Бензиновое фиаско. Украина-Беларусь

15 марта 2013, 09:20
 

Украина и Беларусь вступили в конфликт по поводу поставок бензина. Итогом расследования может стать введение таможенных пошлин на пять лет для беларусских нефтепродуктов.

Сразу несколько украинских предприятий обвинили своих белорусских коллег в недобросовестной конкуренции. Согласно жалобе, белорусские НПЗ получают субсидии от государства. Реальной причиной, как говорят эксперты, является технологическая отсталость украинских заводов и желание их владельцев, связанных с высшим руководством страны, получать сверхприбыли.

Четыре украинских нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) подали жалобу в министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) с просьбой возбудить антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии. Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в украинском правительстве.

Инициатором подачи жалобы является Кременчугский НПЗ («Укртатнафта»). Помимо него, документ подписали Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ (их менеджмент также контролирует группа «Приват») плюс Шебелинский ГПЗ (входит в состав государственного ПАО «Укргазвыдобування»). Таким образом, жалобу поддержало более 50% украинских производителей, как того требует законодательство, поэтому она была  зарегистрирована МЭРТ Украины.

Между тем еще два украинских завода жалобу не поддержали: это Лисичанский НПЗ, который принадлежит «ТНК-ВР» («Роснефти»), и Одесский НПЗ, который до последнего времени принадлежал ЛУКОЙЛу, но недавно был продан.

 Ранее стало известно, что аппарат вице-премьера Украины Юрия Бойко разослал большинству украинских НПЗ бланки жалоб, на основании которых Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) может начать антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Беларуси.

Составители жалобы уверены, что украинские и белорусские НПЗ находятся в неравных условиях. Белпрусские НПЗ получают субсидии от своего государства, что позволяет им наращивать импорт нефтепродуктов на Украину. При этом украинские НПЗ таких субсидий не получают, и им приходится сокращать объем производства.

Так, податели жалобы указывают, что Беларусь предоставляет своим нефтепереработчикам шесть типов субсидий на общую сумму 180,84 доллара за тонну. Белорусские НПЗ освобождаются от уплаты сбора в размере 30% валютной выручки (165 долларов за тонну), получают компенсации процентных ставок по банковским кредитам (12,3 доллара за тонну), а также получают бюджетные кредиты и займы (1,24 доллара за тонну).

Согласно документу, украинские НПЗ недовольны тем, что Беларусь беспошлинно ввозит на Украину биодизельное топливо (ТБД). Тогда как обычная ставка экспортных пошлин на нефтепродукты в Таможенном союзе превышает 200 долларов за тонну. Причем это топливо в отдельные периоды занимало 50% долю в структуре белорусского дизельного топлива, поставляемого на Украину.

Итогом расследования может стать введение на пять лет таможенных пошлин для нефтепродуктов из Белоруссии в размере около 180,84 доллара за тонну.

Нефтепереработка в Украине и в Беларуси

Ситуация с нефтепереработкой на Украине действительно катастрофичная. Из пяти действующих НПЗ на Украине в 2012 году переработкой нефтяного сырья занимались только три: Лисичанский, Кременчугский и Надвирнянский, а также Шебелинский ГПЗ. При этом Лисичанский НПЗ с марта 2012 года остановлен на ремонт, а Надвирянский НПЗ профильную деятельность выполнял лишь в ноябре.

В итоге на  пяти НПЗ Украины и на Шебелинском ГПЗ выпуск бензина за 2012 год сократился на целых 1,2 млн тонн (на 42,6%) – до 1,63 млн тонн. Выпуск дизельного топлива упал на 1,3 млн тонн, до 1,364 млн тонн (в сравнении с 2011 годом). Производство мазута сократилось в 2,8 раза – до 715,3 тыс. тонн.

Тем временем Беларусь стала крупнейшим поставщиком топлива на украинский рынок. Следом идут Россия, Литва, Румыния и Польша. В 2012 году Беларусь импортировала на Украину почти на треть больше, чем в 2011 году – 3,8  млн тонн нефтепродуктов на сумму в 3,7 млрд долларов. Доля белорусских нефтепродуктов в общей стоимости украинского импорта выросла за год с 3,5% до 4,5%.

«Однако белорусские нефтепродукты выигрывают в конкуренции с украинскими не потому, что их НПЗ субсидируются. На самом деле, открытых субсидий там нет. Дело в том, что по уровню модернизации и технического оснащения белорусские НПЗ существенно превосходят украинские. Беларусские нефтепродукты более качественные и себестоимость их производства ниже. В этом их конкурентное преимущество», – говорит ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Основная причина остановки украинских нефтеперерабатывающих заводов в том, что Украина, в отличие от Беларуси, не занималась модернизацией своих НПЗ. «Они не могут производить высококачественные нефтепродукты в необходимых объемах, у них высокая себестоимость из-за устаревшего оборудования», – добавляет эксперт.

В свете этого расследование, затеянное Украиной, выглядит, по его мнению, нелогично. «Почему Россия и другие страны ЕС, куда поставляются белорусские нефтепродукты, тогда не проводят такое расследование?» – удивляется собеседник.

Кто выиграет

Настоящая причина этого расследования не в субсидировании белорусских НПЗ. Расследование затеяла определенная бизнес-группа, которая не хочет вкладываться в модернизацию заводов на Украине, а рассчитывает монополизировать рынок нефтепродуктов и получить на этом сверхприбыль, считает Омельченко.

Попытки ограничить поставки топлива с беларусских НПЗ уже предпринимались украинской стороной и в 2011-м, и в 2012 годах. Но на этот раз разворачивается серьезная борьба, в которой украинские НПЗ могут победить и заградительные пошлины могут быть введены, указывают украинские эксперты.

«Это возможно. Вероятно, такая договоренность (с украинским правительством – прим.ред) уже есть, иначе не был бы продан Одесский НПЗ. Без этих пошлин его бесполезно было бы покупать у ЛУКОЙЛа», – говорит Омельченко.

Одесский нефтеперерабатывающий завод был остановлен еще в октябре 2010 года в связи с нерентабельностью производства. Но на прошлой неделе ЛУКОЙЛ сообщил о продаже этого завода группе «Восточно-европейская топливно-энергетическая компания» (ВЕТЭК). Сделка должна быть закрыта до 1 июня.

О покупателе данных немного. По данным источника «Ведомостей», за группой ВЕТЭК стоит группа компаний «Газ Украина», основным акционером которой является 27-летний Сергей Курченко. По данным украинского издания «Лiга.Бизнес», Курченко покровительствует сын генпрокурора Украины и народного депутата от Партии регионов Артем Пшонка, приятель Александра Януковича, сына президента Виктора Януковича.

По данным «СПАРК-Интерфакса», владельцем «Газ Украина» является Станислав Левченко. Компания специализируется на торговле сжиженным и природным газом, нефтепродуктами и товарами для нефтегазовой отрасли, контролирует около 150 АЗС во всех регионах страны.

Директор украинской «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн считает «первой скрипкой» конфликта между украинскими и белорусскими НПЗ группу компаний «Приват», в которую входят «Укртатнафта», «Нефтехимик Прикарпатья» и «НПК «Галичина», владеющие НПЗ. Эта украинская группа подконтрольна бизнесменам Геннадию Боголюбову и Игорю Коломойскому. «При успешном исходе расследования они будут в выигрыше. Также выиграют конкуренты Беларуси Литва, Польша, Румыния», – говорит эксперт в интервью БелаПАН.

Кто проиграет

Введение заградительных пошлин для белорусских нефтепродуктов не решит проблемы украинской нефтепереработки, считают эксперты.Что касается белорусских НПЗ, то из-за высоких пошлин им придется сократить поставки нефтепродуктов на Украину на 2–3 млн тонн, тогда как в 2012 году они поставили 3,8 млн тонн, говорит Омельченко.

«Белорусским заводам придется искать другие рынки сбыта для освободившихся объемов и снижать цены на нефтепродукты. Другого выхода нет. Значительная часть нефтепродуктов будет перенаправлена на рынки ЕС и в Россию», – говорит эксперт.

 «В свою очередь украинские НПЗ не смогут производить достаточное количество качественных нефтепродуктов, что приведет к росту объема фальсификата», – отмечает Омельченко.

Таможенные пошлины и монополизация рынка нефтепродуктов приведут к увеличению цен для потребителей. «Нефтепродукты подорожают на 1–1,3 гривны, что сильно ударит по карману украинских потребителей. Они получат более дорогие нефтепродукты более низкого качества», – добавляет украинский эксперт из Центра Разумкова.

Позиция России

Россия в соответствии со своими интересами, скорее всего, примет позицию белорусской стороны, считают эксперты. «Белорусские НПЗ частично принадлежат российскому бизнесу, и в перспективе российский бизнес надеется усилить свое влияние на белорусскую нефтепереработку. Кроме того, Россия поставляет нефть Белоруссии, это ее рынок сбыта», – объясняет Омельченко.

Неудивительно, что ТНК-BP (которую купила «Роснефть») не стала подписывать жалобу в МЭРТ Украины от имени принадлежащего ей на Украине Лисичанского НПЗ. У компании в этом конфликте непростая ситуация. ТНК-BP является еще и акционером Мозырского НПЗ в Белоруссии, для которого Украина – привлекательный рынок сбыта.

Куюн считает, что вряд ли расследование Украины будет вестись исключительно против Белоруссии. По его мнению, конфликт грозит перекинуться в плоскость Украины против Таможенного союза.

Источник:газета Взгляд

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу