Актриса вне времени

23.07.2014 08:17   -
Автор:
Ирина Петровна Мирошниченко, коренная москвичка, родилась в эвакуации 24 июля 1942 года в Барнауле.
В детстве она мечтала научиться играть на арфе, но разместить подобный инструмент в их крохотной квартирке было невозможно, и 6-летняя Ирина, отданная родителями в училище им. Гнесиных, осваивала в течение года игру на скрипке и начала учить французский язык.
Мать Ирины Петровны училась актерской профессии у А. Я. Таирова. Но после ареста ее первого мужа (и отца брата Ирины) ее карьера, не успев даже начаться, оказалась насильственно прерванной навсегда. Своей нереализованной страстью к актерству мать, как смогла, поделилась с дочерью. Позже, в одном из интервью, Ирина Петровна вспоминала: «Похоже, все свое желание быть актрисой, «звездой», посвятить себя театру мама передала мне. И достаточно сурово требовала от меня успехов. И безумно критически относилась ко всему, что я делаю».
Отец Ирины Петровны (второй муж ее матери) был административным работником. Вероятно, поэтому актриса потом обнаружила в себе самой недюжинную административную, организаторскую жилку. Не случайно она много лет занималась профсоюзной работой как член женсовета МХАТа, была членом правления ЦДРИ, членом правления общества «СССР — Канада», а в 1992 году в течение трех месяцев даже работала заместителем министра культуры в правительстве Москвы.
Ирина Мирошниченко вспоминает: «У меня было очень счастливое детство, хотя по меркам сегодняшнего дня оно было очень скромное, простое, но счастливое атмосферой, потому что город был для меня всегда сказочно теплым, родным, не надо было ничего завоевывать, ничего доказывать. Я выросла среди этой красоты старинных домов, маленьких двориков, изумительного Тверского бульвара, где на лавочке можно было сидеть хоть круглосуточно и ничего (по меркам сегодняшнего дня оно, может быть, было очень скромное, простое) не бояться. Двери были открыты, ходил трамвай, света столько не было. Занималась на этих скамейках, учила уроки, ждала, когда приходила мама. Мама что-то делала дома, потом выходила, звала меня в дом. Вдруг идет папа, распахнув руки, в галифе, в сапогах, поскольку послевоенное время, и я к нему лечу. И столько счастья…».

Картины «Андрей Рублев» и «Дядя Ваня» актриса представляла в Люксембурге и Брюсселе на Неделях советского кино. И. П. Мирошниченко рассказывала: «Все были удивлены моим видом, потому что они думали, что советские женщины в те времена такие: в кожанке, автомат через плечо, револьвер в руке, что-то такое советское, кондовое, военизированное. И там первый раз написали, что к нам приехала советская Мэрилин Монро, на что я жутко расстроилась и испугалась: все-таки в те года это было нарицательное имя для нашей страны, я подумала, что после этого никуда не пустят вообще, ни в какую страну. Но, наоборот, это считался большой комплимент».

Сцена

В 1961 году она поступила в Школу-студию при МХАТе на курс В. П. Маркова. Курс был по-настоящему звездным: Владимир Меньшов, Вера Алентова, Владимир Салюк, Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская и Валентина Малявина, с которой по вечерам после лекций Ирина Петровна любила возвращаться домой. Любимая актриса Андрея Тарковского жила неподалеку от Мирошниченко.
… После окончания школы-студии юную актрису приняли во МХАТ. Ее первыми ролями были: Маша в спектакле «Чайка», миссис Чивли в «Идеальном муже», Женя в спектакле «Валентин и Валентина», Ольга в спектакле «Три сестры», Даша в «Соло для часов с боем», Ася во «Вдовце», Инга в «Первом дне свободы», Серафина делла Роза в «Татуированной розе», Аркадина в «Чайке», Раневская в «Вишневом саде» А. П. Чехова.
«Меня часто спрашивают: «Вы всю жизнь играете только во МХАТе. Вам никогда не хотелось «изменить» этому театру?». Никогда. После студии при театре Ленинского комсомола я поступала сразу во все театральные вузы. В двух дошла до последнего тура. Но во МХАТе последний тур начинался раньше. Я пришла и поступила. МХАТ меня взрастил. И я не могу изменить этому театру, хотя временами бываю не задействована в спектаклях», — рассказывает актриса.

Кино

Кинозритель увидел Ирину Мирошниченко впервые в 1963 году в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» в роли Кати, сестры главного героя Кольки, его роль исполнял Никита Михалков. И кино поначалу не занимало большого места в жизни Ирины Петровны, но эта ситуация постепенно менялась. Первой, по-настоящему большой ролью актрисы стала разведчица Галина Ортынская в фильме Антона Тимошинина «Их знали только в лицо» (1966).
Гораздо важнее оказалась для Мирошниченко встреча с Андреем Арсеньевичем Тарковским. В «Андрее Рублеве» (1966) актриса исполнила почти незаметную, но очень значимую в сложной структуре фильма роль Марии Магдалины. Этот опыт потом пригодился Ирине Петровне в работе над ролью крестьянки Веры Куркиной (фильм Николая Губенко «Пришел солдат с фронта», 1971).
Мирошниченко доказала, что может сломать стереотипы оценки актера только по его внешности годом ранее — в фильме Андрея Сергеевича Кончаловского «Дядя Ваня» (1970). В этом фильме были впервые оценены аристократизм актрисы, ее сдержанность, тонкость в передаче самых сложных чувств, наконец, ее интеллект.
Прежде всего Кончаловский — изумительный режиссер, другого слова я не могу сказать, изумительный. Высочайшего класса режиссер. Интереснейший, с которым работать было — как с Антониони, я бы сказала так: только в нашей стране. Чехов! Сами понимаете, пьеса хороша! И роль сумасшедшая. Елена Андреевна в «Дяде Ване» — для каждой актрисы это Эверест. Оператор Рерберг — я так понимаю, что это легенда. Вы можете себе представить — работали с ним? Молодые все. Сколько он делал мне, шесть кинопроб, я никогда не забуду. Я уже была утверждена. Он шесть раз звал меня на съемку, мне делали каждый раз разный грим, искали тон, искали свет и ракурс, пока он наконец не нашел и не сказал мне: Ира, запомни — вот это твое, вот так тебя надо снимать. Уникальный, творческий, интереснейший человек, который в те годы за два месяца снял картину вместе с Андреем Сергеевичем без озвучивания практически. Мы озвучивали, но были сцены, которые вообще не озвучивались. В полной тишине все это лилось. Очень интересно. Изумительный художник. Не говоря уже об артистах. Это Смоктуновский, Бондарчук, Зельдин, Ирочка Купченко, мы две молодые… Это просто легенды, мы с ними работали. Все эти фильмы, они были попыткой, а уж критикам судить. Это был предмет искусства», — рассказывала о работе с Кончаловским актриса.
Тяга к расширению, обогащению актерской палитры особенно сказалась в ролях, сыгранных Ириной Петровной в середине и в конце 1970‑х: будь то Нина Щеголева в фильме «Здесь наш дом» (1973) или Симона в телефильме «Авария» (1974), Гордана в «Единственной дороге» (1975), или Ирина Кротова в «Страхе высоты» (1976). Можно назвать также Инну Владимировну в фильме «… И другие официальные лица» (1976), Наталью Латышеву в «Однокашниках» (1978), Сервиназ в «Любовь моя, печаль моя» (1978), Нихаль в «Чудаке» (1979).

Певица

Часто снимаясь в кино, актриса не оставляла и театр. Ее несомненной удачей стали роли в двух спектаклях Романа Виктюка — «Украденное счастье» и «Татуированная роза». Этот же режиссер поставил для нее бенефис, в котором она удивила зрителей уже как певица. С первой песни «Ах, как жаль» Ирина Мирошниченко сотрудничает лишь с одним автором. Это поэт и композитор Андрей Никольский. Его удивительная музыкальность, неповторимая стилистика, глубина чувств, сентиментальность оказались сродни ее душе и таланту. В творческом союзе с Андреем Ирина выпустила несколько компакт-дисков, музыкальных альбомов, пластинок, подготовила сольный концерт «Коренная москвичка», не раз показанный по телевидению и изданный на видеокассете. С этой программой как певица Ирина Мирошниченко объездила много городов, выступала перед многотысячной аудиторией в Нью-Йорке и обрела своего нового зрителя, который узнал и открыл ее для себя уже не только по фильмам и спектаклям, но и по песням.

Трижды замужем

Актриса трижды была официально замужем. Первым мужем Ирины Мирошниченко был знаменитый драматург Михаил Филиппович Шатров. Вторым — режиссер Витаутас Жалакявичюс. Третьим мужем — актер и режиссер Игорь Васильев. Сначала от Михаила Шатрова она ушла к режиссеру Витаутасу Жалакявичюсу. Они познакомились на съемках фильма «Это сладкое слово — свобода!». Витаутас увлекся Ириной, оставив семью в Прибалтике. Сделал Ирине предложение. Мама актрисы пыталась помешать разводу и уговаривала Ирину сохранить первый брак: «Не сходи с ума, у тебя прекрасный муж!». Но решительная натура Ирины взяла свое, она рассказала мужу, что полюбила другого и уходит от него. Модный режиссер и яркая молодая актриса — пара Жалакявичюс и Мирошниченко казалась ослепительной. Но ежедневное гармоничное сосуществование и страсть не одно и то же. Между партнерами начались мелкие неурядицы, а затем и крупные скандалы. Буквально через несколько месяцев Ирина подала на развод.
О третьем замужестве с актером Игорем Васильевым актриса вспоминает с грустью, ее супруг очень хотел иметь наследников, а Ирине было крайне сложно предпочесть декретный отпуск новым ролям на сцене.

Хобби

Ирина Мирошниченко любит водить машину и прекрасно с этим справляется. Был период, когда актриса увлекалась конным спортом. Она обожает классическую музыку, литературу и живопись.
Артистка занимает активную жизненную позицию, ведет в Интернете личный блог, обсуждая со своими поклонниками самые последние новости и события.
Ирина Мирошниченко — актриса вне времени, она вошла в историю советского кинематографа изящной, тоненькой девушкой, мечтающей покорить мир кино. Легким движением руки она заставила его пасть к своим ногам.
«Что-то свершилось, что-то — нет, что-то сбылось, что-то — не получилось. Наверняка была масса ошибок, потому что жизнь прожить без каких-либо ошибок и каких-то погрешностей невозможно, нет идеальных, совершенных людей. Но мы всегда к этому должны стремиться. Так и я старалась», — подытоживает актриса.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА