Cпектакль как диалог с душой ребенка

12.01.2015 07:55   -
Автор:
Хотя это и совсем новый спектакль театра, не трудно было заметить, что история о потерявшемся Дракончике Апчхи, который смог перевоспитать жадных и жестоких людей — как будто адаптированная для детей и с оптимистическим финалом притча об улетевшем от неблагодарных людей старом ангеле из спектакля по мотивам новеллы Г. Г. Маркеса «Очень старый сеньйор с большими крыльями», который Степан Пасечник не так давно поставил со студентами ХНУИ им. И. Котляревского. Как всегда, обращаясь к материалу для детей, Степан Пасечник ставит спектакль как будто бы чуть-чуть «на вырост», поднимая в музыкально-облегченной театральной форме те идеи, которые по-настоящему волнуют его самого. Отмечу, что режиссер также выступил переводчиком на украинский язык пьесы Юрия Бутунина «Гананося», по которой и поставлен новый спектакль. Немаловажно, что несколько десятков маленьких зрителей с непроходящим вниманием смотрели эту сказку на государственном, родном языке, ведь в нашем городе пока только в двух театрах — им. Т. Г. Шевченко и Театре «P.S.» — играют для детей по-украински.
Безусловно, новый спектакль Степана Пасечника — принципиально на противоположном полюсе от того представления о новогоднем «утреннике», на котором сотни детей по команде «дежурного» Деда Мороза по возможности весело дружно хлопают в ладоши и запевают «бессмертное» «В лесу родилась елочка…». Историю «Дракончика Апчхи…» в камерном пространстве театра играют сердцем и в сердце проникают. На этом спектакле юные зрители просто не могут не подключать воображение, соображалку или не дать труд своей душе, своим самым честным и добрым эмоциям.
Говоря об эмоциях премьеры, отмечу, что в целом, это конечно веселый спектакль. Заметно лидируют в комедийном жанре Цыган Жан и его бранчливая жена Аза (в авторизированном переводе С. Пасечника и благодаря импровизациям актрисы И. Усенко угрозы и проклятья Азы своему супругу возводятся в ранг украинских фольклорных идеоматических выражений, то есть, говоря попросту — сказочный персонаж на то и сказочный, чтоб даже ругаться остроумно и обаятельно, возводя брань в ранг лексического искусства)! Эксцентрическую пластику, мимику и головокружительную динамику обаятельных сценических пройдох Жана и Азы впору сравнивать с «мультяшными». С той только существенной разницей, что в мультфильмах герои нарисованные, а наши, театральные цыгане — реальные артисты Ирина Усенко и Владимир Дидур, обладающие, к счастью данного коллектива и к восторгу зрителей, завидными сценическими данными и заразительным чувством юмора. В несколько иной тональности решен образ настоящего друга Дракончика — Осла по прозвищу Упрямое Ухо. Максим Везденев как будто «срисовал» его с героев киносказок Тима Бертона! Этого персонажа отличает непогрешимая стильность и обаяние вырезительно замедленных ритмов сценической жизни. Ну а его веское ослиное мычание — просто находка актера!
В наше время суррогатных выступлений под фонограму работа Театра «P.S.» радует настоящей музыкальностью. Все актеры поют в спектакле «тут и сейчас», и звучат при этом точно и ритмично, так что каждое слово песенок, положенных на активное действие персонажа, доходит до зрителей, не исказив своего смысла. Радуют и яркие, точно целящиеся в образ костюмы персонажей: огненный комбинезон с зубчиками гребешка — у Дракончика, в английском стиле — у Осла, ну и причудливо китчевое платье Азы, по мановению волшебства Дракона превратившейся «на зависть всем соседям и соседям соседей» в раззолоченную королеву.
В менее чем часовую сказку Степан Пасечник кроме фабулы, песенок и шуток, вложил еще и немало ценных для становящейся личности ребенка мыслей. Тут и тема принадлежности сказочного малыша к своему гордому роду-племени добрых волшебников драконов; и поэзия его монолога о красивейшей в мире Родине — Гананосе; и мысль о том, как важно держать честное слово; а также — как дорого приходится платить за безотказность и наивность.
А завершается спектакль на чистой ноте — теме детства, как счастливой поры безудержной, крылатой, как Дракончик, фантазии, с которой рано или поздно придется распроститься, повзрослеть и посерьезнеть…