Могут ли камеры ошибаться? - газета «Харьковские известия»

11 июня 2020, 03:44
 

С 1 ИЮНЯ НАЧАЛИ РАБОТАТЬ КАМЕРЫ ВИДЕОФИКСАЦИИ СКОРОСТИ, И ЗА ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ПО КИЕВУ БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО БОЛЕЕ 200 ТЫСЯЧ НАРУШЕНИЙ. ВОДИТЕЛИ УЖЕ НА ДНЯХ НАЧНУТ ПОЛУЧАТЬ «ПИСЬМА СЧАСТЬЯ».

Юристы предсказывают массу проблем, связанных с камерами, начиная с банальных технических ошибок и заканчивая наказаниями «не тех» водителей и «распределением» штрафов в ручном режиме.
 
«Думаю, в ближайшее время суды завалят исками по этому поводу», — говорит глава адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
 
Итак, могут ли камеры ошибаться и реально ли отбиться от штрафа?
 
ЧТО ВИДИТ «ЭЛЕКТРОННОЕ ОКО»
 
Для видеофиксации нарушений используются камеры КАСКАД производства компании «Украинские системные инновации» почти по миллиону гривен за штуку.
 
Камеры позволяют фиксировать авто, движущиеся со скоростью до 240 километров в час. Диапазон фиксации — три полосы движения шириной в 10,5 метров, расстояние объекта до камеры — 20—50 метров. Для сбора информации используются технологии компьютерного зрения на основе нейронных сетей. Данные передаются в базу МВД, где обрабатываются и хранятся.
 
Схема следующая: полицейские проверяют, на кого зарегистрировано авто, составляют постановление о нарушении, и оно автоматически отправляется в отделение полиции по месту регистрации машины, а затем отправляют «письмо счастья» с выписанным штрафом 255 гривен за превышение скорости. Если авто при этом создало аварийную ситуацию, штраф может увеличиться до 680 гривен. Адресат — человек, на которого зарегистрировано транспортное средство (или любой другой, зарегистрированный в электронном кабинете водителя Главного сервисного центра МВД как «надлежащий пользователь»).
 
Заплатить штраф нужно в течение 15 рабочих дней, если заплатить в течение 10 дней, будет скидка в 50 %.
 
Пока камеры «засекают» только превышение скорости. Но в дальнейшем их функционал планируется расширить, в частности они будут фиксировать движение по полосе общественного транспорта, выезд на встречную полосу, нарушение правил остановки, стоянки и прочее.
 
ВОЗМОЖНА ЛИ ОШИБКА?
 
Еще до установки систем видеофиксации эксперты начали поднимать вопрос — могут ли камеры ошибаться? Напомним: прежние системы для измерения скоростного режима, в частности «Визирь», мягко говоря, грешили. К примеру, могли «спутать» скорость двух авто, выдав превышение впереди идущего автомобиля за ваш результат. «Технические ошибки или погрешности в любом случае могут быть», — говорит Р. Кравец.
 
«Во всех странах, где работает автофиксация, случаются ошибки, ведь какая бы ни была современная техника, гарантировать на 100 процентов корректную работу никто не может. Например, фиксируется нереальная скорость», — отмечает адвокат АО Credence Сергей Бурлаков.
 
 
По словам заместителя городского головы по вопросам цифровой трансформации Олега Дробота, сегодня на улицах Харькова установлено несколько тысяч камер видеонаблюдения и у города уже есть необходимое программное обеспечение, чтобы объединить их в единую систему. Как только камеры КАСКАД для видеофиксаций нарушений ПДД появятся в нашем городе, их сразу подключат к единой системе.
 
Известный «автомобильный» юрист Владимир Караваев, наоборот, считает, что технические ошибки практически исключены.
 
«Украина перешла на новые стандарты, которые не так давно введены в Европе. Если ранее камеры фиксировали скорость аналоговым лучом, из-за чего могли быть ошибки, то сейчас, кроме него, есть еще и лазерный луч. Он ставит на авто «метку», и спутать его, скажем, с соседним уже невозможно», — пояснил эксперт.
 
В компании «Украинские системные инновации» (производитель систем КАСКАД) пояснили, что они являются производителем техники, которую МВД законно купило. Но что касается использования и возможных ошибок, то это вопрос риторический: «Мы делаем все, что от нас зависит, но есть еще вопрос использования камер, насколько все будет идти по инструкции».
 
«НОМЕРА-НЕВИДИМКИ» И ШТРАФЫ ОТ ХАКЕРОВ
 
Но, кроме самих камер, есть вопросы к обработке данных.
 
«Одно из обязательных условий — вся система должна быть защищена от стороннего вмешательства. Не думаю, что будет так просто залезть в нее и вбить «номера-невидимки». Если это обнаружится — будет страшный скандал», — говорит Караваев.
 
КАК ОСПОРИТЬ ШТРАФ
 
Юристы уже прогнозируют вал судебных разбирательств по новым камерам.
 
Напомним: по тем же «Визирям» суды в свое время пачками отменяли штрафы.
 
Но в данном случае, по мнению Караваева, водители будут оспаривать не столько ошибки самих камер (мол, автомобиль не мой, нарушал другой), сколько юридические нюансы, а их немало.
 
«Основной спорный момент — статья 14.2 Кодекса об административных правонарушениях. Она прописывает, кто несет ответственность за нарушения. Прежнюю статью — 14.1, в которой было указано, что вся вина и штрафы — на владельце транспортного средства, КС в свое время отменил (у нас до сих пор четко не прописан вопрос собственности на авто). В статье 14.2 указано, что ответственность несет лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство», — говорит Караваев.
 
«Еще в своем решении от 2010 года Конституционный суд указал, что ответственность должно нести виновное лицо — вину нельзя перекладывать на другого человека. И пока суд не докажет, что именно собственник был за рулем (а для этого, кроме фиксации скорости, нужна еще и фотография водителя, как это делается в других странах), штраф можно оспорить», — считает Ростислав Кравец.
 
Также есть вопросы по «автомобилям-двойникам», а их в Украине под 200 тысяч, говорит Караваев. Под вопросом также авто на донецкой и крымской регистрации. Скажем, в Крым «письма счастья» отправлять точно не будут.
 
Непонятна и схема с «евробляхами». Ведь формально они имеют европейскую регистрацию, то есть «висят» на европейских фирмах, частных лицах или даже числятся в угоне.
 
Владимир Караваев говорит, что в этом случае штрафы будут приходить на того, кто ввез авто на таможенную территорию Украины. По закону такой человек не может передавать транспортное средство в управление другому лицу. А если он это сделал, придется отвечать уже за таможенные нарушения, а там штрафы намного выше, чем за превышение скорости, пояснил Караваев. То есть формально сами водители евроблях (которые по факту являются их владельцами) «писем счастья» получать не будут.
 
«Что касается обжалования штрафа, то оно происходит в стандартном порядке и ничто не мешает гражданину обратиться в суд, если он не совершал правонарушения. Обязанность доказывания по админделам лежит на полиции, а все сомнения будут трактоваться в пользу гражданина.
 
Но есть неприятный сюрприз — с недавнего времени необходимо платить судебный сбор, чего раньше не было по этой категории дел. Сейчас это 420 грн. Сумма вроде бы и небольшая, но, учитывая, что минимальный штраф за превышение скорости 255 грн, людям легче будет оплатить штраф, чем морочиться с обжалованием, тем более когда результат не гарантирован. Хотя, думаю, что в ближайшей перспективе штрафы за превышение скорости будут существенно увеличены, полиция уже подготовила предложения», — подытожил Сергей Бурлаков.
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу