ХТЗ остановлен? Разные версии одного происшествия

Алексей СИМОНЕНКО, 21 октября 2013, 09:13
 

ПАО «Харьковский тракторный завод» с 18 октября останавливает работу. Сотрудники предприятия, более 3000 человек, отправлены в неоплачиваемый отпуск. Причина — на таможенном терминале Харьковской таможни Министерства доходов и сборов Украины 9 октября приостановлено оформление таможенных деклараций основных поставщиков ХТЗ — семи ключевых предприятий Российской Федерации, которые поставляют на харьковский завод комплектующие и материалы для производства тракторов марки ХТЗ. Об этом сообщил сайт предприятия. У каждой из сторон есть своя версия.

Версия ХТЗ: Недоразумения на таможне

До сегодняшнего дня какие-либо разъяснения происходящего от государственных органов отсутствуют, равно как и объективные причины для задержки оформления документов. Руководство завода не может объяснить сотрудникам причины остановки предприятия и надеется на помощь власти в рамках поиска путей решения сложившейся ситуации.
 
Как сообщил директор ХТЗ Владислав Губин, на таможне не пропускают комплектующие из разных стран — России, Китая, Италии. В Украине подобная продукция не производится. Руководство завода обращалось в разные инстанции, однако ответов не получило.
 
Директор ХТЗ отметил, что пока финансовое состояние завода стабильное — продажи идут, деньги поступают, зарплата работникам выплачивается. Но это пока. По словам директора на границе простаивают 11 фур, железнодорожный вагон и контейнер с комплектующими на 1млн. долл. — из России, Китая и Италии. «Так мы можем сорвать кубинский контракт, согласно которому до 5 ноября должны сделать 175 колесных и 45 гусеничных тракторов. Если мы его не выполним, завод понесет огромные убытки, ведь мы уже получили 50 % предоплаты», — заявил В. Губин.
 
За 9 месяцев 2013 г. в бюджеты различных уровней предприятие перечислило более 62 млн. грн. в виде налогов и сборов. Выручка от реализации тракторов, которые продаются в Украине, России, Европе, Прибалтике, Средней и Юго-Восточной Азии, странах Африки и Латинской Америки, составила свыше 395 млн. грн. В производственной цепочке ХТЗ задействованы порядка 300 предприятий-поставщиков, численность людей, занятых в создании тракторов, составляет около 100 тыс. человек.
 

Харьковский тракторный завод основан в 1931 г. По итогам 2012 г. ХТЗ произвел 1653 трактора, выручка составила более 635 млн. грн., налоги — свыше 79 млн. грн.

 

Версия таможни: За державу обидно

«Харьковская таможня Министерства доходов и сборов оформляет грузы ПАО «Харьковский тракторный завод» в пределах установленных законодательством сроков», — сообщил начальник таможенного поста «Харьков-центральный» Харьковской таможни Миндоходов Валерий Остапчук.
 
По данным В. Остапчука, с 9 по 17 октября от ХТЗ поступило 9 таможенных деклараций, в частности на импорт комплектующих к тракторам, двигателей, эмалей и растворителей из России, Китая и Италии. Если у таможенников возникают сомнения в правильности расчетов декларанта, то они предлагают предоставить документы, подтверждающие стоимость товаров, как в ситуации с ХТЗ. Чтобы собрать документы и предоставить, декларанту дается 10 дней, то есть до 19 октября (по первой декларации). Если декларант не успел собрать и направить на таможню документы, то таможенники оставляют ту стоимость товаров, которую они предложили опровергнуть. На таможне отметили, что декларант, то есть ХТЗ, может ускорить процесс, прислав на таможню письмо, что он не будет опровергать предложенную таможенниками стоимость.
 
При этом В. Остапчук подчеркнул, что таможенники выявили также неправильность оформления классификации отдельных групп товаров: эмалей и частей к двигателям. Экспортер заявил одни коды, а декларант — другие. «Правильность определения кода товаров непосредственно влияет на сумму уплачиваемых таможенных платежей. Поэтому эмали и растворители направлены в таможенную лабораторию для исследования их физико‑химических свойств», — отметил В. Остапчук.
 

Версия УПЭК: во всем виновато новое руководство ХТЗ

По словам человека из управления завода, который попросил не называть его имя, причина — разрыв коммерческих отношений с Лозовским кузнечно‑механическим заводом (контролируется группой «УПЭК» Анатолия Гиршфельда). Ранее это предприятие поставляло на ХТЗ мосты для тракторов. «Потом на ЛКМЗ подняли цены, и нам стало невыгодно заказывать детали у них. Было решено брать товар в Китае, там он дешевле», — рассказал источник.
 
Свое объяснение происходящему высказал и сам почетный президент «УПЭК», в состав которого входит и ЛКМЗ, народный депутат А. Гиршфельд. «Традиционно Харьков был центром машиностроения, и вся кооперация вокруг трактора ХТЗ выстраивалась на территории Харьковской области. ЛКМЗ имеет славную историю работы с ХТЗ. Контракт на поставку комплектующих для трактора ХТЗ был подписан в феврале этого года. С приходом нового менеджмента на ХТЗ складывается, на мой взгляд, ненормальная ситуация. Контракт перестал выполняться. Никаких вопросов по качеству не предъявлялось. В течение двух месяцев велись переговоры, руководству ХТЗ были предложены наиболее выгодные условия и сделаны максимальные скидки на продукцию. В итоге, не получив никаких оснований для прекращения договора, мы узнали, что ХТЗ уже проплатил на полгода вперед поставку китайских комплектующих, которые они закупают через Россию. Использование китайских комплектующих сильно вредит имиджу ХТЗ, потому что они не славятся хорошим качеством», — сказал А. Гиршфельд.
 
Действия руководства ХТЗ больно ударили и по ЛКМЗ. По словам А. Гиршфельда, сегодня у завода непростая финансовая ситуация, связанная с невыполнением ХТЗ своих обязательств по контракту.
 
Генеральный директор ЛКМЗ Василий Черномаз, заметил, что предприятие может полностью обеспечить ХТЗ тракторокомплектами. «До июня этого года ХТЗ стабильно сотрудничал с ЛКМЗ, и никаких нареканий на качество продукции не было. Мы в этом году уже поставили порядка 250 комплектов мостов из 1200. Нарекания начались с приходом нового руководства ХТЗ. А с июня предприятие просто перестало выбирать у нас продукцию. Мы вынуждены были переводить людей на неполное рабочее вре-мя», — сказал В. Черномаз.
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу