Чеховская огранка

22.02.2017 07:22   -
Автор:
Ю. Щукина: Каким встречает юбилейный год учебный театр, подготавливающий актеров драматического театра и кино?
Л. Садовский: Стараемся не сбавлять обороты, несмотря на то что в предыдущем учебном году выпустился уже второй по счету курс «Мастерской 55», моей мастерской. Яркие выпускники этого курса работают в четырех театрах нашего города и даже организовали в Харькове собственный театр «Соль», известный своим активным международным сотрудничеством.
Ю. Щ.: Но и на нынешнем пятом курсе (мастерская заслуженного артиста Украины Анатолия Лобанова) учатся уже достаточно оснащенные опытом актеры профессиональных театров: Мария Добрусина и Юлия Ермакова играют молодых героинь: от острохарактерных, социальных до сказочно лирических в репертуаре Харьковского театра для детей и юношества. Студенты Константин Скиба и Даниил Карабейник уже создали центральные роли в спектакле «Депеш Мод» по С. Жадану — международном проекте Харьковского ТЮЗа, с которым успели побывать в нашумевшем национальном турне. Вот такие заметные в Харькове актеры играют в репертуарных спектаклях университетского учебного театра «5 этаж». Кстати, какие спектакли можно увидеть с ними здесь?
Л. С.: Руководитель курса считает, что учить студентов необходимо на высокой классике. В постановке А. Лобанова играется «Вишневый сад» А. Чехова, а в данный момент педагог репетирует чеховские водевили (название спектакля «Чехов смеется!» объединит одноактовки «Предложение» и «Медведь»). В ином ракурсе представляет возможности курса спектакль заслуженного артиста Украины Александра Вирченко — детектив «Восемь любящих женщин» Р. Тома.
Ю. Щ.: Интересно, что студент курса Константин Скиба также — актер популярнейшего в Украине Харьковского негосударственного «Театра 19», там он играет Гамлета. Но при этом параллельно исполняет ту же роль в постановке учебного театра, решенной в принципиально иной эстетике, чем в «Театре 19».
Л. С.: Да, режиссер этого спектакля — один из старейшин театрального факультета Виталий Николаевич Мащенко. К слову, в наступившем семестре он ставит на пятом курсе спектакль по популярнейшей мелодраме Л. Зорина «Варшавская мелодия» в двух составах исполнителей. А заслуженная артистка Украины Оксана Стеценко, которая сегодня все активней проявляет себя как режиссер, репетирует со студентами магистратуры драматургию усложненного уровня мастерства «Там, за закрытыми дверьми» Ж.-П. Сартра. Студентка дипломного курса режиссуры София Мельникова поставит со студентами А. Лобанова спектакль по классической изощренно психологической пьесе В. Винниченко «Брехня». На пятом курсе таким образом к дипломной неделе образуется целых семь постановок!
В творческой мастерской народного артиста Украины Александра Васильева и заслуженной артистки Молдовы Ангелины Филипповой студенты четвертого курса играют спектакли: «Повія» П. Мирного, «Три рассказа» («Егерь», «Ведьма», «На большой дороге») А. Чехова и репетируют спектакль по блистательной комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Это все прекрасный материал в плане раскрытия актерского мастерства. Работает четвертый курс и над современной, особенно понятной и близкой ребятам драматургией — уже играет для зрителей «Let it be, або Якось в офісі» по пьесе украинского автора Наталки Максимчук.
Самый младший курс, играющий спектакли в учебном театре, — это курс заслуженного деятеля искусств Украины Александра Аркадина-Школьника. В их репертуаре теперь тоже есть современная пьеса «Метро». Спектакль выгодно отличается техническим «богатством», выразительностью сценического решения — вполне на уровне современных профессиональных театров. К слову, автор и постановщик «Метро» киевлянин заслуженный артист Украины А. Романий был привлечен к режиссерской работе в учебном театре именно с моей легкой руки в прошлом учебном году — тогда он поставил в «Мастерской 55» две из пушкинских «Маленьких трагедий».
На третьем курсе также идет подготовка драмы «На дне» Максима Горького в постановке режиссера Валерия Гуйвина. Следующая премьера курса — «Житейское море» И. Карпенко-Карого.
Поскольку в моей мастерской на первом курсе подобрались, по мнению педагогов по вокалу, музыкальные студенты, то я со временем планирую с ними постановку — без ложного пафоса, просто как учебную работу актеров в оригинальном жанре! — «Иисус Христос — суперзвезда» Э.-Л. Уэббера. Пока начинаем освоение вокального материала произведения.
Параллельно мною запускается экспериментальный межкурсовой проект — спектакль, в котором сойдутся три поколения «Мастерской 55»: актриса театра им. Т. Шевченко Марина Авраменко-Бережко из первого поколения, также уже действующие актрисы, но второго поколения — Инна Островская, Елена Олар, их однокурсницы Нина Денисова и Альбина Жовненко, а также третье поколение — несколько студентов-первокурсников, соединены мной в постановке «Три высоких женщины» по пьесе американского классика Э. Олби. Спектакль будет играться на нашей сцене, но под принципиально другой вывеской — Драматический театр «Мастерская 55». В будущем планируем подыскать помещение для этого нового театра. Думаю, в педагогическом процессе такой объединяющий силы разных поколений актеров прием себя оправдает — стимулирует первокурсников работать активнее.
У нашего учебного театра есть свои постоянные зрители в Харькове, очень лестно, что в прошлом году не обделил нас зрительским вниманием Департамент культуры харьковского городского совета. Хотелось бы, чтоб руководство города поддержало университет с инициативой присвоения более официального статуса нашему учебному театру, как это часто бывает в больших мировых театральных школах. Со своим штатным расписанием, с оплачиваемым персоналом, билетной книжкой (чтоб спектакли могли «отрабатывать» деньги, в них вложенные). В этом году мы обновили световое оборудование, купили пульт и несколько новых софитов. С их монтированием и освоением связана задержка возобновления работы учебного театра (мы открываем занавес не в феврале, а в марте). В учебный театр пришел работать (небывалый случай!) опытный завцехом театрального света — Виктор Бородкин — служивший в театре им. А. Пушкина. Да и зал выглядит комфортабельно и современно. Единственная моя нереализованная до сих пор мечта — организация гардероба (зрителям неудобно подниматься в зал на пятый этаж в верхней одежде). Когда же у нас отыщется возможность открыть такое помещение для вечернего приема зрителей, тогда следом за классиком можно будет сказать, что да, это уже настоящий театр и он начинается с вешалки!
Учебный театр играет в среднем двадцать спектаклей в месяц. И мы приглашаем читателей газеты к нам на показы — впереди еще четыре месяца учебного года, богатые премьерами и, хочется верить, творческими открытиями для будущего театрального Харькова.