Абсурдное утро с «Воробушком»

07.12.2016 07:04   -
Автор:
Приглашать зрителя в такое время (к 7 утра) — это надо быть или очень самоуверенными, или очень талантливыми. Или и то и другое, но без последнего — никак. И твёрдо решив для себя разобраться в этом вопросе и разложить всё по полочкам, завожу будильник на 5.30.
…Когда ты встаёшь в такую рань ради встречи с искусством, то по идее должен чувствовать себя ну очень одухотворённой личностью. Но почему-то не чувствуешь. Давишься завтраком, косишься в окно, за которым темень и холод, и бормочешь себе под нос: «Вот оно мне надо было?» и «Надеюсь, оно того стоит». А еще очень волновал вопрос: «Будет ли кроме меня еще хоть кто-то в зрительном зале?».
Утренний бодрящий морозец, практически пустое в такое время метро — и вот я уже у входа в ЦК. Бодрящий аромат кофе из фойе и поток людей, которые направляются явно туда же, куда и я, заставляют окончательно проснуться от удивления. Да — зрительный зал полон. И я даже ощущаю некую гордость за родной Харьков. «Театр уж полон, ложи блещут»… впрочем, тут я немного погорячилась, ибо совсем не рафинированный бомонд, а задорные молодые лица и оживленное обсуждение предстоящего зрелища наполняет зал весёлой непринуждённой атмосферой.
…Ты еще не знаешь чего ожидать, но предчувствие чего-то необычного — оно витает в воздухе, и ты невольно проникаешься им. Какое-то полузабытое ощущение детского новогоднего утренника оживает в памяти. Но шоу уже начинается, и ты оставляешь раскопки глубин подсознания, пытаясь уловить суть того, что происходит на сцене. А вскоре забываешь и об этом. Какая может быть суть у абсурда? И вообще, что за безобразие тут творится? Где фабула, где сюжет — я вас спрашиваю?! И почему мне так смешно, чёрт побери?! Я же, вроде, разумный серьёзный человек, а тут… Задумчивый этот самый черт, который появляется при каждом упоминании, обсуждение актуальных тенденций модных плащей на месте преступления, труп, который вступает в пререкания с полицейскими, комиссар уголовного розыска, который оказался собакой Джеймса Белуши — всё это звучит абсурдно. И выглядит так же, поверьте. Но вместе с тем — это, действительно, смешно. Это не туповатый юмор ситкомов и не заигрывание со зрителем.
На мой взгляд, это — тот самый «абсурд», когда буквальное прочтение метафор лишает их всякого смысла. Возникает некий логический тупик, из которого вывести может только чувство юмора. И тут от артистов, сценаристов и режиссёра требуется отменное чувство стиля и меры, чтобы не скатиться в безвкусицу и нелепость. И, несомненно, нужен талант. А когда все компоненты собраны в один котёл — тут и заваривается такая каша, которую очень вкусно расхлёбывать зрителю И вот тогда он верит, смеётся, соучаствует и рукоплещет даже в семь часов утра.
Конечно, после спектакля мне захотелось немного поближе познакомиться с «Воробушком» и задать несколько вопросов. Хотя в ходе интервью у меня возникло ощущение, что я участвую в написании сценария для новой порции абсурда. Впрочем, судите сами:
—Мне кажется, Ваш театр — очень даже «народный». Почему Вы его называете «инародным»?
—Мы народный театр? Вот и мы так считаем. Раньше мы назывались «Ный Тр Абсурда Ворошек». Затем к нам стали приписывать различные буквы и в конечном итоге все стало так, как есть. А вообще, мы себя народным не считаем. «Инародным» быть веселее — однозначно. Инородное тело в организме системы.
—Расскажите нашим читателям о себе, о составе театра. Кого нам благодарить за такое незабываемое зрелище? Страна должна знать своих героев в лицо!
—В составе театра 6 персон основного состава. Общее число пернатых — 12 человек (плюс / минус 24 человек). Легкий детективчик «Сутреца» пророс из зерна, которое посадил Вячеслав Маслов в ямку, которую в 7 утра вырыл Олег Свищ. Затем общими поливами, удобрениями, борьбы с жуками — зерно проросло и дало свои плоды.
—Как Вы решились поставить своё «Сутрецо» в семь утра? Не боялись, что придётся играть перед пустыми стульями в зрительном зале?
—Нет. Больше боялись, что сами проспим. Поэтому ночевали прямо на крыше ЦК под открытым небом. В целом, задача театра — делать что-то новое и удивлять. Поэтому шоу в 7 утра — это лишь начало. Сейчас ведем переговоры с семьей бурых медведей, чтобы сделать с ними тур «Вверх за лососем».
—У Вас есть подопытные, на которых Вы тестируете, насколько смешным будет новый спектакль?
—Этого никто не знает. Никто не уверен даже на 78 %, что будет то или иное смешно. Однажды мы поставили очень серьезную историческую драму «Добро Добро Халва», а она выросла в комедию. Сводки спортивных достижений за месяц каким-то образом выросли в ток-шоу «Свищ есть — можно поесть», которое можно глянуть 21 декабря.
—А если серьёзно, то ведь заставить зрителя смеяться гораздо труднее, чем плакать. Как Вам это удаётся? Как рождаются на свет такие замечательные комедийные постановки?
—Обычная харьковская улица имеет несколько граней и параллельных разрезов, сотни углов, тысячи ракурсов, миллионы ситуаций, связанных со временем. А что происходит во всем мире? Трудно вообразить, что там есть. Нужно лишь немного шире приоткрыть глаза, и идеи сами шагают тебе в голову.
Действительно, всё так просто — стоит лишь немного шире приоткрыть глаза, шагнуть за привычные рамки, сломать систему… пойти в театр в семь часов утра, например. Спектакль окончен, иду утренним центром города. Мимо меня, нахохлившись, спешат на работу люди. А я ловлю себя на мысли, что улыбаюсь. И понимаю, что жизнь — абсурдна… Тьфу ты, прекрасна! Конечно же — прекрасна!
Екатерина Чернова, источник фото: https://vk.com/wall-35370505_3543