От шоковых проверок к операционному аудиту

13 февраля 2017, 07:35
 

Мониторинг финансовой документации, договоров, а также ревизии, встречные проверки и многие другие эффективные инструменты финансового контроля используют сегодня в своей работе сотрудники Госаудитслужбы. Как новые формы работы отразились на результатах службы, обсудили на коллегии Северо-восточного офиса Госаудитслужбы.

Во время коллегии были заслушаны доклад начальника Северо-восточного офиса Госаудитслужбы Юрия Ефимова, выступления и отчеты руководителей структурных подразделений Северо-восточного офиса Госаудитслужбы. В коллегии также приняла участие Ирина Коновалова, заместитель директора Департамента экономики и международных отношений Харьковской облгосадминистрации.
 
Как отметил Юрий Ефимов, с руководством облгосадминистрации Северо-восточный офис Госаудитслужбы работает достаточно эффективно. На сайте администрации размещен телефон доверия службы. Также с председателем облгосадминистрации согласован график проверок Госаудитслужбой местных бюджетов г. Изюма и г. Чугуева на этот год.
 
В 2016 году были проведены ревизионные проверки Дергачевского и Балаклейского местных бюджетов, бюджетов Лозовой и Люботина.
 
Всего в 2016 году сотрудниками Северо-восточного офиса Госаудитслужбы было проверено 108 объектов, из них на 104 были выявлены нарушения. Среди нарушений 72 % составили незаконные расходы, 25 % — недополученные финансовые ресурсы, 1 % — нецелевое расходование средств. В среднем, один инспектор офиса выявил нарушений на сумму 1,19 млн гривен. Если смотреть в общем, то, по словам Юрия Ефимова, объем нарушений на объектах контроля в 2016 году снизился почти в два раза, а благодаря системе аудита удается предотвратить хищения в чистом виде.
 
Сегодня пристальное внимание госаудиторов Северо-восточного офиса приковано к предприятиям оборонной отрасли, коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса, которые получают из бюджета многомиллионные дотации. Это бронетанковый завод, завод им. Малышева, КП «Харьковоблэнерго», КП «Харьковводоканал» и др. На ГП «Сахновщинский элеватор» выявлены нарушения на сумму 10,26 млн гривен.
 
Госсредства под жестким контролем
 
Начальник Северо-восточного офиса Госаудитслужбы Юрий Ефимов в своем докладе отметил, что, несмотря на проведение реформирования деятельности органов государственного финансового контроля, Северо-восточным офисом Госаудитслужбы в 2016 году в пределах компетенции в целом обеспечено выполнение задач в сфере государственного финансового контроля, определенных Кабинетом Министров Украины и собственных приоритетов работы. По результатам работы офис вышел на самоокупаемость, а это один из основных показателей эффективности работы службы.
 
Так, в 2016 году проведено 123 контрольных мероприятия, в ходе которых выявлено потерь финансовых и материальных ресурсов на 128,1 млн гривен, обеспечено возмещение потерь финансовых и материальных ресурсов на сумму 39,3 млн гривен.
 
Особое внимание ревизоры обращали на государственные закупки. Поэтому в рамках текущего контроля, по результатам анализа процедур закупок, предупреждены нарушения при закупке товаров, работ и услуг путем отмены торгов и расторжения заключенных с нарушениями договоров на сумму 328,4 млн гривен. По результатам государственного финансового аудита отдельных хозяйственных операций выявлены финансовые нарушения, которые могут привести к незаконному и неэффективному расходованию государственных ресурсов, на сумму 3,2 млн гривен. При этом предупреждено незаконное и неэффективное расходование ресурсов государства на 1,9 млн гривен.
 
В то же время, отметил Юрий Ефимов, нуждаются в дальнейшей активизации мероприятия по внедрению новых подходов к осуществлению государственного финансового контроля и изменения акцентов контроля на проведение государственных финансовых аудитов.
 
— При проведении контрольных мероприятий специалистам Северо-восточного офиса Госаудитслужбы необходимо сосредоточить свое внимание прежде всего на исследовании рисковых операций в деятельности объектов контроля, — обратился к коллегам Ю. Ефимов. — Необходимо целостно подходить к защите госсредств от неправомерных посягательств. Например, при госзакупках необходимо добиваться экономии еще на стадии «тендерной процедуры», отдельно надо обращать внимание на эффективность управленческих решений, связанных с использованием бюджетных средств, своевременно выявлять причины, которые привели к финансовым нарушениям.
 
Юрий Ефимов также обратил внимание руководителей структурных подразделений Северо-восточного офиса Госаудитслужбы на важность комплексного применения аудиторами всех предоставленных законодательством полномочий по реализации материалов контрольных мероприятий.
 
По итогам коллегии единогласно было принято решение об обеспечении обнародования и доведения до общественности фактов нереагирования (ненадлежащего реагирования) руководителей органов власти, предприятий, учреждений и организаций на законные требования и предложения, предъявленные специалистами Северо-восточного офиса Госаудитслужбы по результатам осуществления государственного финансового контроля.
 
По мнению госаудиторов, это будет способствовать повышению уровня ответственности руководителей объектов контроля за выполнением законных требований и предложений органов государственного финансового контроля.
 
Подводя итоги проведенной коллегии, приоритетными направлениями работы Северо-восточного офиса Госаудитслужбы на 2017 год были определены: дальнейшее реформирование деятельности Северо-восточного офиса Госаудитслужбы; формирование эффективной модели развития и подготовки высококвалифицированных государственных аудиторов; повышение и обеспечение надлежащего качества государственного финансового контроля и материалов контрольных мероприятий; обеспечение надлежащего уровня возмещения выявленных потерь и усиление работы, направленной на предупреждение нарушений.
 

Первый заместитель начальника Северо-восточного офиса Госаудитслужбы Ирина Нестругина:
— Переходный период труден для всех, и наша служба не исключение. Требуется изменение нашего отраслевого законодательства, нормативно-правовых актов. Например, Закон «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» был принят достаточно давно, и отдельные его пункты не дают аудиторской службе осуществлять свои полномочия. А работы на самом деле очень много. Например, сейчас действует закон о приостановлении проверок, но опять-таки частные предприятия, которые связаны с бюджетными деньгами, мы обязаны контролировать и проверять именно по этим вопросам. Сегодня мы говорим о том, что наша структура является самоокупаемой. Это подтверждается высоким уровнем профессионализма наших сотрудников, которые успешно применяют на практике новые финансовые инструменты контроля с учетом специфики и отраслевых нюансов предприятий.
 

Заместитель начальника Северо-восточного офиса Госаудитслужбы Игорь Омельченко:
— Основное направление деятельности нашей службы будет сфокусировано на проведение аудиторских исследований бюджетных программ субъектов хозяйствования, которые входят в так называемый ТОП-20 — стратегически важные для экономики государства предприятия. Будет продолжаться наша работа по взаимодействию с правоохранительными органами. Для этого в составе службы был создан специальный отдел. Частично осталась в нашей компетенции ревизионная работа. Сейчас она занимает 40–50 % нашей основной работы — аудиторской деятельности. Лично я бы отметил такую тенденцию, как позитивные изменения в части проверок организаций и предприятий, которые в своей деятельности используют средства из бюджета. На это повлияло сразу несколько факторов, в частности ужесточилось наказание лиц, допустивших нарушения, вплоть до уголовной ответственности за незаконное, нецелевое использование бюджетных средств. Да и само отношение к бюджету государства, его использованию, кардинально изменилось с усилением патриотических настроений в обществе.

 

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу