Актриса из народа

06.07.2016 07:27   -
Автор:
Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года, по некоторым данным, в селе Константиновка Донецкой области), по другим источникам — в станице Отрадная Краснодарского края.
Кроме Нонны, в семье было еще шестеро младших детей. Мать актрисы работала председателем колхоза, работы было много, а все домашние хлопоты ложились на хрупкие плечи старшей дочери. Сама Нонна Викторовна, вспоминая о своем детстве, говорила:
«Еще маленькая была, а уже в поле тяжело работала, за скотиной смотрела, ведра тяжеленные с водой таскала. А тут братья да сестры пошли младшенькие — один за другим, один за другим. И потаскала я их на закорках, и понянчила вдоволь, и соплей понавытирала».
Отдушиной для Нонны стало кино. Она, как и многие другие дети, ходила в клуб, где показывали фильмы. И так ее поражали люди на экране, там будоражили сознание, что она тоже захотела стать артисткой. Известен такой факт. После просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», в котором главную роль играл Николай Мордвинов, Мордюкова написала ему в Москву письмо. И кто бы мог подумать, но актер ответил девочке из села. Причем написал ей, чтобы она по окончании школы приехала поступать в Институт кинематографии (ВГИК).
После войны Нонна отправилась покорять столицу. В то нелегкое время добраться до Москвы было непросто, четверо суток девушка тряслась в товарном поезде. Сразу с вокзала — во ВГИК. Пришла в чем была. Преподаватели и студенты были шокированы этой деревенской девицей, представшей в старых галошах и шерстяных носках. Кроме того, к экзаменам она совершенно не готовилась. Но ее рассказы о сельской жизни с местными шутками-прибаутками сразили членов приемной комиссии наповал. Девушка из народа обошла всех столичных красавиц. Сразу было ясно, вот настоящий самородок. Так Нонна Мордюкова стала студенткой актерского факультета ВГИКа (мастерсая В. Бибикова и О. Пыжовой).
Молодая гвардия
В 1947 году, когда Нонна Мордюкова училась на втором курсе ВГИКа, режиссер Сергей Герасимов предложил ей роль комсомолки Ульяны Громовой в экранизации романа Фадеева «Молодая гвардия». Это была первая работа начинающей актрисы в кино, и она моментально прославила Мордюкову на всю страну, принесла ей Сталинскую премию — одну из высших наград.
Мордюкова создала на экране образ комсомолки, героически боровшейся с фашизмом. И для нескольких поколений зрителей она была прежде всего той самой Улей из «Молодой гвардии».
«После выхода первого фильма, — вспоминала Мордюкова, — мама ходила с высоко поднятой головой, ни одного сеанса не пропускала, а потом открыток моих, которые по всему Союзу продавали, столько накупила, чтобы всем дарить, и гордо говорила: «Это моя дочка!».
Однако такой громкий и быстрый старт имел и отрицательные последствия. Мордюкова настолько срослась с образом Ули в глазах режиссеров, что потом почти 5 лет не снималась вовсе, даже второстепенных и проходных ролей ей никто не давал. Окрыленная легким успехом, актриса тяжело переживала вынужденную безработицу, но не опустила рук.
Замужества
Первым мужем Нонны Мордюковой стал Вячеслав Тихонов. Ему было тогда 19 лет, а Нонне — 22. Вячеслав долго не обращал внимания на Нонну, и ей стоило больших усилий вскружить голову Тихонову. 29 февраля 1950 года у них родился сын, которого назвали Владимиром. Нонна пеленала сына во время скитания по квартирам друзей, и больше десятилетия прожила в проходной комнате в коммунальной квартире. Спустя годы после развода Нонна с сожалением отмечала, что взаимопонимания между супругами не было.
Как говорила сама Мордюкова: «Наше супружество было каким-то неудачным, не подходили мы с ним друг другу. Он меня не любил, а я его любила. Мы оказались с ним такими разными, что казалось, занесло нас на одни квадратные метры с разных планет». Мордюкова всегда жаловалась маме на то, что ей с ним скучно, а мама твердила, что Нонна должна за него держаться, что он хороший отец и семьянин. Тихонов действительно именно таким и был, но разошлись Нонна и Вячеслав спустя всего несколько дней после похорон матери Мордюковой. «Изжили друг друга», — как она сама говорила.
Вторым законным ее мужем был актер Театра Советской армии Владимир Сошальский. «Мы прожили полтора года. Он хороший человек, добродушный, заботливый. И актер хороший. Интересы у нас общие. Думала, начну длительную семейную жизнь, но не сложилось. Сошальский любил жениться. Как понравится женщина — так женится», рассказывала актриса.
Сильная женщина
Основным амплуа для зрелой Мордюковой стал образ сильной женщины, вынужденной взять на себя проблемы, которые раньше считались типично мужскими. К примеру, в фильме «Простая история» актриса играет председателя колхоза Сашу Потапову — прямую и жесткую, но справедливую женщину, потерявшую на войне мужа.
Сценарий картины писался специально под Мордюкову, и она участвовала в процессе, внося свои коррективы. Тем более что жизнь председателя колхоза Нонна представляла себе отлично, ведь именно председателем работала её мать, многие черты характера которой также нашли место в образе Саши Потаповой.
«Под гребешок война уравняла миллионы женских судеб, особенно жестоко она прошлась по тем, кто не познал в те тяжкие годы ни любви, ни материнства, ни крепкого плеча мужа. До сих пор видятся мне картины, как рыдают молодые казачки, как идут они рядом с конем, на котором уезжает муж или жених на фронт, и не могут отпустить стремени. Я видела, как они получали похоронные, и помню, как никто не вернулся с войны. И эти красавицы в недоедании и вечном труде как-то слишком быстро обветрились, ссутулились и, не успев в зеркала взглянуть, состарились, да так и по сей день еще живут. Нашли свое забвение в труде да в заботах. Кто велел мне посвятить им свое творчество? Не знаю. Так получилось», — писала актриса в своих мемуарах.
Сильная женщина в исполнении Мордюковой появляется и во многих других фильмах. Например, в знаменитой картине «Комиссар» и в фильме «Они сражались за родину».
В 1982 году Мордюкова снялась в картине Никиты Михалкова «Родня». «Пришлось шестимесячную завивку сделать шаром вокруг головы и два накладных зуба из нержавейки вставить, — вспоминала актриса. — Но деваться было некуда, пришлось согласиться, ведь искусство требует жертв».
Но после шумного успеха «Родни» и рязановского «Вокзала для двоих» у Мордюковой 18 лет не было ни одной серьезной роли. Так, работу в фильме «Ширли‑мырли» Мордюкова не считала серьезной работой. «Туда я пошла из-за денег», — признавалась актриса.
Романы
О своих двух самых ярких романах рассказала в одном из интервью сама Нонна Викторовна:
—В моей жизни были две высокие точки — Вася Шукшин и сценарист Боря Андроникашвили. С Шукшиным у нас была обоюдная и глубочайшая любовь на картине «Простая история». Роман у нас был настоящий, красивый, но недолгий, я была замужем. Он пришел как-то на съемку, отозвал меня в сторону за кустики и говорит: «Я уже своей невесте сказал, что люблю тебя». (Это еще было до встречи с Лидой.) И больше ничего. А Славка как чувствовал: приехал с сыном и с удочкой к нам в экспедицию, в село Лепешки под Пушкином. Никогда не приезжал ко мне на съемки, а тут приехал. Кто его послал — неизвестно. Так тяжело мне было, так тяжело! Говорю Васе: «Ну что, видишь? Приехал… Ты поезжай в Москву, а я все устрою». Вася отснялся и уехал. Потом вернулся досняться в эпизоде, но тут уже был конец съемок, надо разъезжаться. А ведь мы могли быть с Васькой яркой парой, таких бы делов наделали в искусстве!
После развода с Тихоновым моим гражданским мужем стал Борис Андроникашвили, грузин по национальности, сын репрессированного писателя Бориса Пильняка и актрисы Киры Андроникашвили, которая была сестрой советской звезды Наты Вачнадзе. Муж был двоюродным братом грузинских режиссеров Георгия и Эльдара Шенгелая. Мы с ним познакомились в Доме кино после какого-то просмотра. Неописуемой красоты! Представляете: под метр восемьдесят, очаровательные огромные глаза с хлопающими ресницами. Берет мою руку: «Разрешите с вами познакомиться? Меня зовут Борис. Пойдемте песни петь». Ну, еще акцент грузинский, голос с хрипотцой… Я была покорена сразу. И пошла как сомнамбула. Пошла и пошла, и пошла… Но мы всего лет пять прожили. Я ушла от него — он «по-грузински» обошелся с одной своей школьной подругой. Борис мне потом объяснял, что по-грузински нехорошо отказывать женщине, которая к тебе испытывает чувства, а я не смогла его простить. Потом жалела, конечно.
Бриллиантовая рука
В комедии «Бриллиантовая рука» Мордюкова предстала в сатирическом образе управдома-общественника. А какие цитаты из её уст ушли в народ! «Может, там собака — друг человека, а у нас управдом — друг человека». «Наши люди в булочную на такси не ездят!». «А если не будут брать — отключим газ». «Все эти годы он маскировался под порядочного человека».
Удивительное дело, но редакторы студии именно игру Нонны Мордюковой объявили неудачной. Об этом, например, говорили режиссеры Столпер, Арнштам, Рязанов, критик Туровская, а также Кремнев, Соколовская. Гайдай все же отстоял в фильме Мордюкову, и ее образ получился одним из самых ярких. Хотя изначально из всех актрис, пробовавшихся на роль управдомши Варвары Сергеевны Плющ (а пробовались ещё Клара Лучко и Татьяна Гаврилова, да и супруга Гайдая Нина Гребешкова тоже хотела именно эту роль), менее всего Гайдаю понравилась именно Нонна Викторовна. Он знал её исключительно как драматическую актрису. Но открыл в ней ярчайший комедийный дар после роли купчихи в «Женитьбе Бальзаминова». К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.
А в итоге Нонна Викторовна стала душой коллектива. Вот как об этом написала в журнале «Советский экран» журналистка Л. Ягункова, посетившая съёмочную площадку фильма в июне 1968 года:
«…Вы скажете — какая чепуха: не могут же в самом деле актеры отвечать за настроение всей группы! Но снимается-то комедия!.. Здесь без праздника нельзя. Актеры хорошо понимают это. Допустим, Нонна Мордюкова и Станислав Чекан не участвуют в эпизоде. И тем не менее они появляются на съемочной площадке. Дело в том, что и Нонна Мордюкова, и Станислав Чекан — люди, что называется, «с атмосферой»: при них все чувствуют себя как-то прямее, моложе, ну, что ли, зажигательнее. Одним словом, актеры на съемочной площадке — это душа всей группы…».
Многие слышали историю, что во фразе «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу» изначально звучала не любовница, а синагога. А знаете, почему её заменили?
Вышестоящее начальство, посмотрев картину, сказало: «Вот вы подняли еврейский вопрос, но никак его не решили».
Гайдай недоумевал — это же шутка. После объяснений режиссера, что еврейскую проблему он и не думал затрагивать, начальство предложило: «Ну скажите хотя бы: «Тайный дом свиданий». — «Я знаю, что в нашей стране есть синагоги, — сказал Гайдай, — но вот насчет тайных домов свиданий ничего не слышал». В конце концов синагогу заменили на любовницу. Вообще, на худсоветах, обсуждавших рабочий материал комедии, неоднократно предлагали сократить роль Мордюковой, а то и вовсе свести ее на нет. К счастью, не удалось.

В 1992 году имя Нонны Мордюковой присвоено одной из малых планет Солнечной системы. Кроме того, она включена в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века редакционным советом британской энциклопедии «Кто есть кто».

Последние годы
Последний фильм с участием Нонны Мордюковой «Мама» вышел в 1998 году, хотя сама актриса подчеркивала, что для неё кино закончилось еще на фильме «Родня». Но и о последней своей работе Нонна Викторовна сохранила добрые воспоминания:
…В последний раз актриса появилась на публике за три года до своей кончины. Это было празднование её 80-летия в московском доме кино.
Нонна Викторовна Мордюкова скончалась 6 июля 2008 года на 83‑м году жизни. По просьбе самой актрисы её похоронили в закрытом гробу и без панихиды. Огромного памятника на могиле Нонны Мордюковой вы также не увидите. Актриса похоронена на Кунцевском кладбище рядом с сыном.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА