О территориальной реформе - газета «Харьковские известия»

27 июня 2020, 03:20
 

ХАРЬКОВЩИНУ ЖДЕТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО. ВМЕСТО 27 РАЙОНОВ ПЛАНИРУЕТСЯ ОСТАВИТЬ 4. ЧТО ПРИНЕСЕТ ПОДОБНОЕ УКРУПНЕНИЕ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРОСТЫМ ГРАЖДАНАМ? КАКАЯ МОДЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМА ДЛЯ НАШЕГО РЕГИОНА? ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ СТАЛИ ТЕМОЙ КРУГЛОГО СТОЛА «ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УКРАИНЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ», КОТОРЫЙ СОСТОЯЛСЯ 25 ИЮНЯ.

Идея административно-территориальной реформы не нова и является закономерной составляющей взятого Украиной курса на децентрализацию, пути реализации которой активно обсуждают уже на протяжении шести лет, с 2014 года. Министерством регионального развития была разработана модель формирования районов с учетом количества населения в каждой конкретной области, механизма взаимодействия всех звеньев органов власти на местах и прочих моментов. Сегодня данный вопрос обрел особую актуальность еще и потому, что до местных осенних выборов, которые должны состояться уже на новой территориальной основе, — рукой подать.
 
 
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
 
12 июня Кабмин на внеочередном заседании принял решение сократить количество районов в Харьковской области до 7 и создать 56 объединенных территориальных громад (ОТГ). Впрочем, будет семь районов, а может, и того меньше, пока неизвестно.
 
— Эта цифра еще не окончательная, о количестве мы будем дискутировать. Важно отметить то, что реформу децентрализации поддержали 60 % населения Украины, а значит, ей однозначно быть!, — говорит народный депутат Украины от партии «Слуга народа» Александр Литвинов.
 
 
Эксперт по вопросам децентрализации Юрий Ганущак в свою очередь подчеркнул, что главный вопрос здесь заключается не в количестве, а в качестве. «Миссия района — создать эффективную власть на местах, в чью зону ответственности будет входить улучшение качества жизни населения, быстрое и своевременное обеспечение жителей необходимыми потребностями и услугами. Харьковщина — мощный густонаселенный регион (особенно Харьковский район), и, на мой взгляд, здесь должно быть сформировано 4 района: Харьковский, Лозовской, Изюмский, Купянский, которые смогут эффективно взаимодействовать с центральной властью, а область возьмет на себя только функцию контроля и координации». То есть районные администрации и районные советы — «слабое звено».
 
ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕТ ГРОМАДА
 
Вениамин Ситов, представитель регионального отделения Всеукраинской Ассоциации объединенных территориальных громад, голова Мерефянской ОТГ утверждает: само объединение громад сегодня прошло с нарушениями ранее принятой методики, в первую очередь в плане «спроможності».
 
— На кого была возложена задача формирования ОТГ в 2014 году? На районные администрации и районные советы — структуры, которые сегодня подлежат реформированию. Это было ошибкой, поскольку они кроили под себя, и сегодня мы видим результаты. Что касается районов. Процесс децентрализации назрел давно. Районы, которые мы сегодня имеем, были созданы еще в советское время, когда все было общим и государственным (колхозы, совхозы и пр.). Сегодня формы собственности полностью поменялись. Базовый уровень уже созданных ОТГ (на примере Мерефянской) доказал свою состоятельность. Мы видим, что это самодостаточная компетентная структура, способная решать многие проблемы. Я смело заявляю, что нас сегодня с районами фактически ничего не связывает. Мы полностью независимы. У нас сейчас нет разделения. Мы — громада и решаем все проблемы, которые возникают, неважно, в Мерефе, селекционном поселке или где-то еще. Ремонтируем дороги, решаем вопросы социальной сферы… Поэтому сегодня нужно четко понимать, что будут представлять собой вновь созданные районы, и не допустить того, чтобы они были копией сегодняшних районных советов, которые раз в три месяца проводят сессии и непонятно чем занимаются в остальное время. К тому же для нынешней экономической ситуации содержать райсоветы — серьезная финансовая нагрузка. Поэтому я считаю, что модель органов местного самоуправления должна быть двухуровневой: областной уровень (исполнительный комитет принимает на себя решение всех кризисных моментов) и районный (префектная, координационно-коммуникационная и непосредственная связь с Кабинетом Министров). Относительно количества районов я стою на позиции Министерства регионального развития (4 района), но выделил бы город Харьков в отдельный район.
 
 
БЛИЖЕ К НАРОДУ, ИЛИ ИНФОРМАЦИЮ — В МАССЫ
 
Любая реформа только тогда эффективна, когда она улучшает качество жизни людей. Простого обывателя вряд ли будут интересовать предпосылки, этапы того или иного нововведения. Ему надо знать — что будет, скажем, с Богодуховом, если районный центр перенесут в Люботин? Что даст эта реформа конкретно мне и как я буду жить завтра, смогу ли я работать и обеспечивать семью? Народный депутат Украины Дмитрий Микиша считает, что подобные ситуации созданы искусственно и кроются в недоработке всей власти, включая государственную. «Прежде всего, это касается недостатка информированности населения. Сегодня многим людям непонятно, как и что будет, они слышат фразы «административный передел», территориальная реформа, но слабо понимают, что за этим стоит. А незнание, как известно, порождает домыслы и страх. Поэтому очень важна разъяснительная работа с населением. Надо понимать, что реформа децентрализации — это, прежде всего, про людей. И я хочу заявить, что все услуги, необходимые в процессе жизнедеятельности, люди будут получать на местах, в своих административных центрах, ехать за 60–70 километров никому не придется. Политическая партия «Слуга народа» взяла эстафету работы с людьми. На днях состоялась встреча с жителями Первомайского района, наша задача — четко и грамотно донести до людей все спорные моменты, детально информировать обо всех вопросах, которые остаются непонятными».
 
Дмитрий Микиша также дал некоторые разъяснения относительного предстоящего голосования. «Избирательный кодекс Украины прошел первое чтение, там порядка 4000 правок, которые будут рассматриваться в ближайшие дни. Поэтому следующая неделя пройдет под девизом «Работаем в комитетах». Многие вопросы также касаются того, как будут голосовать, в частности громады. Я не исключаю того, что Избирательный кодекс, который мы имеем на сегодня, претерпит весомые изменения. Поэтому однозначно сказать, какой бюллетень увидят избиратели на своих участках, пока преждевременно и не совсем корректно. После закрытия третьей сессии Верховной Рады мы обязательно проведем еще встречу с журналистами, на которой можно будет уже более предметно обсудить вопросы и территориальной реформы, и проведения местных выборов».
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу