С вызовом справились - газета «Харьковские известия»

По материалам РБК-Украина, 27 июня 2020, 05:24
 

Затяжной карантин стал серьезным вызовом для украинской системы образования. Ученики и студенты, по сути, перешли на дистанционное обучение. Родители школьников массово сетовали на то, что основная педагогическая работа легла на их плечи. Учителя же жаловались на нехватку коммуникации с профильным министерством, у которого до сих пор нет постоянного руководителя.

В сложной ситуации оказались выпускники-2020. С 25 июня они сдают Внешнее независимое оценивание (ВНО) в нестандартных условиях: без пробного «тренировочного» тестирования, без очной подготовки в школах в последние полгода, да еще и в масках. Решение о том, каким образом начнется следующий учебный год, правительство еще не приняло. Подробнее о новых реалиях школьников и абитуриентов в этом году рассказала зам. министра образования и науки Любомира Мандзий.
 
— Вы занимаете должность врио министра с 25 марта, почти с самого начала карантина и коронакризиса. Каковы последствия этих процессов в сфере образования?
 
— Нам удалось стабилизировать ситуацию с обучением с использованием дистанционных технологий. Мы выработали рекомендации, как можно организовать процессы в школе. Стабилизировали ситуацию с выплатой зарплаты учителям и воспитателям. Могу сказать, что для нас вызовом остаются технические возможности. Это то, на что мы оперативно не можем отреагировать. Это сложно организовать в короткий промежуток времени.
 
— Многие учителя жаловались, что во время карантина у них была минимальная коммуникация с МОН. По их словам, была поставлена задача провести дистанционное обучение, но при этом каких-то вразумительных рекомендаций не было.
 
— В Украине всего 15 106 школ, и каждая из них использует различные стратегии и инструменты дистанционного обучения, чтобы охватить максимальное количество учащихся. Мы направили рекомендации как, собственно, это можно организовать. Но каждый учитель вправе самостоятельно определить удобные для себя инструменты, которые позволяют продолжать образовательный процесс в условиях карантина. С 2017 года в законе «Об образовании» предусмотрена автономия школы.
 
— Не имел ли такой подход отрицательного влияния на обучение из-за неорганизованности?
 
— За организацию образовательного процесса в рамках школы отвечает не МОН, а директор школы. У нас 440 тысяч учителей. Поэтому понимаю, что в разных школах было по-разному. Да, мы как государство не имели единой точки доступа, чтобы побудить учителей и учеников использовать только этот ресурс. Я про Новую образовательную электронную платформу (НОЭП). Мы делаем все, чтобы она заработала с сентября.
 
— По словам многих родителей, как такового обучения не происходило. Оно перешло на самообразование дома.
 
— Я тоже читаю о том, что были отправлены задания и больше ничего. Но категорически не соглашусь, что в пределах Украины это перешло на самообразование. Такие случаи были. Но есть море примеров, когда учителя записывали уроки, и даже проводили родительские собрания онлайн. Мы понимаем важность привлечения родителей к этому процессу, но вспомните и Закон «Об образовании». В нем прописано, что родители являются участниками образовательного процесса.
 
То есть это тот период, когда нужно было поддержать своих детей и помочь. Это был вызов. Я считаю, что мы с этим вызовом справились.
 
— А если родители видят, что учитель лишь сбрасывает задание и больше никак не помогает. Есть ли механизм, как реагировать на это?
 
— Бесспорно. Я понимаю, что в таком количестве школ, — это нереально выяснить. Но есть море примеров, когда были созданы родительские чаты, участником которых был директор школы. Он мог отслеживать отзывы родителей по каждому классу. Поэтому родителям стоит обращаться к директору школы.
 
— Насколько эффективным был процесс обучения в сельских школах? У нас ведь далеко не все села имеют качественное подключение к интернету.
 
— Чтобы все имели возможность получать образование, несмотря на наличие или отсутствие интернета, была введена Всеукраинская школа онлайн. Телевизор больше присутствует в наших домах.
 
 
Глава МОН Любомира Мандзий: «Я уверена, что новый учебный год для учащихся школ начнется с 1 сентября. Для студентов первого курса с 17 сентября. Мы предусмотрели корректирующее обучение в следующем году, чтобы каждый учитель понял, как освоили материал его ученики».
 
— Будет ли продолжен этот проект? И есть ли риски, что с сентября обучение с использованием дистанционных технологий продолжится?
 
— Да, в начале марта мы не были готовы к такому всеукраинскому переходу на дистанционное обучение. Что будет с эпидемиологической ситуацией и будет ли вторая волна эпидемии в августе/сентябре — увы, мы сейчас сказать не можем. Мониторинги ведет Минздрав.
 
Но мы должны быть готовы к такому вызову. Так что мы работаем над тем, чтобы проект Всеукраинская школа-онлайн имел продолжение, чтобы его можно было реализовывать с сентября. Но в каком формате это будет, пока согласовываем.
 
— Внутри Кабмина уже есть понимание и решение: мы с 1 сентября детей отпускаем в школу или сажаем снова за гаджеты?
 
— Внутри Кабмина нет такого решения. Пока что адаптивный карантин продлен до 31 июля. Как будет развиваться эпидемическая ситуация, трудно судить. Бесспорно, я за то, чтобы дети вернулись в школу. Но чтобы условия обучения в школе были безопасными. Наша основная задача — это сохранение здоровья участников образовательного процесса.
 
Я хочу немного опровергнуть фейк. В комментарии одному из телеканалов я сказала о том, что обучение уже будет с использованием тех инструментов и технологий, которыми овладели учителя. Но это не означает, что с 1 сентября мы перейдем на дистанционное обучение. Живого общения никто не отменял. В том и суть школы.
 
— Вы можете четко объяснить, чем ВНО и поступление в этом году отличаются от прошлого? Люди очень сильно запутались.
 
— Если мы говорим о поступлении в этом и прошлом году, оно ничем не будет отличаться. Кроме того, что в этом году будет возможность подать электронное заявление в свой кабинет с 1 августа. Других изменений нет.
 
Если мы говорим о законе, который освободил соискателей полного общего среднего образования от обязательной государственной итоговой аттестации, то подчеркиваю, что этот закон не отменяет проведение ВНО для тех выпускников, которые должны поступить в учреждения высшего образования. Другого пути поступления нет. Мы обязаны обеспечить честное и прозрачное поступление.
 
— Будет ли изменена дата старта вступительной кампании в этом году?
 
— Она смещена уже. Вступительная кампания начнется с 1 августа с регистрации в электронных кабинетах. Прием заявлений продолжается с 13 до 22 августа, до 16 августа — для тех, кто сдает вступительные экзамены вместо ВНО. Подача документов для зачисления на бюджет закончится 31 августа в 6:00. Зачисление на бюджет продолжится до 5 сентября. С 15—17 сентября начинаем учебный год для первого курса.
 
— Будет ли в этом году меньше абитуриентов, чем в предыдущем году?
 
— Нет, не думаю, что будет меньше абитуриентов. У нас достаточно бюджетных мест для того, чтобы выпускники могли поступать в вуз.
 
— Нет ли рисков, что будет отменена или заторможена реформа Новой украинской школы (НУШ)?
 
— В программе деятельности правительства записано продолжение реформы, и я надеюсь, что это не будет свернуто. Нам удалось сохранить 1,06 миллиарда на НУШ. Обидно, что эта статья тоже подверглась секвестру. Но пока что мы и не могли организовать повышение квалификации учителей. Договаривались с премьером, что мы вернемся к этому вопросу после выхода из карантина.
 
— В связи с карантином или второй волной коронавируса не будет у наших абитуриентов, которые хотят поступить за границу, проблем? Сможет ли министерство им помочь, возможно, на межправительственном уровне?
 
— Как я понимаю, самая большая их проблема — это закрытая граница. Если ситуация улучшится, границы откроют. Но вступительная кампания, например, в польские университеты тоже смещена во времени.
 
— Показал ли карантин необходимость вносить какие-то дополнительные изменения в законодательство?
 
— Да, мы выходим на финишную прямую с изменениями в положение об обучении с использованием технологий дистанционного обучения. Думаю, что на следующей неделе это положение уже будет обнародовано. В ближайшее время мы его и примем. Будем работать над проектом «Единая образовательная электронная платформа» и Всеукраинской школой онлайн.
 
— Как пережили карантин заведения инклюзивного образования? Об этих детях не перестали заботиться?
 
— Нет, ни в коем случае. Сейчас инклюзивные ресурсные центры в областях, где есть смягчение карантина, уже работают для того, чтобы все лица могли пройти комплексную оценку. Она является основанием для зачисления детей в инклюзивные группы, в заведения дошкольного или среднего образования с 1 сентября.
 
Также для такого ребенка составляется индивидуальная программа развития и предоставляется дополнительная психолого-педагогическая помощь. Там ничего не изменилось, мы держим руку на пульсе. Хотим принять стратегию инклюзивного обучения.
 
Директор Департамента образования ХГС Ольга Деменко: «Мы категорически не вмешиваемся в методы, которыми пользуются учителя в дистанционном процессе обучения, — это могут быть программы Zoom, Classroom, Skype, а также просто предоставление домашних заданий в Viber. Главное, чтобы ребенок получал знания, была связь с учащимися и их родителями. И я не сомневаюсь, что уровень знаний наших детей не снизился».
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу