. Как объявили врачи, Евгения Александровича спасла бы только пересадка донорского сердца. Тело из Лондона было самолетом переправлено в Москву, где и состоялись похороны.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА