«Два Федора». Дубль один

17.10.2014 07:55   -
Автор:
Народная артистка РСФСР Тамара Семина как окончила в 1961 году ВГИК, так основную часть своей творческой жизни и проработала в одном, можно сказать, месте, в Театре-студии киноактера. Но нет в Союзе человека, который не знал бы эту актрису: женщины уважают и жалеют ее героинь, мужчины — восхищаются и цокают языками. И как бы ни хвалили критики и зрители Тамару Петровну за ее Катюшу Маслову в фильме «Воскресение», Анастасию Батманову в «Крепостной актрисе», Шуру Орлову в картине «День счастья», Ксению Калугину в ленте «Расскажи мне о себе», конечно, Анфису в сериале «Вечный зов» и много других ролей, фильмография Семиной началась — и названа безусловной актерской удачей — с кинокартины Одесской киностудии «Два Федора» и роли Наташи. Зрители картину полюбили сразу, но она еще, как потом оказалось, стала знаковой и для всех основных исполнителей, и для самого режиссера. Марлен Мартынович продолжил в ней свою основную тему творчества — стремление людей к душевной общности и взаимопониманию. На примере дружбы мальчика-сироты с демобилизованным солдатом, все родные которого погибли в годы Великой Отечественной войны, высветляется трагическая ситуация фильма, утверждая веру в жизнь и доброту людей. Режиссура Хуциева, отличающаяся тонким пониманием особенностей исполнителя, определила актерские дебюты Василия Шукшина в роли Федора-старшего и Тамары Семиной в роли Наташи. По сюжету много сложностей внесла в жизнь двух Федоров Наташа, полюбившая Федора-большого. Не сразу согласился Федор‑маленький с тем, что она станет его мамой…
—Тамара Петровна, — обращаюсь к актрисе, — как вы попали в этот фильм, где и как вас «вычислил» Марлен Мартынович?
—Наша съемочная группа, где режиссерами были Ренита и Юра Григорьевы, приехала в Одессу. Снимали, по‑моему, какой-то небольшой студенческий фильм, не помню уже как он назывался. Ну а Марлен Хуциев был уже там, в смысле на Одесской киностудии, уже с 1956 года работал. Вот он по территории студии и около нее бродил-бродил, мечтал о героине картины. В это время увидел меня, ожидающую режиссеров, с которыми приехала. Я тоже на него обратила внимание, и что-то во мне его заинтересовало. Он подошел и говорит: «Здравствуйте». Я: «Здравствуйте». И что ему, как он сам после рассказывал, во мне понравилось, — так агрессивно посмотрела, что я подумал, о! Именно такая девчонка мне и нужна. Потом он спросил меня, а что я тут делаю. Я ответила: «Жду режиссеров. Сейчас они придут, и мы поедем дальше, выбирать флажки на теплоходе «Победа». Вот и все.
—Прям-таки и все? Вы ведь, известно, учились на втором курсе ВГИКа, и ваша великая педагог Ольга Пыжова, тоже известно, ни за что не отпускала своих студентов на киносъемки…
—О, видите, даже вы знаете, да все знают, что наша действительно великая Ольга Ивановна Пыжова была категорически против участия ее студентов в кино, так что на самом деле все так и было. Тут выходят из проходной студии Ренита и Юра и по-свойски прямо так и обращаются к моему собеседнику: «О, Марлен, привет!» «Привет! Слушай, а это кто?» «Это студентка ВГИКовская, пыжовская». «Слушай, какая хорошенькая, мне как раз такая героиня и нужна. Но Пыжова-то не отпускает, вообще, сниматься». «Ну поговори с ней». Он сразу, тут же, со мной и заговорил: «Я тебя приглашаю сниматься в настоящем кино». Я: «Ой, я, конечно, хочу, совершенно безумно! Но Ольга Ивановна не отпустит, так что спасибо вам большое». С этим мы и расстались. Я уехала, снималась у Рениты, потом вернулась, потом был какой-то кинофестиваль, там я снималась с французом Жаном, мы с ним дружны по сей день, хоть вон сколько лет прошло. А Марлен Мартынович снимал девочку из Харькова, а я спокойненько училась на своем втором курсе. Весной Марлен Мартынович приехал, дождался сессии весенней и опять к Ольге Ивановне, чтобы она отпустила меня сниматься. Она категорически: нет, нет, нет! Он поклялся и побожился, что она (то есть, я) только в каникулярное время, как раз июнь, июль, август, я ее отсниму, и к 1 сентября она будет на занятиях. Она: «Тогда, говорит, хорошо, пускай снимается». Вот так я и попала в картину «Два Федора».
—Как Марлен Мартынович уладил ситуацию «вы снимались, теперь не будете…»?
—Да, Марлен Мартынович в это время снимал девочку из Харькова, потом, когда получил согласие Пыжовой, сказал этой девочке, что будет теперь сниматься Тамара. А потом были съемки в Харькове, мы приехали в город с нашей съемочной группой и там встретились с этой девочкой. Мы с ней очень подружились, вот! Это было так смешно и трогательно, что вся группа очень удивилась. Казалось бы, харьковская актриса должна была плохо ко мне относиться, потому что я как бы у нее роль отняла, а она, наоборот, очень нежно, очень ласково, так душевно ко мне отнеслась, что мы с ней подружились просто невероятно.
—А с Колей Чурсиным как познакомились, как потом складывались ваши отношения?
—Да, и наш Колька маленький Чурсин, он, как вы знаете, тоже из Харькова. Мы с ним, действительно, так подружились! Мы с ним, вечная ему память, до последнего его дыхания созванивались. И потом, здесь, в Москве, позвонил мне Марлен Мартынович Хуциев и говорит: «Томочка-Семочка, нашего маленького нет». Я говорю: «Как это так?!» «Ой, Тома, у него была вот эта плохая болезнь», короче, Колька умер. А он уже был бизнесменом, у него двое сыновей, он обожал свою семью, а меня так и продолжал звать Сема, как все звали и в съемочной группе, и во ВГИКе, и потом во всех съемочных группах и у Хейфица, и у Хуциева — все Семой звали. Так что Колечку мы потеряли… А когда его не стало, помню, и Васька Шукшин позвонил и говорит: «Все, теперь нас трое осталось: ты, Марлен Мартынович и я». Ну вот, а потом Марлен Мартынович позвонил мне и говорит: «Сема, мы с тобой вдвоем остались, не стало нашего Васи…». Ну что же, не можем мы ничего вернуть.
—Тамара Петровна, что наиболее памятным для вас осталось за то съемочное харьковское лето?
—Эта картина для меня, конечно, — все первое, это начало, это появление на большом экране и, потом, она так звучала! А я сначала ничего не знала, кто это меня пригласил, ну, разве что имя-отчество, а что это такой прекрасный, совершенно выдающийся, известный уже мастер, который всем Союзом любимую «Весну на Заречной улице» снял, мне и в голову не приходило. У меня в то лето самая главная задача была — искупаться!
—Ну да, вы, можно сказать, на юге относительно Москвы, на дворе лето, каникулы…
—Ну, да! Мне эти съемки, вообще, не были нужны: не хочу и все тут. Я после каждой смены подходила и говорила: «Марлен Мартынович, скажите, пожалуйста, а завтра опять я буду на съемках?» (Немыслимо похоже пародирует Марлена Хуциева. — авт.). «Да, — говорит, — Сема, конечно, а как же. Слушай, а почему ты каждый день это у меня спрашиваешь? Какие у тебя дела, чем ты еще занимаешься? Ты должна думать только о роли, о съемке». Я говорю: «Марлен Мартынович, я хочу купаться!» А он: «Господи, ну что же я наутверждал детский сад: Колька, Сема… Господи, ну просто детский сад!» И один взрослый был Васька Шукшин, с которым не было мороки. Хотя нет, были мороки: у него в это время были Клава и Шура — две любовницы, две буфетчицы, и группа вечно искала, у какой же он сегодня ночует. А мы-то снимали в три часа ночи, в четыре, и вот вынуждены были искать его все вместе или у Клавы или у Шуры. Ой, смешно было жутко! Так что мы дружны с тех пор, как только встретились, дружны на всю жизнь, короче говоря. Сейчас вот с Марленом Мартыновичем вдвоем остались, он мне звонит, я ему звоню, поддерживаем друг друга, помогаем друг другу. Я ему в смысле, врачей, все такое, слава Богу, здоровье у меня пока нормальненькое.
—Ну и слава Богу, как вы сами говорите, так и должно быть между нормальными людьми. …А не подрались ли буфетчицы из-за Васьки, как вы говорите? Все-таки он один, а их — двое?
—Что вы?!! Все было в порядке. Они даже сразу обе приходили на съемки. Станут вместе в сторонке, стоят тихонько и смотрят.
—Тамара Петровна, а Харьков того времени вам понравился?
—Ну как Харьков может не понравиться?!» Найдите мне такого человека, которому Харьков не нравится.
—Тогда, пожалуйста, вернемся в Харьков 1958–1959 годов, вы все-таки пошли покупаться?
—Ну, естественно, конечно, а как вы думаете. Были же какие-то, вообще, у нас и часы, и денечки, и ночами мы купались, да. А Харькову я все сказала, и когда снималась, и когда, по‑моему, приезжала, — какой он удивительный и очень красивый город. Очень красивый город, замечательный. Вот Люська наша, и ваша, конечно, из Харькова, которая меня любила до последнего вздоха, Гурченко, она всегда говорила (Пародирует Гурченко и опять невероятно похоже! — авт.): «А-а, двое нас таких, Томка, ты и я!».
—Тамара Петровна, вы, конечно, не назовете актрису, которая сперва должна была сниматься в этом фильме?
—Ну а зачем, тогда мы говорили об этом с юмором, тогда она меня так любила. А сейчас, годы-то прошли, мы не маленькие уже, мало ли, что у нее там в душе перемололось, переоценку, может быть, она сделала. Может быть, я ей травму нанесу. А у меня осталась та же любовь, которая была тогда, когда мы познакомились, как она меня фруктами, и не только, угощала, говорила: «Вот какие у нас блюда, ой, попробуй, слушай, ты еще вот это не ела, и вот это, ой, давай, давай, давай, ешь!..» Ну лапочка, цыпочка! Господи, Боже мой, люди меняются, я не хочу ей рану нанести.
—Согласна.
—Мое со мной, со мной и осталось. И Колечка мой родной, ненаглядный Чурсин. И если будете о нем говорить, огромный поклон его семье — жене, сыновьям.
—Они до сих пор в Харькове?
—Да, во всяком случае, я знаю, Колька там жил, и Колька, и вся семья. Если вы найдете семью Коли Чурсина, расскажите, как Тамара Семина о нем говорила, и Марлен Мартынович то же самое, как любили мы Колечку.
—Вы снимаетесь сейчас? Где?
—Не хочу пока говорить. А вот о чем скажу: вернусь в Москву в первых числах октября и — сразу на съемку. А съемки у меня с 6 или с 7 утра и до 11–12 ночи.
—Ну, что ж, удачи!
—Спасибо. Спасибо, Харьков!