80-летие: на струнах и клавишах

21.06.2013 09:53   -
Автор:

Но, согласитесь, бывают такие юбилеи, ассоциации, к которым сами просятся. Например, в этом году 80-летие празднует Национальный Союз композиторов Украины, Монтсеррат Кабалье, хор дважды Краснознаменного Черноморского флота. Но если бы только эти ассоциации…

Когда в Харькове отмечали 80-летие Национального Союза композиторов Украины, на концертных площадках города звучала музыка самых разных жанров. Иначе, — всем понятно, — и быть не может: ну как музыканты могут чествовать друг друга и подводить итоги творческой деятельности, если не на концертах и музыкальных вечерах? Оказывается, могут. Кроме концерта, посвященного 80-летнему юбилею Харьковской организации НСКУ, было еще и самое настоящее отчетное собрание, причем, настолько интересное, что заинтересовать могло не только музыкантов, но и историков и театроведов, музейных работников и библиотекарей, артистов и социологов, даже политиков, ну и, разумеется, пишущий люд. Правда, при условии, если каждый из специалистов знает и любит свое дело так, как декан оркестрового факультета, завкафедрой общего и специализированного фортепиано, доцент Харьковского университета искусств, член правления Харьковской организации НСКУ, лауреат муниципальной премии им. Слатина, канд. искусств. наук Елена Кононова.
—Елена Васильевна, — обращаюсь к маэстро, — расскажите, пожалуйста, о своем торжественном собрании так, чтобы на очередное, посвященное следующему юбилею, к вам сбежался весь творческий Харьков.
—С гордостью и удовольствием расскажу. Харьковская организация СКУ, тогда она еще не была национальной, основана 80 лет назад, пошел 81-й, потому что событие это произошло в конце 1932‑го. Тогда группа молодых композиторов, которые только обучались этому искусству под руководством Семена Богатырева, образовали первую в Украине организацию СК. Собственно, первой она очень долго и была, тогда Харьков был столицей Украины, поэтому и приоритетным было много чего, что происходило в культуре. Первые члены СК — выдающиеся впоследствии имена, известные и в Украине, и за ее пределами: М. Тиц, Д. Клебанов, В. Борисов, Н. Коляда, Ю. Мейтус, В. Рыбальченко, А. Стеблянко, В. Нахабин, А. Сироткин, Г. Тюменева, А. Штогаренко, В. Барабашов. Сии композиторы — первые, которые получили в Харькове профессиональное образование композитора (до этого в первой столице не было композиторской школы), его можно было получить только в Петербурге и Москве. А известные украинские композиторы были — Сокальский, Горский, Богатырев. Кстати, харьковчанин Богатырев получил образование в Петербургской консерватории, но был не только композитором, а и теоретиком, вот он-то и взялся за воспитание молодых композиторских кадров. Это было весьма кстати, потому что в то время упор делался на маршевую песню, и если бы молодые композиторы попали в руки какого-нибудь фанатичного борца за новое дело, не владевшего композицией профессионально, то неизвестно, что бы из них получилось. А Семен Семенович рассказывал и показывал им музыку венских классиков, русских, а также современную, которая тогда только появлялась в Европе, — Хиндемита, Жобера и наших соотечественников — Шостаковича, Прокофьева.
—То есть, композиторская школа в Украине зародилась не в Киеве, а в Харькове.
—Не в Киеве, да, и они нам это никак не могут простить.
—И не только это!..
—Да, это ужасно! Дело в том, что они праздновали этот юбилей в прошлом году, он в декабре был — юбилей украинской организации. Но если мы и говорим здесь между собой «Харкiвськая спiлка композиторiв», на самом деле это не харьковская, а именно Спiлка композиторiв Украины, и была она, да, в Харькове! А у них где-то в 50‑е годы появилась. Вот это они в Киеве до сих пор пережить и не могут.
—Эх, Елена Васильевна, с кем из харьковчан — любой сферы деятельности — ни поговоришь, слышишь одно и то же… Ну, значит, есть чему завидовать!
—Конечно! А первые композиторы были настолько талантливы, что впоследствии из них получились выдающиеся педагоги, общественные деятели. Тиц возглавил кафедру, которой прежде руководил Богатырев, и преподавал все теоретические дисциплины и композицию, а самого Богатырева в последние годы войны пригласили в Московскую консерваторию, он был там проректором по научной работе. Клебанов, по первому образованию скрипач, играл на альте и когда состоялся Первый конкурс им. Чайковского, стал членом его жюри. Не менее известны Штогаренко, впоследствии уехавший в Киев и возглавивший Всеукраинский СК, и Нахабин, который был ректором Харьковской консерватории и одновременно председателем Харьковской организации СК. Музыканты эти были не просто известны, а и плодовиты как педагоги. Именно ученики после широко освещали их творческую деятельность уже в своих музыкально-литературных трудах. После войны Харьковская организация СКУ пополнилась новыми кадрами, которые пришли с фронта, — зрелые люди, твердо знавшие, чего хотят. Это Т. С. Кравцов, недавно отметивший 90-летие, в нашем университете ему была посвящена научная конференция, и И. К. Ковач, зарекомендовавшие себя не только как композиторы, но и как теоретики. Кстати, Ковач был и лауреатом Международного конкурса им. Венявского в Польше, а сын его Юрий руководит у нас эстрадным оркестром.
—Значит, это его отца пели песни известные на весь Союз украинские эстрадные певицы Лина Прохорова (педагог по вокалу Ирины Билык) и Юлия Пашковская.
—Ой, хорошо, что вспомнили! У Игоря Константиновича были не только хорошие эстрадные песни, но и патриотические, — такие, что я как музыкант до сих пор под впечатлением. Вспоминаю, как однажды по телевидению слышала из какого-то огромного концертного зала в Москве или Петербурге, тогда Ленинграде, в исполнении нашего Николая Манойло песню «Комсомольские взносы». Зал был переполнен, а Николай Федорович так вдохновенно пел, что хотелось прямо сейчас встать и идти вступать в комсомол.
—Кому, простите, хотелось?
—Мне, да! Настолько это было ярко и впечатляюще. Потом, они же сражались на фронтах, были переполнены патриотизмом, наше следующее, воспитанное в Харькове поколение композиторов, так что список этот нельзя не продолжить: Борис Яровинский, Лев Булгаков создали очень много произведений на военную тематику, подняли жанр симфонический, писали для разных ансамблей.
—Елена Васильевна, а вы могли бы назвать время наибольшего расцвета Харьковской организации СКУ?
—Пожалуй, время В. С. Бибика было самым удачным в СК, потому что в 60‑е годы, а они все были шестидесятниками — Бибик, Золотухин, Наливайко экспериментировали, слыли авангардистами, особенно Бибик и Наливайко. Да, их принимали не всегда приветливо… Но потом они хорошо утвердились, особенно Валентин Саввич, прошел через все тернии, обладал закаленным характером, впоследствии его избрали председателем СК, и он двинул наш Союз по Союзу Советскому, и это не каламбур.
—А почему, вы говорите, их плохо принимали? Кто?
—Нет, не плохо принимали. Просто при Хрущеве, когда оттепель была, шестидесятники, авангардисты многих злили, а их произведения спорными считались. Но то, что на Западе было уже 100 лет назад, в 20‑е — Альс, Пендерецкий и др. — у нас проявилось значительно позже. Так в период оттепели возникли новые течения — минимализм, абстракционизм, прочие — измы, как предполагалось не имеющие перспективы.
—То есть «бульдозерное» направление охватило не только художников, музыкантов-классиков, но и авторов, как говаривали в то время, более легкого жанра.
—Да, но в СК это было гораздо спокойнее. Музыкантов никогда не сажали, по той причине, что это — музыка, в которой мало кто разбирается. Конечно, были постановления по операм Шостаковича и прокофьевской музыке и это рикошетом действовало на других. Но сама музыка – вещь, с которой на баррикады, как с каким-нибудь откровенным стихотворением-призывом, не попрешь.
—Не скажите. В генетике тоже не разбирались, а как Николая Ивановича угробили?! Фамилию «Вавилов» знал весь научный мир, не только биологи, но «без всякого разбору» даже мировая известность его не спасла.
—Нет, ну это же такая наука глубокая…
—В которой тоже никто не разбирался, не меньше, чем в авангардной музыке!
—Но она могла бы сказаться на дальнейшем развитии политической мысли. Может быть. А вдруг кто-то скажет: твой отец был идиот, как ты лезешь в политику с такой наследственностью? А то, что у нас половина таких сидела в министерских креслах и стреляла в народ, это… Тут спорный вопрос, глубокий. Да, мы учили все эти постановления по опере Мурадели, еще кого-то: они, дескать, не то пишут, не так и т. д. Да, их закрывали, но в том-то и дело, что очень долго закрывали, объясняя, что нельзя писать авангардную музыку. А вот был, например, композитор Владимир Наливайко, он, к сожалению, рано умер, и вот уже мой ученик по фортепиано — Денис Бочаров, очень талантливый музыкант, в прошлом году окончивший консерваторию, так исполнил произведения автора на концерте его памяти, так почувствовал, раскрыл ему свою душу, что с тех пор играет не одно произведение маэстро. Были у нас и еще экспериментаторы, это Александр Щетинский, Александр Гугель, а сколько получивших образование композитора и ставших впоследствии народными артистами и заслуженными деятелями искусств!.. Рыбальченко, Мельтус, Штогаренко, Колодуб, Губаренко и др.
—Елена Васильевна, так как же Бибик продвигал наш Союз в Союз?
—Раньше государство отпускало средства на пропаганду творчества современных композиторов, в данном случае, украинских. Пропагандировали по-разному: в колхозы выезжали, войсковые части, на заводы. Может быть, это не всегда давало плоды, но делать это нужно было, потому что у людей, несомненно, расширялся кругозор. А Бибик решил, что нужно нашу организацию выводить за пределы Харькова и Украины. Его политику поддержали многие композиторы, и деньги, которые продолжало выдавать государство, тратили уже на поездки в Минск, Вильнюс, Таллинн, Москву, Тбилиси и таким образом о нашей организации заговорили по всему Союзу.
—Это в какие годы такая насыщенная жизнь была?
—Перед 90‑ми. Значит, в конце 80‑х.
—Понятно, значит, в самое «застойное» время!
—Да. А потом он, к сожалению, уехал в Ленинград, но там надолго не задержался, уехал в Израиль, где и умер. Не так давно к его юбилею мы сделали юбилейный концерт, и в Киеве тоже было торжество.
—Елена Васильевна, а еще, говорят, у вас были знаменитые пятницы, на которые композиторы в очередь записывались…
—Да, и было такое не только в харьковской организации, однако давно уже этой практики нет. У нас же, действительно, на каждую пятницу записывались в очередь композиторы и приносили новое свое произведение. Если автор мог сам исполнить, — ради Бога, а если это вокальное или сложное инструментальное произведение, договаривались с исполнителями и показывали, после выступали, кто хотел, и говорили, что понравилось, что нет. Понимаете, композитор если пишет произведение, считает, что это — ну, вообще! самое гениальное! Такое новое и передовое, что ни у кого такого нет и быть не может. А музыковеды прослушают и говорят, что вот это, например, напоминает то-то, а здесь вы пошли по традиции такой-то. Сам автор же этого не понимает, он пишет то, что ему сверху «диктуют» — муза, интуиция и т. д. Здесь его как бы возвращали на грешную землю, то есть, чисто профессиональный подход. А еще у нас были юбилейные концерты, фестивали! Скажем, посвященный 60-летию Харьковской организации СКУ, мы назвали «Новая музыка». В нем было 12 концертов! В этом году СК сделал один концерт и то бесплатно, то есть мы не оплачивали работу артистов. А тогда можно было показать всю музыку — симфоническую, камерную, хоровую, вокальную, джазовую, народную и т. д. Но, поймите, если тогда можно было сделать 12, сколько же можно было бы сделать сейчас, если показать всю ретроспективу развития харьковской композиторской школы!.. Ведь она у нас есть в Украине, именно харьковская композиторская школа. Не каждый город может гордиться этим. Жаль, что этого не видят, и наши композиторы никому не нужны. Это все равно что слушать попсу из Х-фактора вместо хорошей музыки или всю жизнь тратить на чтение анекдотов вместо художественной литературы о том, что может заставить думать, как устроен мир, что такое хорошо и что такое плохо. Занимаемся только тем, что может развлечь. Вот когда наши руководители поймут, что нужно во всех сферах духовной жизни украинцев заниматься не только развлекательными моментами, а, в первую очередь, формировать культурную личность, всесторонне развитую и грамотную, деградация по всем статьям остановится.
—Но, Елена Васильевна, начинать, по‑моему, надо не с начальства, а с воспитания молодых музыкантов, что вы, безусловно, знаете лучше других.
—Именно! И хоть в нынешнее время трудно пропагандировать свою музыку, наши композиторы устраивают концерты, на которых дети исполняют их произведения. Детям очень интересно, они видят живого композитора, современного, но который, возможно, им кажется не менее великим, чем Моцарт и Бах. Дети учатся слышать современную музыку, они, безусловно, развиваются, это их стимулирует. Скажем, они выучат какое-то произведение, а потом придут в СК или даже в филармонию и на ее сцене сыграют эту музыку. И не только! Музыку харьковских композиторов исполняют на конкурсах Владимира Крайнева, Гната Хоткевича, Эмиля Гилельса, на фестивалях в Москве, Петербурге, Саратове, Одессе. И это только в прошедшие несколько месяцев! А сколько молодых музыкантов-победителей вышло из исполнителей произведений харьковских композиторов!.. А скольких композиторов я еще не назвала!…
—Маэстро, значит, пожелание к юбилею для вас прежнее: не снимайте рук со струн и клавишей и ваша музыка обязательно тронет сердца людей. Так всегда было.
—Знаю. Поэтому, надеюсь, так будет и впредь…