Чио-чио-сан: мотылек на булавке

15.06.2016 07:26   -
Автор:
Всю оперу «Чио-чио-сан» эмоционально венчает финал. Буквально последние минуты спектакля решают для зрителя — разразиться им бурными овациями или же покинуть зал разочарованными. А все от того, что опера Дж. Пуччини сильна именно своей напряженной сосредоточенностью, ждущей разрешения. Конечно, этот психологический прием — ее достоинство, а не недостаток. Но привыкший к визуальным эффектам зритель, который любит массовые сцены с танцами и хором, вряд ли соблазнится сюжетом оперы о жизни несчастной японской девушки.
Однако магия пуччиниевских опер как раз и состоит в том, что хоть раз дает прочувствовать такой накал чувств, когда сердце буквально выскакивает из груди от переживаний. И тогда неизбежно становишься страстным поклонником его творчества. А в ряду с его «Турандот» или «Флорией Тоской» опера «Чио-чио-сан» выходит на первое место как самая чувственная и трагическая.
Ранее опера в ХНАТОБе им. Лысенко шла в режиссерской версии Ирины Рывиной и, в память о ней, коллектив театра решился на восстановление в репертуаре этого шедевра мирового оперного искусства. Сценография и все мизансцены были сохранены, главной же новацией возобновленной постановки, которую осуществил Алексей Дугинов, стало возвращение в спектакль языка оригинала — итальянского. Были проработаны все языковые трудности, а тонко выверенная артикуляция солистов избавила зрителей от необходимости постоянно заглядывать в субтитры — осмысленная вокальная интонация, с оркестровыми «подсказками», говорит сама за себя.
Образ каждого из персонажей (и даже артистов хора) — яркий, выпуклый, характерный. Мимика и жесты, манеры и движения — все отточено до соответствия воссоздаваемым традициям. Это опера, в которой просто нельзя играть «спустя рукава», в ней нужна полная отдача, чтобы захватить внимание зрителя еще в оркестровом вступлении к первому действию и не отпускать до самого финала. А финал в ней, как уже было отмечено, дорогого стоит. И главный герой его — трехлетний мальчик.
Он, одетый в матросскую форму, в руках с корабликом — причина зрительских слез. Он не только нежно обнимает свою маму, он помогает ей украшать дом лепестками цветов, играет на сцене с корабликом, примеряет якобы отцовскую морскую фуражку. Его появление в развернутой сцене перед последним свиданием с мамой делает фатальную развязку необычайно драматичной (эту безмолвную роль трогательно сыграли по очереди Тимур Ахмадов и Никита Чвиков, дети артисток театра).
«Чио-Чио-Сан» — монодрама героини, одна из самых трагичных в мировом оперном наследии. В обновленной харьковской постановке на протяжении трех дней премьерных показов мадам Баттерфляй играли и пели три солистки театра — Ксения Бахритдинова, Юлия Пискун и Алла Мишакова. Каждая из них по-своему хороша и убедительна в этой роли. Солисты‑мужчины рядом с ними не всегда выдерживали такой же накал страстей, эмоциональный подъем.
Зритель каждый вечер становился свидетелем перерождения по-детски наивной юной девушки в зрелую, экспрессивную женщину, для которой понятия чести превыше собственной жизни. И еще трагедия Чио-Чио-Сан связана с обманом соблазнившего ее морского офицера — янки. Не случайно даже в музыкальных театрах для детей и юношества ставят эту оперу. Ставят и как предостержение. Уже в 15 лет (возраст юной Чио-Чио-Сан) стоит помнить о том, что не все обещания сильной части человечества в отношении слабого пола выполняются). И потому столь важно для солистки, исполняющей партию главной героини, показать в открытую, а не прятать за вокалом силу актерского таланта, драматического темперамента. Ей просто должны поверить!
Колоссальная нагрузка в раскрытии образов принадлежит оркестру. Здесь он не аккомпанемент, а душа и внутренний голос героини. И на этот раз оркестр звучал просто блистательно — мощно, полнозвучно, чисто! Результаты работы нового главного дирижера — народного артиста Украины Владимира Гаркуши впечатляют. Даже паузы — эти таинственные эпизоды молчания — потрясали рядом с оркестровыми кульминациями! Был обнаружен обостренный нерв оперы, когда весь мир замирает и только слышно учащенное сердцебиение…
В целом, восстановленная после нескольких лет перерыва постановка «Чио-чио-сан» — это спектакль высокого уровня. И прежде всего, по музыкальному и вокальному воплощению. Здесь нет авангардистских режиссерских решений, которые, на мой взгляд, в этой опере и не нужны. Минимум декораций (художник-постановщик Надежда Швец) — только лишь одна картинка — с прекрасным японским садом и домиком из легких планок и рисовой бумаги — вот и весь плацдарм для развития интриги и последующей трагедии. Яркие национальные костюмы — красочные и ослепительные, завораживающая актерская игра и просто потрясающее звучание партитуры Дж. Пуччини — вот причины настоящего успеха «Мадам Баттерфляй» на харьковской сцене.