Актер с яркой харизмой

07.09.2016 07:06   -
Автор:
Актер снялся более чем в 80 картинах, но по-настоящему удачными он считал лишь пять своих ролей — в фильмах «Никто не хотел умирать», «Солярис», «Гойя», «Приключения принца Флоризеля» и, конечно же, «Мертвый сезон».
Становление
Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в городе Каунасе. Отец — Банионис Юозас, по характеру страстный и импульсивный, был свидетелем и активным участником революционных событий 1905 и 1917 годов, был ранен, участвовал в Первой мировой войне, за политические убеждения не раз сидел в тюрьмах, затем эмигрировал в Бразилию.
Мать, Блажайтите-Банионене, оставшись с двумя детьми — Донатасом и его старшей сестрой, терпела много лишений. С трудом удавалось хоть как-то одеть, обуть и накормить детей. После возвращения Юозаса Баниониса в Литву жить семье стало немного легче, хотя денег по-прежнему не всегда хватало.
Донатасу, как, впрочем, и многим детям, была свойственна удивительная способность среди нужды и лишений создавать своим воображением полный иллюзорного очарования мир — мир фантазий и грез. Его увлек театр. Многие часы напролет проводил он в сладких мечтаниях о грядущей актерской карьере, бредил о сцене, запахе кулис, о таинственной, волшебной жизни, которая царит за тяжелым бархатным занавесом…
Во многом этому состоянию способствовали и родители, люди с творческими началами, которые сами постоянно тянулись к искусству, — отец и мать участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели, да и познакомились они на одной из репетиций хора.
Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, отец все-таки убедил Донатаса, что сперва нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.
Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, будущий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драматический кружок, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать. Вскоре возникло желание поступить в студию Каунасского театра драмы. Однако учеба там стоила немалых денег, которых у семьи было немного, и о профессиональной сцене пришлось на некоторое время забыть.
В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис — молодой режиссер, вернувшийся недавно из Европы. Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис создавать новую модель театра — для народа и во имя народа, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу. В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером. С тех пор жизнь актера неразрывно связана с Паневежисом. На сцене театра Донатас Банионис создал более 100 образов. Среди них роли в спектаклях: «Смерть коммивояжера» А. Миллера (Вилли Ломен), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), «Лжец» К. Гольдони (Октавий, 1952), «Как закалялась сталь» Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (Тесман, 1957), «Там, за дверью» В. Борхерта (Бекман, 1966), «Ревизор», Н. В. Гоголя (Городничий, 1977), «Кафедра» В. Врублевской (Брызгалов, 1980), а также в спектаклях «Соломенная шляпка» Э. Лабиша, «Предложение» А. П. Чехова, «Севильский цирюльник» Бомарше и др.

«Не ищите в искусстве новое, ищите вечное», — любил повторять Донатас Банионис слова своего учителя Юозаса Мильтиниса.

Большой экран
В кинематографе Донатас Банионис дебютировал в 1959 году в роли Дауса в картине «Адам хочет быть человеком». Появление актеров Паневежиса на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 60‑х годов. Первые роли давались отнюдь не легко. По словам самого Донатаса Юозовича, лишь к четвертой картине произошло его рождение как актера кино. Однако впоследствии он создал целый ряд образов, по праву числящихся в классике советского киноискусства. В главных фильмах актера — «Никто не хотел умирать» (Вайткус, 1965), «Мертвый сезон» (Ладейников, 1968), «Солярис» (Крис Кельвин, 1972), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (Гойя, 1971), «Бетховен — дни жизни» (Бетховен, 1976) — важны были не особенности жанрового воплощения, а сама внутренняя суть сыгранных персонажей, их психологическая многомерность.
Среди сыгранных актером ролей — и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах.
Но стиль игры актера, его манера наиболее полно, пожалуй, выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: «Баниониса называли «интеллектуальным» актером… Банионис — и глубоко чувствующий, лепящий образ «вовнутрь». Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания… Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность — внутри. Его лицо — внутри. Оно соткано из эмоций».
Роли
Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме Саввы Кулиша «Мертвый сезон» (1968). Как признавался сам актер, на пробах к фильму он не особо старался, поскольку считал, что роль не его. Действительно, до этой картины кинематограф преподносил нам разведчиков как высоких, стройных красавцев. Фильм «Мертвый сезон» поломал эти стереотипы. Перед нами возник невысокий, немного грузный, усталый человек. Банионис рассказывал, что в этой роли он постарался сыграть не разведчика, а человека, попавшего в такие обстоятельства. Фильм вышел за рамки шпионского романа — это история об одиночестве порядочного человека и о жестокости мира. Банионис сумел передать будничность работы разведчика, в которой больше ожидания и размышления, чем собственно действия.
Роль Ладейникова потребовала филигранной актерской техники, равно как и образ молчаливого, интеллигентного Олбэни в «Короле Лире» (1970, режиссера Г. М. Козинцева). Совсем иначе — ярко, темпераментно, пластически остро — сыгран Банионисом Франсиско Гойя в фильме «Гойя» (1971, режиссера К. Вольфа, СССР–ГДР). Сложным было отношение актера к «Солярису» (1972, режиссера А. А. Тарковского), где он сыграл главную роль — Криса Кельвина в рамках, жестко очерченных деспотической и гениальной режиссурой.
В большинстве русскоязычных фильмов Донатаса Баниониса озвучивал Александр Демьяненко, так как от литовского акцента актер избавиться не смог. Говорят, он даже приплачивал киностудиям, чтобы его герои говорили голосом именно Демьяненко, а не кого-нибудь другого. Этот голос настолько прочно закрепился за обликом Баниониса, что зрители были уверены в его принадлежности литовскому артисту.
Семья
Личная жизнь Баниониса никогда не давала поводов к досужим сплетням. В 1948 году он женился на женщине из простой крестьянской семьи с редким именем Она (ударение на первом слоге). Они познакомились в 1943 году. Банионис работал тогда в театре, а Она, будучи ученицей гимназии, пришла заниматься в студию при этом же театре. При советской власти Она поступила в Вильнюсский университет, но проучилась там всего 2 года, после чего вынуждена была уехать: ее родителей объявили врагами народа только потому, что они были богатыми людьми и владели 80 гектарами земли. За это отец девушки попал в тюрьму, брата отправили в Воркуту как политзаключенного, чуть позднее репрессиям подверглись и два других ее брата. Саму Ону предупредили о возможном аресте, и она успела сбежать, поменяв фамилию. В конце 40‑х она вернулась в Вильнюс и вскоре вышла замуж за Баниониса. Это было 3 мая 1948 года.
По словам Баниониса: «Моя жена Она очень нежная, ласковая и терпеливая женщина, если смогла выдержать все мои скитания… Нет-нет, я не содержал любовниц, никогда не бросал семью, просто мне пришлось много ездить по миру. Например, после фильма «Никто не хотел умирать» (1966) меня стали наперебой приглашать сниматься, и, естественно, я редко бывал дома. Долго жил и работал в Германии… Да где я только не жил! А жена ждала меня и, по сути, сама растила наших сыновей — Эгидинюса и Раймундаса…
* * *
Донатаса Баниониса не стало 4 сентября 2014 года. В последние годы Банионис тяжело болел — шесть лет назад он похоронил супругу, и с тех пор жаловался на сердце и жил с кардиостимулятором. И вдруг инсульт…
Его похоронили на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА