Чтобы помнили…

13.06.2016 07:11   -
Автор:
Нельзя сказать, чтобы имя этого мастера было забыто, но все же новое поколение музыкантов оценить заслуги В. С. Тольбы может не вполне. Тем более что в послевоенные годы он работал в Киеве. Кстати, именно в Киеве родилась инициатива увековечить имя славного дирижера на его родине. Там живут сыновья Тольбы Владимир и Савелий.

Владимир Вениаминович Тольба приезжал на открытие и сердечно поблагодарил всех, кто причастен к этому событию. Особенная признательность прозвучала в адрес ректора ХНУИ им. И. Котляревского, народной артистки Украины Татьяны Борисовны Веркиной, которая поддержала идею увековечения памяти Тольбы с единодушного согласия Ученого совета вуза. Прекрасную выставку к этому событию сделали библиографы ХНУИ. Эскиз оформления и саму мраморную доску выполнил харьковский художник Александр Иванов. Перед ее открытием все присутствующие на церемонии увидели документальный телевизионный фильм, сделанный на украинском телеканале «Культура» к 100-летию В. С. Тольбы режиссером Жанной Бебешко.
—Мне особенно приятно было выполнить просьбу — поручение В. В. Тольбы взять на себя организационные хлопоты, связанные с этим событием, — сказал на открытии мемориальной доски профессор Харьковской Академии культуры, многолетний завлит харьковского оперного театра Александр Чепалов. Очень рад, что эта акция удалась и уверен, что за ней последуют другие — в Харькове, в частности в Университете искусств, училось и работало столько знаменитостей, что мемориальные доски можно размещать практически у каждой аудитории.
Что же касается Вениамина Тольбы, то впервые имя этого дирижера я услышал от своей мамы и узнал, что кроме ценителей музыкальных достоинств у него были, как бы сказали сегодня, «фаны» — в основном, молодые поклонницы. Позднее судьба свела меня с Владимиром Вениаминовичем Тольбой — энциклопедически образованным интеллигентом, которых, увы, среди нас осталось мало. Благодаря ему я узнал о В. С. Тольбе много нового и выпустил целый ряд публикаций об этом, без преувеличения, великом дирижере, которого называли «музыкальной совестью Киева».
Есть еще одна задумка — сделать концерт памяти В. С. Тольбы в рамках «Харьковских ассамблей» уже нынешней осенью. Зная отзывчивость на такие творческие инициативы Т. Б. Веркиной, с которой мы знакомы и сотрудничаем с первых «ассамблей», могу предположить, что эта акция состоится. И тогда концерт с участием киевских и харьковских музыкантов может быть очень интересным. В него обязательно войдет «Украинская симфония» В. Тольбы, написанная на темы С. Гулака-Артемовского. Из нее, кстати, вполне может сложиться одноактный балет «Запорожец за Дунаем», столь необходимый в репертуаре нашего театра.

ВЕНИАМИН ТОЛЬБА. ХАРЬКОВСКИЕ «УНИВЕРСИТЕТЫ»
(глава из книги А. Чепалова «Записки «призрака оперы»)
Вениамину Савельевичу Тольбе посчастливилось сыграть особую роль в отечественном искусстве. Его миссия продолжалась долго не только потому, что на профессию дирижера значительно меньше, чем на артистическую карьеру, влияет возраст. Звезда искусства народного артиста, засияв в середине 1930 годов, излучала настоящую, не мнимую, энергию эпохи. Изнутри она питалась незаурядным темпераментом художника, его захватывающим жизнелюбием, направленным на высвечивание лучших граней бытия. Возможно, внешне она была похожей на общепринятый комсомольский задор, однако на самом деле оказывалась более глубокой, далекой от поверхностных лозунгов эпохи.
Творческое дарование и человеческие достоинства Вениамина Тольбы можно сравнить с исключительным характером другого сына эпохи — Исаака Дунаевского, вдохновeнного музыканта, любимца публики, а в особенности женской его части. С прекрасным полом Тольба, как и его старший современник — выдающийся композитор, пребывал в джентльменско-романтических отношениях, всегда оставляя надежду на что-то большее. Однако именно его человеческие достоинства ценят и до сих пор многочисленные, уже очень пожилые поклонницы Вениамина Савельевича…
Тольба дирижировал в Харьковском оперном на протяжении тридцатых годов с небольшим перерывом в сезоне 1934 / 35 года, связанным с кратковременной работой в новой столице Украины (впоследствии он окончательно выберет Киев).
Молодой Тольба дирижировал в очередь с главным дирижером Арнольдом Маргуляном, наравне с академичным Иосифом Вейсенбергом становился за пульт в «Свадьбе Фигаро» В. Моцарта, «Фаусте» Ш. Гуно. Уместно вспомнить, что два последних спектакля поставил режиссер-экспериментатор Николай Фореггер.
В Харькове Тольбе посчастливилось принять дирижерскую палочку у своего кумира Ария Пазовского. Искусству музыкальной режиссуры (именно так Тольба называл своеобразное умение воссоздавать оперные партитуры) молодой дирижер учился у Иосифа Лапицкого, Николая Смолича, а в самостоятельной работе над «Черевичками» П. Чайковского (1940) встретился с Софьей Масловской, режиссером-воспитателем, чьё творческое дарование высоко ценил сам Всеволод Мейерхольд.
Творческие «университеты» Тольбы продолжались в Харькове в общении с учеником Н. Леонтовича, высокопрофессиональным Николаем Покровским, который со временем возглавил Одесскую оперу как главный дирижер. Рядом работал Михаил Вериковский, автор первого украинского национального балета «Пан Каньовский» и оперы «Наймичка», подготовку и исполнение которой композитор и дирижер доверил именно Тольбе.
Читать воспоминания Вениамина Савельевича о коллегах (эта книга его статей уже стала раритетом) — и польза, и удовольствие. В них обширный фактический материал сочетается с содержательностью изложения, богатством мыслей, метафорических сравнений. В воспоминаниях Тольбы нет высокопарности, но есть возвышенность, нет критики (в понимании ложки дёгтя в бочке мёда), но есть тактичные замечания, которые сразу делают портрет того или другого художника не похожим на иконопись. Но наибольшая ценность этих воспоминаний в том, что здесь отражается портрет самого Тольбы со всеми его художественными пристрастиями и привязанностями, эстетической требовательностью, бурным темпераментом, человечностью и уважением к коллегам, необычным сочетанием мудрости и молодого задора.
Харьковский, определяющий период творчества, дал Тольбе собственные позиции в искусстве. Парадокс в том, что годы сталинского террора не сделали из него конформиста, трубадура советской эпохи. Этому дирижеру суждено было не только войти в историю отечественного музыкального исполнительства, но и стать человеком-легендой наряду с теми выдающимися художниками, у которых он учился в харьковских «музыкальных университетах».
Подготовила кандидат искусствоведения Ольга Шубина
На снимках: репортаж с церемонии открытия;
В. С. Тольба в харьковский период творчества.
Фото предоставлены пресс-центром ХНУИ им. И. Котляревского