Десять самых интересных мостов Харькова

27 июня 2018, 07:35
 

Еще два столетия назад в городе существовало только два моста — один через Лопань, другой — через реку Харьков. А сегодня в Харькове насчитывается более сотни различных мостов, каждый из которых имеет собственную интересную историю. Часть из них обросли легендами и байками, а некоторые превратились в особенные для харьковчан места.

В новой подборке — десять самых интересных мостов Харькова.
 
Большой Лопанский мост
 
Это один из самых старых городских мостов. Он расположен в начале улицы Полтавский Шлях и соединяет Университетскую горку с Залопанью.
 
На протяжении нескольких столетий этот мост являлся единственной возможностью для харьковчан попасть из центральной в залопанскую часть города. Первые упоминания о мосте через реку Лопань относятся к началу XVIII века. Ежегодные половодья не оставили и следа от непрочной деревянной конструкции первого Лопанского моста, как, впрочем, и нескольких последующих, регулярно возводимых на этом месте.
 
Одна из таких перестроек происходила в 1780‑х годах, когда мост решили устроить каменным. Но строительство не задалось уже с самого начала. Длительное решение финансового вопроса, половодье 1785 года, когда вода прорвала плотину на правом берегу Лопани и спровоцировала обрушение каменного свода и одной из стен строящегося моста.
 
В результате к 1790 году вместо крепкого каменного моста город имел «долгострой», возведение которого обошлось казне и харьковчанам в более чем 20 тысяч рублей, вместо запланированных 3,5 тысячи. Единственным верным решением оказалось построить на его месте очередной деревянный мост.
 
Строительство современного Лопанского моста относится к 1883 году и связано с Обществом харьковских конно-железных дорог. По заключенному между городом и обществом контракту, возведение железного моста на каменных опорах через Лопань производилось взамен на право эксплуатации конки (конно-железная городская дорога, вид городского транспорта, предшественник элект­рического трамвая).
 
Конструкция моста пострадала в годы Второй мировой войны, но его полноценную реконструкцию произвели только в 1957—1958 годах. При этом для удобства горожан, на время проведения ремонтных работ, рядом соорудили временный мост. Уцелевшие каменные опоры укрепили железобетоном, а в оформлении литых перил и декоративных фонарных столбов использовали растительные орнаменты.
 
Последнюю трансформацию мост претерпел в 2016 году, когда во время декоммунизации чугунную ограду с изображением серпа и молота заменили новой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Харьковский мост 
 
Этот мост назван по названию реки Харьков, которую пересекает. Он расположен на Московском проспекте, соединяет центральную часть города с восточными районами.
 
История Харьковского моста начинается еще в XVIII веке и представляет собой череду постоянных перестроек и ремонтно-восстановительных работ.
 
В 1870‑е годы городские власти приняли решение об устройстве каменного моста. Разработкой проекта и смет, а также приготовлением необходимых строительных материалов занимался профессиональный архитектор Петр Ярославский. Однако возведение каменного моста на реке Харьков так и не началось. А через несколько лет на этом месте возник простой деревянный мост, построенный под руководством городового старосты Ченцова и мещанина Янковского.
 
Первому каменному мосту на этом месте суждено было появиться только в 1901 году. В книге «История города Харькова за 250 лет его существования» Дмитрий Багалей и Дмитрий Миллер, которые являлись современниками строительства, так описывают сооружение: «Новый мост — высокий и строгий, железный на каменных устоях, ни в чем не уступающий Лопанскому и обошедшийся даже дороже его (172 тысячи с лишком)».
 
Знакомый горожанам современный Харьковский мост построили в 1954 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мариинский мост
 
Один из самых молодых, но, наверное, самых известных и любимых харьковских мостов. Пешеходный подвесной мост через реку Харьков, практически у места ее впадения в Лопань, располагается в сквере «Стрелка» — особенном месте для Харькова. Именно здесь в XVII веке возник наш город.
 
Открытие моста состоялось в 2011 году, в ходе реконструкции сквера. До этого времени здесь, на протяжении более чем 30 лет, находился деревянный мостик, передвижение по которому было весьма рискованным занятием.
 
Сегодня Мариинский мост — излюбленное место для проведения фотосессий. С первых дней новый мост понравился влюбленным и молодоженам, которые вешают на перила замки как символ своей любви. В феврале 2017 года городские власти срезали все расположенные на мосту замки, но уже через пару дней на солнце блестели новые.
 
В 2014 году мост получил новую подсветку. Благодаря использованию современных технологий в вечернее время харьковчане могут любоваться игрой 16 миллионов оттенков, их плавными переходами и мерцанием на поверхности Мариинского моста. Особенно эффектным зрелище становится, если наблюдать его с прогулочной лодки.
 
Зоологический мост
 
Один из самых романтичных городских мостов. Проходит над Клочковским спуском, соединяя район Сада имени Т. Г. Шевченко и Загоспромье. Также известен как мост Пассионарии, или мост влюбленных.
 
Строительство моста относится к 1952 году. С него открывается очень красивый вид на площадь Свободы, здание Госпрома и виднеющуюся вдали улицу Клочковскую. Обилие деревьев создает прохладу даже в самый жаркий день, побуждает остановиться и отдохнуть от городской суеты. В ночное время мост подсвечивает разноцветная иллюминация.
 
В нулевые годы мост приобрел популярность у влюбленных, которые вешали на его перила и ограждение замочки. В 2010 году, во время проведения реконструкции моста, городские власти заявили о намерении снять все замки, настаивая на том, что они портят архитектурный облик строения. К счастью, после ремонта все металлические символы любви харьковчан уцелели.
 
Люсин мостик
 
Вероятно, нет харьковчанина, который хотя раз не прогуливался по маленькому железному мостику с литой оградой, перекинутому через овраг в центральной части Сада имени Т. Г. Шевченко.
 
Мост имеет удивительную историю и внушительный, как по харьковским меркам, возраст. Построенный еще в конце XIX — начале XX века, он располагался над Купеческим спуском (теперь спуск Соборный), соединяя выход из здания Старого Пассажа и Университетскую горку. В отличие от окружающих его зданий мост уцелел в годы войны. В 1950‑е годы на месте Пассажа устроили террасный сквер, необходимость в расположении здесь моста исчезла и его решили перенести.
 
Согласно одной из городских легенд жил в послевоенный годы в Харькове ответственный партийный работник. Была у него супруга по имени Людмила, которой ежедневно приходилось обходить практически весь сад имени Т. Г. Шевченко, идя в гости к матери, по другой версии — на работу. Желая сделать жизнь супруги комфортнее, заботливый чиновник распорядился перенести мост со спуска в парк, перекинув его через овраг. С тех пор мост и приобрел современное название — Люсин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Купеческий мост
 
Еще один мост с более чем столетней историей. Проходит через реку Лопань, соединяя Соборный спуск и площадь перед Благовещенским собором. Известен также под названием Малый Лопанский.
 
Первый мост на этом месте появился еще в середине XIX века. Как и другие харьковские мосты того времени, этот мост был деревянным и очень непрочным. Его конструкция регулярно страдала от паводков и неспокойного течения Лопани. Оживленный район Залопани, существующие здесь рынки и лавки требовали надежного транспортного сообщения. Поэтому в начале XX века городские власти занялись устройством нового железного моста на каменных опорах. Строительство завершилось в 1909 году.
 
Перед официальным открытием мост прошел испытание на прочность. По нему пустили два трамвая, заполненные пассажирами, и 12 подвод, груженных углем по 1600 тонн каждая. Ровно через сто лет проверку повторили. Во время исследования конструкции специалистами из Харьковского национального автомобильно-дорожного университета по мосту пустили 12 груженных песком самосвалов, каждый весом 20 тонн.
 
Кузинский мост
 
Проходит над железнодорожным полотном, соединяя район Лысой горы и улицу Большую Панасовскую. Мост расположен в окраинной части Харькова и мало известен горожанам. Здесь нет идиллических пейзажей или замочков, оставленных влюбленными. Но мост привлекает внимание прохожих своей изогнутой формой.
 
Строительство моста происходило не один десяток лет назад, поэтому точно сказать, почему он имеет такую форму, сложно. По одной из версий, изначально мост планировали построить абсолютно прямым, но как раз под ним находился административный корпус депо. Вот и пришлось архитекторам проявить фантазию и построить мост С‑образной формы.
 
Сегодня мост носит название Кузинский — в честь почетного жителя Харькова, крупного владельца недвижимости, купца І-й гильдии Кузьмы Никитовича Кузина, занимавшегося торговлей винами.
 
Стеклянный мост над проспектом Гагарина
 
Конструкция из стекла и металла над оживленным потоком машин на проспекте Гагарина. Особенно эффектно мост выглядит в вечернее время, когда включается иллюминация. Поражает и вид, открывающийся с моста, — именно здесь можно почувствовать ритм большого, вечно спешащего города.
 
Мост открыт не так давно — в 2012 году. Частые автомобильные аварии, вопрос безопасности пешеходов и водителей вынудили городские власти заняться сооружением пешеходного моста, на месте существующего пешеходного перехода. Новый мост стал не только безопасным, но и комфортным. Здесь работает система вентиляции, пандусы и лифты для людей с ограниченными возможностями, есть круглосуточная охрана. В зимнее время в сооружении поддерживается температура около 10—15 °C.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коммунальный мост
 
На пересечении проспекта Льва Ландау и Московского проспекта раскинулся самый длинный харьковский мост — Коммунальный, его длина составляет 1,1 км.
 
Коммунальный мост состоит из эстакады, путепровода и собственно моста, которые проходят над Московским проспектом, железнодорожным полотном и речкой Немышлей. Кстати, на пересечении моста с Московским проспектом устроена единственная в черте городе двухуровневая транспортная развязка.
 
Строительство Коммунального моста происходило в 1972—1975 годах.
 
Метромост
 
Кроме пешеходных и автомобильных, есть в Харькове также мост специального назначения — метромост, расположенный между станциями «Киевская» и «Академика Барабашова», в месте, где линия метрополитена выходит на поверхность. Этот мост пересекает реку Харьков, соединяя районы Средней Журавлевки и Тюринки.
 
Харьковский метромост является единственным в мире крытым мостом метрополитена. Поэтому в начале 1980‑х годов проект был утвержден как опытное экспериментальное строительство. Метромост представляет собой закрытую галерею. Использование подобной конструкции позволило сократить шум от движения поездов, создать единый температурный режим и минимизировать влияние атмосферных осадков.
 
Алена Маршала,
mykharkov.info
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу