Актер с непростым характером

22.04.2015 07:58   -
Автор:
Сергей Филиппов родился в 1912 году в Саратове.
В школе Сергей не отличался примерным поведением, но любил уроки литературы и химии, из-за которой его и выгнали: в результате экспериментов Филиппова с соляной кислотой и опилками выделился очень едкий газ, и школу на несколько дней пришлось закрыть. После этого Филиппов стал учеником пекаря, но продержался недолго: как-то, зачитавшись Джеком Лондоном, он забыл посолить воду, на которой замешивали хлеб, и был уволен. Маленький Сергей Филиппов очень любил самозабвенно с энтузиазмом танцевать. Однажды зимним вечером он проходил мимо клуба и увидел в окне танцующие силуэты. Это был танцевальный кружок, и Филиппов стал его регулярно посещать. Занятия танцами настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником, и перед ним могло открыться блестящее будущее в балете.
Дороже всех трезвых
По совету своих преподавателей Филиппов отправился в Москву поступать в балетное училище при Большом театре. Приехав в столицу, он узнал, что приемные экзамены уже закончились, и по совету одного из членов приемной комиссии отправился в Ленинград, чтобы поступить в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.
Филиппов много выступал на эстрадных площадках Ленинграда, и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. И хотя Акимов прекрасно знал, что его актер злоупотребляет спиртным, говорил так: «Для меня один талантливый пьяница — дороже десятка трезвых бездарей!»
У легендарного режиссера актер играл в основном комедийные роли, в амплуа комика чувствовал себя как рыба в воде и был безмерно счастлив, что одной репликой может заставить смеяться целый зал. Когда Филиппов впервые получил свой гонорар, то, увидев сумму, гордо заявил: «Отдайте эту мелочь директору!» И с достоинством удалился. Его позвали к Акимову. Сергей Николаевич явился, полон возмущения: «Вы смеетесь, что ли? Я женатый человек, нам есть надо! А на эти деньги только мороженое купишь». Николай Акимов стерпел этот дерзкий напор и повысил зарплату Филиппову, но в дальнейшем требовал от него полнейшей отдачи, не уставая ругать актера за «дисциплинарные проступки», которых Филиппов совершал предостаточно.
Дебютировал Сергей Филиппов в картине «За Советскую Родину», где он сыграл маленькую роль финна. В том же году Филиппов сыграл крестьянина-партизана в «Волочаевских днях» у братьев Васильевых, и в картине Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Выборгская сторона».
Народная популярность
В годы Великой Отечественной войны Сергей Филиппов вместе с театром уехал в эвакуацию и продолжил там сниматься в кино. Он снялся в фильмах «Железный ангел» и «Мы с Урала», «Новые похождения Швейка», «Кощей Бессмертный». Существует легенда о том, что якобы на знаменитой блокадной фотографии, изображающей истощенного старика, был сфотографирован Филиппов.
Послевоенные годы были успешными в кинокарьере актера. На экраны СССР один за другим выходили фильмы с участием Филиппова: «Кортик», «Мы с вами где-то встречались…», «Укротительница тигров» и «Запасной игрок».
Актер Владимир Труханов, хорошо знавший Сергея Николаевича, рассказывал: «Его любили, хотя характер у него был и непростой. В народе популярность у него была огромна. К примеру, спуститься к киоску купить сигарет становилось для него целой проблемой: мальчишки, подвыпившие граждане, просто прохожие буквально обступали его. Приходилось маскироваться. Сергей Николаевич по этому поводу жаловался мне: «Володь, ну почему ко мне лезет знакомиться всякая шваль! Что я за актер такой».
 Рязановский подход
В 1956 году на экраны СССР с успехом вышла новогодняя комедия «Карнавальная ночь». Тогда еще совсем молодой режиссер Эльдар Рязанов делал свой первый фильм по образу и подобию музыкальных комедий Григория Александрова тридцатых годов. Когда Сергей Филиппов появился в съемочном павильоне «Мосфильма» слегка «навеселе», Рязанов этому факту только обрадовался, посчитав, что играть актеру предстоит тоже пьяного, значит, получится все реалистично. Но на деле все оказалось по-другому — роль у Филиппова не шла. Дубли снимались, пленка расходовалась, режиссер нервничал, а результата все не было. Вконец разозленный Рязанов выгнал Филиппова со съемочной площадки и отправил обратно в Ленинград, решив вообще вычеркнуть эту роль из сценария. Но роль лектора Филиппову понравилась, это был его герой. Через два дня Сергей Николаевич, абсолютно трезвый, вновь прибыл в штаб «Карнавальной ночи» и отлично все сыграл, а блистательная сцена филипповского лектора стала впоследствии классикой советского кинематографа.
В следующей картине «Девушка без адреса» роль бюрократа Комаринского была специально написана под Филиппова. Их «супружеская» пара с Зоей Федоровой смотрелась уморительно. «Масик! Кусик! Масик хочет водочки».
Любовь к славе
Личная жизнь Филиппова складывалась напряженно. Первый раз актер был женат на Алевтине Горинович, актрисе балета, с которой он прожил 10 лет. В этом браке родился единственный сын Филиппова — Юрий.
Алевтина Ивановна постоянно ревновала мужа к поклонницам, сцене и кино. В книге Юрия Филиппова приводятся слова отца, где он признавался, что ради славы был готов бросить и жену, и сына: «Мама тогда страшно обиделась: «Ну и иди к своей славе!».
Со своей второй женой Антониной Голубевой, детской писательницей, Филиппов познакомился в ресторане «Астория». Юрий Филиппов рассказывал: «Вскоре после развода с мамой Сергей Николаевич переселился к писательнице Антонине Голубевой, которая была старше его лет на двадцать. Она вовсю командовала отцом, мечтала муштровать так же и меня. Я же не признавал такого права за его новой женой. Мне до сих пор обидно, что отец был женат на такой старой и некрасивой женщине! Отец был глубоко аполитичный человек, а Голубева — ярый коммунист, чуть ли не агент КГБ, к нему приставленный… Что их могло связывать — знали только они».
Редкий кадр
Переломным для Сергея Николаевича стал 1970-й год, когда Леонид Гайдай пригласил его на роль Кисы Воробьянинова в свою киноверсию «Двенадцати стульев».
Филиппов даже не мог поверить, что это не сон. Ему досталась одна из главных ролей в экранизации любимого произведения, и актер был бесконечно благодарен Гайдаю за такой подарок судьбы. Вдова Леонида Гайдая Нина Гребешкова рассказала об их отношениях: «Гайдай ценил его за редкий дар — фактурный, в работе Сергей Николаевич был очень скрупулезный и ответственный. Кстати, за все время съемок «12 стульев» Сергей Николаевич ни разу не позволил себе выпить ни грамма. Он со всей серьезностью и ответственностью подходил даже к самой незначительной роли. К примеру, роль шведского посла или гостя из картины «Не может быть», роли сами по себе маленькие, но так, как их сыграл Филиппов, их не сыграл бы никто».
Во время съемок Сергея Николаевича мучили сильные головные боли, у него была обнаружена опухоль головного мозга. Перед озвучиванием фильма «Двенадцать стульев» Филиппов с женой поехали в Москву, чтобы сделать операцию по удалению опухоли, но столичные медики отказали артисту в операции, посчитав ее смертельно опасной. Вернувшись домой в Ленинград, Филиппов продолжал жить обычной жизнью, пока в один из дней не потерял сознание прямо на улице. Его доставили в городскую больницу № 25, и там его, лежащего в коридоре, узнал один из врачей. Филиппову была сделана незамедлительная операция по удалению доброкачественной опухоли и части черепной кости.
Ни свечей, ни пения
Последние годы своей жизни Филиппов провел в бедности и одиночестве. Актер был одиноким, а из-за расточительности ничего не скопил себе на старость. Он сам выбрал такой образ жизни — никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по «Ленфильму», зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни.
Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего по улице Сергея Филиппова. Он предложил подвезти коллегу по актерскому цеху. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Боярский предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и, вернувшись в машину, отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал: «Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны».
Сергей Филиппов умер 19 апреля 1990 года от онкологического заболевания и был похоронен рядом с Антониной Голубевой на Северном кладбище в Санкт-Петербурге. Эпитафией артисту стали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».
Подготовила Алла ИНИНА