Актер, поэт, философ, недорешивший жизненных вопросов

14.11.2016 07:21   -
Автор:
Николай Сараев умел легко установить контакт со зрителями — и задушевно погрустить (например, в стиле французского шансонье исполнял песни в «Волшебнике Изумрудного города»), и насмешить от души. Когда в «Тайне Снежной Королевы» актер с отменным озорством играл подлого Короля, бегая по сцене в ночной рубашке, колпаке и белоснежных гольфах, удержаться от смеха не могли даже взрослые. Сказочных героев он наделял жизненной типичностью. «В его душе жил ребенок», — написала на сайте театра одна из посетительниц. В последние десятилетия, создав музыкальную драматургию ко многим спектаклям ТЮЗа, по иронии судьбы Сараев крайней записью в трудовой книжке имел «заведующий музыкальной частью». На такой компромисс руководство пошло, чтоб не разлучать актера с театром. Главный режиссер театра Александр Ковшун назвал Сараева человеком антиформулы «это не мое дело»: «Николаю до всего в театре было дело. Даже находясь на больничном, он бывал на репетициях, учил роли, в которых надеялся еще выйти к зрителям. Весной даже на субботник пришел, хотя мы все знали, чего ему это стоило, по сравнению с молодежью». Ведущий актер театра Сергей Городецкий поделился трогательным и мощным наблюдением за одной репетицией уже болеющего тогда партнера: «Как-то на подмене он, с палочкой в руке, но с таким счастьем в глазах — вышел на сцену и выполнил технически сложную мизансцену, при этом обнаружив абсолютное знание текста. Николай весь горел одержимостью прожить несыгранный им на зрителях образ хотя бы в репетиции»! Особым светом преемственности осветились выступления Виолетты Яковлевой и Дарьи Ямпольской — любимых сценических «дочурок» и «внучек» Н. Сараева. Старый друг, товариш по обучению в Саратовском театральном училище им. И. Слонова, заслуженный артист Украины Владимир Горбунов в перерыве между собственными спектаклями в театре кукол им. В. Афанасьева примкнул к ТЮЗовской семье, чтоб поделиться воспоминаниями и прочесть авторские стихи памяти Н. Сараева.
Одновременно дельная и теплая атмосфера вечера памяти коллеги и друга — заслуга Андрея Лебедя. Вместе со звукооператором Дмитрием Абрамовым режиссер создал монтаж видео архива Н. Сараева, озвучил такие ценные теперь письма последних месяцев жизни актера к коллегам. В завершение вечера актеры роздали всем собравшимся текст финальной песни из спектакля «Тайна Снежной Королевы». И закружилась, многократно повторенная хором собравшихся, строчка припева: «В ком есть любовь, тому не страшны грозы. / Тех снег и зной обходят стороной. / И расцветают трепетные розы, / Как Божии знаменья к Рождеству». А посредине малой сцены в круге друзей Сараева танцевали под его песню его маленькие племянницы. «З журбою радість обнялась»…
В этот вечер памяти Николай Сараев «смотрел» с портрета на экране, с экрана же читал свои остроумные стихи, дурачился или же рвал нервы в самых разных своих ролях. Последним спектаклем для взрослых, в котором актер вышел на сцену, уже будучи серьезно больным, стал «Капитан Фракасс». Каждая реплика в тот памятный для театра вечер находила подкрепление для Сараева в смысле бытия; он играл с какой-то дерзостью и оптимизмом вопреки всему, словно реализуя пушкинские слова: «Есть упоение в бою / И бездны мрачной на краю». В роли Педанта у Сараева были такие слова: «От нас ушел актер, поэт, философ, неразрешивший жизненных вопросов». Только чуть-чуть подправлю цитату, перенося ее смысл на самого Николая: «недорешивший жизненных вопросов». Конечно, как человек сложной линии жизни, Сараев по-своему объяснял ее закономерности, но ему еще интересна была жизнь. За полгода до свого ухода актер присутствовал на юбилее родного театра: помню, хохотал над капусником до слез, сам шутил, был растроган историческим моментом, по обыкновению ухаживал за дамами, вот только перед тем, как подняться в малый зал, взял меня под руку — лестница была для него целой проблемой. Несмотря на слабость, в Международный день театра Сараев «отметился» на празднике в Доме актера. У него была такая объяснимая жадность ко вниманию, к донорам позитивной энергии. Максимальную их концентрацию по-прежнему давал театр. Если не работа в нем, то хоть общение на тему сцены. По случаю разных праздников Николай писал трогательные четверостишия в «личку», проявлял заботу, когда сам в ней постоянно нуждался. А вот строки из одного непраздничного размышления Сараева: «Опыт актера — это не гарантия уровня «выше». Умножая знания, умножаешь скорбь. Актер — инструмент, который должен звучать во всех человеческих проявлениях. А к пенсии звучит не все… Прости, что гружу». Или — написанное им после выхода в любимой роли Хомы Кычатого, горькое: «26 ноября работал «Назар Стодоля». Болела нога и не было подъема творческого нерва. Зрители кричали «браво», актеры поздравляли с возвращением в спектакль, а я переживал, что повторить лучшее не получилось. Костюм и сапоги стали большими, актеры перестали давать поводы на необходимые реакции. Глупая попытка оправдать несостоявшееся»! После зимы–весны, когда короткая ремиссия позволяла ему выходить на сцену, заходить на чужие репетиции, Сараев ослабел, но верил в свое возвращение в строй до последнего. По словам коллег, Николай буквально цеплялся за жизнь новыми творческими замыслами. Сестра Ирина рассказала, что брат даже в больничной палате постоянно слушал свои спектакли через наушники, повторяя тексты ролей. Даже отлученный от театра в последние недели болезни,
Сараев интересовался рабочим расписанием коллег, «заочно-виртуально» переживал с ними волнение и радость премьер.
Н. Сараев будет служить театру своим талантом еще столько, сколько будут играться спектакли для малышей «Дюймовочка», «Волшебник Изумрудного города», «Тайна Снежной Королевы», «Синдбад‑мореход и медный город», «Красная Шапочка», а также осовремененный театром шевченковский «Назар Стодоля» для взрослой публики — ведь в этих спектаклях звучит его музыка.
* * *
А сказку «Красная Шапочка» рекомендуем посмотреть всем детям дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, спектакль стильный. Художник по костюмам Александр Абманов угодил вкусам зрителей стилем эпохи Людовика-Солнца. Особенно визуально привлекательны и театральны образы Красной Шапочки (Дарья Ямпольская), Шарля Перро (Роман Фанин) и Волка (Иван Михальченко). Отметим, что Волк и Заяц технически самые сложные роли в спектакле, поскольку актеры все время играют их в масках. А ведь именно эти герои по сюжету постоянно играются в «догонялки», а Заяц (Дмитрий Герасимчук) еще и подвержен «обморокам» на почве страха перед Волком. Режиссер Андрей Лебедь считается с возрастной категорией адресата своего спектакля — он, как известно, непоседливый и шумный, а потому в сказке не так много текста, зато очень много пластических трюков, актерских хохм и приспособлений, на которые дети реагируют незамедлительно. Постановка Еленой Приступ танцев из элементов придворных балетов и поклонов стала определенным испытанием на грацию для молодых актеров.
В премьере «Красной Шапочки» без раздражающего нравоучения доступно для ребенка звучат мысли о том, что в жизни зло бывает намного коварнее, чем в сказке, и о том, что нужно слушаться родителей. Когда приятель Красной Шапочки Заяц сначала предупреждает ее об опасности леса, а потом с перепугу решает принести девочку в жертву голодному зверю, чтоб самому спастись, Шарль Перро — Р. Фанин ловко проводит в сознание детей тему перерождения добра в зло: «Ах, ты Заяц, ты же теперь не просто трус, ты же еще и предатель». Актер произносит эти слова настолько веско и справедливо, что даже взрослым становится не по себе. Пьеса Натальи Сикачиной по сказке Перро восстановила равновесие в сознаннии по поводу досадного недоумения, которое испытываешь с детства, читая эту сказку: у девочки есть мама, бабушка, но нет ни отца, ни дяди, ни дедушки. На смену им в защиту Красной Шапочки почему-то бросается сомнительный Охотник или Дровосек. К слову, в спектакле А. Лебедя звук трубящей охоты обращен прямо на зал, и маленькие зрители с огромным удовольствием осознают, что именно им отведена роль спасителей Красной Шапочки. Так вот, в спектакле театра для детей и юношества семья героини радует полнотой. Ее отец Шарль — по совместительству Шарль Перро (Роман Фанин) принимает участие в судьбе дочки не меньше, чем его жена (Ольга Дружченко). Очень гармоничная пара сказочных родителей не дает пятилетним зрителям нигде в спектакле всерьез испугаться за судьбу героини. Такие родители в обиду не дадут, сказку на ночь сочинят и мудрую колыбельную споют. И еще пару слов о гендерном равновесии, установленном в спектакле Сикачиной и Лебедем: пережив все треволнения из-за встречи с Волком во сне, девочка просыпается и понимает, что поездка к бабушке на самом деле ей только предстоит. И вот тогда мудрые родители принимают решение отправить Красную Шапочку с гостинцем к бабушке… в сопровождении двух храбрых кузенов (все те же актеры Иван Михальченко и Дмитрий Герасимчук, но уже без масок)!