Через тернии неволи к рампе и софитам – газета «Харьковские известия»

11.04.2020 03:08   -
Автор:
Заслуженную артистку Украины Элеонору Климчук хорошо знают в организации ветеранов Киевского района не только как актрису, но еще и как активного участника ветеранского движения. Но не многие догадываются о том, что путь к звездному олимпу прошел у Элеоноры Гавриловны через тернии нацистской неволи.
К счастью, аншлаги во время представления, шквал аплодисментов, цветы от поклонников, любимые роли, волшебный свет софитов — весь этот фантастический мир под названием «Театр» состоялся в жизни актрисы. Закончилась Вторая мировая война, смолкли пушки, на Землю пришел мир и маленькая Эля с мамой и двумя братьями вернулась из германского заточения в родной Харьков.
Заслуженная артистка Украины Элеонора Климчук принадлежит к поколению, которое сегодня называют «дети войны». Война сначала разлучила 3-летнюю Элю с отцом, который с первых дней войны на фронте защищал своих детей от немецко-фашистских захватчиков. Затем судьба испытывала будущую актрису на прочность голодом и холодом в оккупированном Харькове, и, наконец, в 1943 году забросила далеко от родного дома на чужбину, в Германию, в лагерь за колючей проволокой. «Когда немцы оккупировали город, они начали угонять в Германию целые составы харьковчан на работу, — делится горечью детских воспоминаний актриса. — Папа был в армии, а маму с тремя детьми отправили в Германию. Это был самый тяжелый период в жизни, мне было 5 лет, моим братикам по 9. И в жутких переполненных теплушках нас вывезли…»
Маленькая девочка, в ситцевом платье, с куклой в руке, которая скучает о потерянном детстве, до сих пор живет в сознании уже взрослой женщины, состоявшейся, признанной актрисы Элеоноры Климчук. Та девочка из далекого прошлого растерянно смотрит изнутри беззащитными и беспомощными глазами, в которых отражается не сказочное житье-бытье, а совсем другие истории, где гибнут люди, а неприкаянные дети, голодные и холодные, в чужой стране добывают себе пищу на свалке.
— Первый город, который я помню, это был Бранденбург, где взрослые с детьми жили в бараках, за колючей проволокой, — вспоминает свое взрослое детство Элеонора Гавриловна. — Все заключенные и наша мама уходили с утра на работу, а дети оставались предоставленными сами себе в бараках. Немцы после бомбежек весь мусор вывозили на свалки. И, конечно, дети весь день ковырялись в этих отбросах. Чего мы только там ни находили: и поломанные игрушки, и сахар, и печенье, и многое другое. Вот так проходила моя детская жизнь…»
Говорят, что судьба — женщина мудрая, ничего у нее не бывает лишь бы как. Наверное, поэтому она невероятными испытаниями, страданиями, телесными и духовными, кристаллизовала характер будущей артистки. Преодолевая тернии, девочка взрослела, училась выживать, набиралась жизненного опыта, который, как оказалось, потом понадобился ей в сценическом творчестве. Элеонора очень рано научилась быть самостоятельной, ответственной, настойчивой в достижении цели. «Потом менялись заводы, менялись города. Помню, что в каком-то маленьком местечке нас поселили у бауэра. В этом городе был настоящий театр, но он в то время не работал, — рассказывает заслуженная артистка. — Я помню, мы заглядывали туда, в темные пустые помещения, это было мое первое знакомство с настоящим театром. Там впервые я вышла на подмостки сцены и посмотрела в зал. И, наверное, именно тогда я поняла, что вся моя жизнь будет связана с театром. Это продолжалось до 1945 года, а потом наступила радость победы и мы возвратились домой».
Мечте всей жизни — стать актрисой Элеонора никогда не изменяла, а шаг за шагом настойчиво преодолевала все тернии на пути к цели. Природа щедро одарила будущую артистку выразительной внешностью, приятным голосом, музыкальным слухом, а главное — способностью естественно чувствовать себя в предлагаемых сценических обстоятельствах. Поэтому неудивительно, что девушка с изысканным именем — Элеонора стала студенткой Харьковского театрального института. После института начинающую актрису пригласили в Харьковский театр русской драмы им. А. Пушкина. «В русской драме я, начинающая актриса, играла в спектаклях с народными артистами: и Шеремет там была, и молодой Лысенко, и молодой Лерман, — рассказывает о первых актерских успехах актриса. — Тогда я играла просто девочек, ну что можно еще играть после института? Не блистала в героинях, росла, начинала, присматривалась…»
Дальше были четыре сезона в Закарпатском украинском музыкально-драматическом театре, где режиссером работал муж актрисы Валентин Ивченко. Там молодая артистка поняла окончательно, что ее стихия — театр именно музыкальный. Во время пребывания в Польше, куда мужа актрисы пригласили ставить спектакль, у Элеоноры удачно сложилась карьера певицы, она выступала с симфоническим оркестром.
И вот 1966 год — дебют в Харьковской музкомедии, роль Анжелики в «Черном драконе» Модуньо. «Еще у меня была очень хорошая роль переводчицы Изабеллы в спектакле «Венские встречи», который поставил Ивченко Валентин Юрьевич. У нас были гастроли, по-моему, в Херсоне. Нам сказали, что в ложе сидят венгры, — загадочно улыбается актриса. — А я любила на сцене иногда пошутить. И во время представления сказала одну из фраз на венгерском языке. Ну, мы же жили 2 года в Ужгороде, и я немного знала венгерский. Венгры поняли, что я сказала и аж подскочили в ложе. В общем, выговор от руководства я себе заработала, нельзя…»
Напрасно жанр оперетты называют «легким», об этом убедительно свидетельствуют образы, воплощенные за 45 лет на сцене Элеонорой Климчук. Талантливую актрису зрители помнят и в комедийных ролях, и в лирических, и в характерных. Оперетта — это особый жанр, где надо петь, как в опере, играть, как в драме, а танцевать, как в балете.
Был и особый спектакль в сценической биографии актрисы — подарок судьбы — «Ритм-балет». В этой феерии, которая, по сути, была своеобразным прообразом «бродвейского мюзикла», Элеонора Климчук перевоплощалась во множество образов, едва успевая переодеваться. «Алексей Якубов поставил у нас «Ритм-балет», где были балетные номера совершенно потрясающие. А эти номера разбивали стихи. Стихи читала ведущая, я, — вспоминает актриса. — Не только читала стихи, но и пела, и танцевала…»
На протяжении всего творческого пути Элеоноры Климчук, наряду с работой в театре, проходила ее концертная и гастрольная деятельность. Уже более 10 лет артистка не выходит на сцену, а ее сценические героини до сих пор на афишах украшают фасад Харьковского академического театра музыкальной комедии.
Когда заслуженной артистке Украины Элеоноре Климчук исполнилось 70, в Харьковском академическом театре музкомедии устроили бенефис актрисы. Элеонора Гавриловна завершила вечер своей знаменитой «Карамболиной». Артистка вышла на сцену в костюме Нинон, что был на ней надет ровно 40 лет назад — размер в размер — и произвела настоящий фурор. Заслуженная артистка Украины Элеонора Климчук своим творчеством доказала, что оперетта — совсем не легкий жанр. А легким он кажется лишь потому, что, как брызги шампанского, создает ощущение праздника.