Человек-театр

04.09.2015 07:29   -
Автор:
 Можно не помнить его имени, но нельзя забыть сыгранные им роли и созданные образы: Азазелло в «Мастере и Маргарите», реж. Вл. Бортко, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где он предстал в образе самой Смерти, Белаш из знаменитого советского детектива «Визит к минотавру», сказочный Кощей Бессмертный, — перечислять можно долго. В фильмографии актера более 80 фильмов. А еще работа, или, как подчеркивает сам Филиппенко, — служение Театру. Всю жизнь.
Большинство образов, созданных артистом, носят демонические черты. Тяжелый взгляд ледяных глаз, вкрадчивые интонации, в которых слышится скрытая угроза. Улыбка тонких губ, которая не предвещает ничего хорошего… Удивительно, но сам Александр Георгиевич на своих героев не похож. Он стремительный, темпераментный, бесконечно доброжелательный и по‑мальчишечьи неугомонный. Мрачные роли, составившие актеру репутацию и имя, не повлияли на его природную живость. Он весел, улыбчив и без тени усталости и разочарования.
 Точка отсчета
Будущий актер родился 2 сентября 1944 года в Москве, однако детство и школьные годы провел в Алма-Ате, где тогда жили его родители — преподаватели Горно‑металлургического института.
«Родился-то я в Москве, в 1-й Градской больнице. Помню, как на крыше нынешнего теперь Института стали и сплавов я с родителями смотрел салют Победы… В Нескучном саду отец катался со мной на санках. Это приятнейшие воспоминания…
… Родители приехали в Алма-Ату в командировку и остались там навсегда, поскольку там были дедушки, бабушки, и дядьки, и тетки, ну мощный такой клан по маминой линии. Очень сильный. Дед — плотник, строил Турксиб. Вспоминаю бабушку. Она была двенадцатым ребенком в семье середняков с юга Украины. Их по Столыпинской реформе переселили на север Казахстана, дали им наделы. Бабушка сохранила понятие дома, в котором живет большая семья.
Несколько лет назад я был на фестивале в Алма-Ате и зашел в свой двор, в котором жил. Нашел старый карагач, на котором мы катались, изображая Тарзана… А родительский трехэтажный дом оказался маленьким. Не таким огромным, как казался в детстве. В нем жила профессура казахского горно‑металлургического института, где и работали мои родители», — рассказывал о своем детстве в интервью А. Филиппенко.
В школе Саша пользовался успехом у девочек, но школьные романы далеко не заходили: гуляли по городу, по горам, но дальше поцелуев дело не шло. Другое дело драмкружок при Дворце пионеров. «У меня имелись козыри, — вспоминает актер. — Я хорошо танцевал, играл на гитаре, пусть пять аккордов, но этого хватало. Мы взрослели, смелели…»
Осмелел Саша вплоть до того, что вышел выступать перед заключенными, сам, впрочем, того не ведая. Драмкружок повезли на концерт якобы в погранучилище, а ввезли в ворота, вокруг колючая проволока, сверху надпись: «Честный труд — дорога к дому». К Саше подошел капитан и строго предупредил: «Зрителей «товарищами» не называть», — и к публике в черных робах вышедший на сцену Филиппенко обратился без особых церемоний: «Начинаем концерт!»
«Я запах грима во Дворце пионеров в 59‑м году до сих пор помню!!! Все это в эмоциональной памяти актера очень крепко сидит. Потому что это был первый шаг, это было начало, точка отсчета, система координат была», — говорит Александр Георгиевич.
Из физиков — в лирики
Окончив школу с золотой медалью, Александр Филиппенко приехал поступать в Московский физико-технический институт, на факультет молекулярной и химической физики, и, окончив его, два года работал по специальности в Институте геохимии.
Еще в студенческие годы, несмотря на нетворческую специальность, Филиппенко играл в КВН и выступал с эстрадными номерами в театральной студии МГУ «Наш дом».
«Мы играли Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Сашу Черного. Эстрадная студия была нашим домом. Нам давали знамена, грамоты, но в 1969 году, на одиннадцатую годовщину, нас выгнали решением парткома по идеологическим причинам. В Чехословакии в 1968 году все со студенческих театров начиналось…
Нас выгнали, но мы уже были звезды — Семен Фарада, Саша Карпов, Михаил Филиппов, Разовский, вся наша пятерка, и я, все мы ушли в профессионалы. Юрий Петрович Любимов прекрасно знал наш театр, я показался на «Таганку», в Щукинское училище поступил зарабатывать второй диплом», — рассказал актер.
Время учебы в «Щуке» он называет самым золотым в своей жизни — все потому, что еще студентом он был принят на службу в Театр на Таганке. За 6 лет, проведенных в труппе Любимова, Филиппенко сыграл в спектаклях «Гамлет», «Товарищ, верь!», «Тартюф», «Час пик», «Пугачев».
Кино
Одновременно с работой на Таганке состоялся и кинодебют: в 1969 году он впервые появился на экране в судебно-криминальной драме Наума Трахтенберга «Я его невеста».
В 70‑х Филиппенко снимается много, но в основном в эпизодических ролях, посвящая больше времени театру, — в 1975 году актер покидает Таганку и переходит в театр им. Вахтангова. В этом театре он прослужил 20 лет и сыграл герцога Бекингема в «Ричарде III» Шекспира, Ихарева в «Делах давно минувших дней» по «Игрокам» Николая Гоголя, Бухарина в «Брестском мире» Михаила Шатрова, Жданова в «Уроках мастера» Дэвида Паунела, Мосье Боярского в «Закате» Исаака Бабеля.
В кино тем временем за Филиппенко закрепилось злодейское амплуа. «Придешь показываться режиссеру, что-то рассказываешь, он согласно кивает головой и… просит: «Ну-ка повернись вправо, теперь влево. Хорошо. Дайте ему в руки автомат!..» В кино, если какой-нибудь типаж приклеится, отодрать его бывает очень трудно. Для многих режиссеров я — такой яркий представитель темных сил…» — признает сам актер.
Сыграв Кощея, Филиппенко в тот же год появился на экране в образе Смерти — в рок-опере Владимира Грамматикова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по мотивам поэмы Пабло Неруды и на музыку Алексея Рыбникова. Хрипловатый голос и дьявольский блеск в глазах сделали именно его персонажа одним из самых запоминающихся в фильме.
Неудивительно, что спустя много лет без Филиппенко не обошлись обе экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1994 году он сыграл Коровьева-Фагота в версии Юрия Кары, в 2005 — Азазелло в мини-сериале Владимира Бортко.
«После Кощея Бессмертного, Смерти и других ярких представителей темных сил это просто оказалось мне «в масть», — рассказывал Филиппенко в одном из интервью.
Покинув в 1994 году Вахтанговский театр, Филиппенко появляется в спектаклях разных столичных театров. Среди сыгранных им персонажей есть Клавдий и Тень отца Гамлета — в сатириконовской постановке пьесы Шекспира актер исполнил сразу две роли. В 2000 году на сцене «Et Cetera» в спектакле Роберта Стуруа по пьесе «Венецианский купец» Филиппенко сыграл Антонио, тогда как партия еврея-ростовщика Шейлока досталась Александру Калягину. Выбор кинематографического злодея Филиппенко на эту роль критики посчитали определенным вызовом для самого исполнителя. Герой в версии Стуруа — мечтатель, визионер, которому видятся в грезах путешествия в волшебную страну и который, кажется, знает о жизни то, что недоступно всем остальным. Отсюда отстраненность, замкнутость, пугающее выражение лица‑маски и высокомерие, присущее скорее аристократу, нежели купцу. Одновременно с этим спектаклем Филиппенко играл в постановке пьесы «На дне» Горького в Театре под руководством Табакова — режиссер Адольф Шапиров пригласил его на роль Сатина, демонического, циничного, уставшего человека, жестко, даже агрессивно произносящего свои реплики.
Моно
И все же наиболее значимое место в творчестве Александра Филиппенко уже не первое десятилетие занимают моноспектакли и эстрадные монологи, с которыми артист выступает и на театральных подмостках, и на концертных площадках. Еще в 1978 году Марк Розовский поставил для него моноспектакль «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина — именно там появился знаменитый монолог про «Козла на саксе».
Спустя 10 лет он же стал режиссером спектакля Филиппенко «Мертвые души. Последние главы…» и вечера советской сатиры, на котором актер читал и обыгрывал рассказы Зощенко и повести Платонова. Позднее в репертуаре появились авторские программы‑монологи, посвященные творчеству Есенина и Довлатова.
Среди его моноспектаклей также «Рождение человека» Максима Горького, «Повесть о капитане Копейкине» Николая Гоголя. Среди последних работ в жанре литературного театра много произведений Александра Солженицына. Прежде всего это «Один день Ивана Денисовича», а также «Отражение в воде» и «Крохотки».
С 1996 года Александр Филиппенко является художественным руководителем театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте.
Уже несколько лет Филиппенко выступает еще и с программой «Демарш энтузиастов» — монологом, состоящим из собственных воспоминаний о 60‑80‑х годах, а также из стихов и рассказов того времени. Со сцены звучат песни Окуджавы и Высоцкого, а цитата из Жванецкого «Наша страна — родина талантов, но наша родина — их кладбище» становится своеобразным эпиграфом к повести Сергея Довлатова «Заповедник» — ее исполнитель знает почти наизусть. Филиппенко обыгрывает и сатирический диалог героя с майором КГБ, и его прощание с женой и дочерью перед их отъездом в Америку. По ходу действия зачитывает еще и фрагменты своих дневников, вспоминая, к примеру, судьбоносный 1968-й год с Пражской весной, предшествовавший этому процесс Синявского и Даниэля, цитирует Евтушенко и бросает в зал: «Сегодня он играет джаз…». Зал охотно отвечает: «…А завтра родину продаст». Возвращаясь из года в год к текстам Зощенко, Гоголя, Довлатова, актер уверен, что они будут актуальны всегда — читая со сцены, он делится со зрителем тем, что увидел между строк, надеясь, что и новая, молодая публика сможет увидеть то же самое.
Личная жизнь
Актер женат второй раз. Первая супруга, Наталья Зимянина, с которой он прожил десять лет, подарила ему двух детей: Марию и Павла. Во втором браке с Мариной Ишимбаевой, телережиссером, родилась дочка Саша. Главную опору актер видит в семье.
«Марина всю жизнь посвятила телевизионной режиссуре — и выслушает, и посоветует. И трое моих детей помогают. По очереди ездят со мной и работают у меня на концертах звукорежиссерами. Они мои талисманы на выступлениях. Все — творческие люди. Вот никогда бы не подумал, что книги по театральному искусству, которые у меня остались со времен учебы в Щукинском училище, понадобятся моему сыну Паше — он в свое время учился в Российской академии театрального искусства. Сейчас известен как Паштет — музыкант альтернативной группы «F. A. Q.». Книги по философии, которые были запрещены в шестидесятых и сохранились у меня, пригодились дочери Александре — она окончила МГИМО, переводчик, пишет диссертацию. Старшая дочь, Мария, — филолог, журналист, преподает иностранные языки. Помощь от семьи большая», — признается актер.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА