Из Харькова в Средиземное море

26 февраля 2018, 07:21
 

Интервью с капитаном яхты Валерием Овсянниковым.

В минувшем году на Старом Салтове по инициативе Федерации парусного спорта прошло празднование 50‑летия со дня первой регаты в Харьковской области. Это событие заставило заново познакомиться с родным городом. А до этого дня трудно было поверить, что по Печенежскому водохранилищу в одиночку запросто рассекают дети на детских парусных лодках «Оптимист», на моторе яхта идет 3 узла в час, а под парусом развивает скорость до 7 узлов; в Харькове живет капитан Христофор; на Старом Салтове базируется около сотни парусных яхт.
 
Но одна из этих яхт, с виду ничем не примечательная, оказалась особенной. Этой маленькой крейсерной яхте тесно в 30‑километровой протяженности водохранилища. Эта единственная харьковская яхта ходит в моря.
 
В 2013 обошла вокруг Крыма. В 2015 году яхта дошла до берегов Турции и дальше через пролив Босфор в Мраморное море. И вот в 2018 году планируется масштабный поход: Черное море, Босфор, Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтар и, наконец, океан.
 
Как объяснил капитан яхты «Нептун» и наш главный герой Валерий Овсянников, когда ты идешь под парусом, то зависишь от благосклонности природы. Неизвестно, сможешь ли прибыть в конечную точку за определенное время. Поэтому Средиземное море для 7‑метровой малютки — своеобразный рекорд.
 
Валерий Овсянников купил яхту в 50 лет. В полуторамесячное путешествие к берегам Турции он взял 75‑летнего капитана Христофора. Это настолько вдохновляет! После таких примеров стыдно даже думать, что ты для чего-то упустил время.
 
— «Нептун» — это название у яхты было изначально или Вы ее так назвали?
 
— Это ее название от рождения, которое она получила на верфи. Я не стал ломать голову и придумывать что-то новое.
 
— Вы разбивали о борт бутылку шампанского, когда спускали ее здесь на воду?
 
— Разбивать не разбивали, а шампанским ее поливали.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— То есть все эти традиции соблюдаются?
 
— Конечно. И даже если мы на борту иногда выпиваем что-то алкогольное, то обязательно богу морей за борт пару капель льем.
 
— А бог морей — это же Нептун?
 
— Да, Нептун.
 
— Когда заканчивается сезон здесь, на Старом Салтове?
 
— Официально начинается с 1 мая и заканчивается, по-моему, 31 октября. Но обычно мы поднимаем лодки в конце сентября, начале октября, в зависимости от погоды.
 
— Как Вы пришли в парусный спорт изначально?
 
— По большому счету это не парусный спорт, это скорее увлечение парусом. На спортивных яхтах я не ходил. Ходил только на крейсерских яхтах. Как пришел — долго шел. Заболел этим в 1975 году. Ну а потом была достаточно долгая дорога.
 
— А потом вместо машины Вы купили яхту.
 
— Нет. Не совсем так. Вначале я ее построил. Первая моя яхта была самоделка, всего-навсего 3 метра длиной, небольшая такая мыльничка. Которая и под парусами ходила, и на моторе ходила, и гребная была, и я рыбу с нее ловил. А потом уже была чуть больше — «Корморан» польский. Хороший был «Корморанчик», ходил неплохо. Где теперь — не знаю, у нового хозяина. Не видели больше его. Хорошая лодка была. Ну а потом уже стал владельцем «Нептуна».
 
— Сколько она у Вас?
 
— 8 лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— А до этого она в Харькове обитала?
 
— Нет. До этого она была в Германии.
 
— То есть на своей родине, она же выпущена в Германии.
 
— Она немецкая. Ходила по Балтике, ходила по Северному морю, в Норвегию. Лодка с историей, у которой через год юбилей — 50 лет.
 
— А у нее какая длина?
 
— 7,25 метра.
 
— Вы говорили, что выходили на ней в море.
 
— В 2013 году ходили на ней вокруг Крыма по Черному морю. В 2015 ходили в Турцию, Мраморное море, Босфор проходили.
 
— То есть на такой маленькой яхте Вы несколько дней могли проводить в море?
 
— В общей сложности мы 1,5 месяца на яхте жили вдвоем с напарником, Христофором.
 
— Христофор — это прозвище?
 
— Нет, это имя. Отчество у него Исакович. Причем это один из самых старых наших яхтенных капитанов. Когда мы с ним ходили в 2015 году в Турцию, у нас были интересные цифры возраста — 57 и 75. При этом Христофор очень подвижный человек, которому стоит отдать дань уважения. Интересная личность харьковского яхтинга.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— Это разве не экстрим, на такой маленькой яхте выходить далеко и надолго от берега?
 
— Экстрим. В принципе, все ради этого, это раз. А второе, логика тут очень простая. Многие говорят: «Ну, мало, надо бы больше». А я говорю, что если ждать, пока будет больше — жизни не хватит. Надо ходить на том, что есть. Лодка достаточно мореходная.
 
— Еще хотелось бы немного поговорить про это путешествие, которое Вы с Христофором к берегам Турции и Мраморному морю совершили. Оно длилось полтора месяца, и это же была настоящая авантюра!
 
— В какой-то степени это авантюра. Я могу точно сказать, что из Харькова, за последние лет 5, никто сам яхту не вывозил. И вряд ли кто-то ходил на своей яхте харьковской куда-то в море. Это практически на 100 % я уверен. Так, конечно, наши ребята ходят много, и в океан ходят.
 
— На арендованных на месте яхтах?
 
— Да, просто берут в чартер лодку и на ней ходят. Просто это очень большая разница в деньгах: брать в чартер или на своей лодке. Хлопот, конечно, больше со своей.
 
— И вот ее преимущество, небольшой 7‑метровой лодки. Ее можно перевезти.
 
— Да, в этом большое преимущество, что ее можно везти за своей машиной, относительно без проблем. Не быстро, конечно. До Херсона почти сутки занимает дорога.
 
— Для того чтобы подготовить путешествие, нужны какие-то дополнительные документы? Морской паспорт или что-то в этом роде?
 
— По крайней мере, никто не требовал этого от нас. И могу сказать, справедливости ради, что оформление отхода оба раза, за оба похода как в Херсоне, так и в Очакове, никто палки в колеса не вставлял. Все делалось лояльно, реально, никаких проблем не было.
 
— А как это оформляется? Надо где-то сообщать о том, что Вы по такому-то маршруту будете идти?
 
— У нас есть специальные службы, порты отхода так называемые. Отход оформляет Херсон, Очаков, Николаев и Одесса. Но самый лояльный, объективный подход в Очакове, так как он самый маленький. Приходишь на таможенный причал, тесно швартуешься, приходит пограничная служба, приезжает таможенная служба. Все как положено, пограничник с собакой по полной программе проводит досмотр. И затем оформляют документы. В принципе, ничего такого страшного. Нужна, конечно, какая­-то подготовка по бумагам. Та же яхтенная печать имеется на борту, она должна быть. Потому что печати нужно ставить в документах. Все вполне решаемо. В общем-то, точно так же, как для больших кораблей.
 
— А сложный процесс оформления яхты? Вы ведь ее купили и привезли из Германии.
 
— На сегодняшний день очень сложно, дорого и долго. Это через Киев делается в течение трех месяцев и достаточно дорого. Более того, судовые документы имеют срок действия. Через каждые 5 лет их надо переоформлять.
 
— И тоже через Киев?
 
— Только через Киев. У многих, и у меня тоже, закончился судовой билет. Его надо возобновлять. Мы все ждем, может быть примут лояльные законы на этот счет.
 
— А зачем такой срок сделали короткий для судовых документов?
 
— Это же так удобно, каждые 5 лет собирать деньги. Средняя стоимость за яхту 5000—6000 грн. Не так мало.
 
— Своя яхта — это дорогое хобби или все-таки бизнес, возможность заработать?
 
— Скорее всего, это хобби. И опять же, ну как дорогое, это все относительно.
 
Вот яхты по $100 000 стоят. Но на таких яхтах ходить по водохранилищу с глубинами 3,5 метра и 30 км в длину — это тоже кажется смешным. Они никогда на море не поедут, их никто не повезет, это 100 %. Я, например, не совсем это понимаю. Но люди могут себе позволить такое судно престижное. Тут как раз не совсем яхтинг, тут совсем другое.
 
А остальные ходят на том, что есть. Тут есть человек, который ходит на маленькой самостройке с мая по октябрь до Хотомли и обратно. Ходит каждый год, вместе с женой. Им нравится.
 
Так что по поводу того, дорогое ли это удовольствие — не такое уж и дорогое.
 
— Но удовольствие!
 
— Но удовольствие. И есть люди, которые действительно на этом поведены. Это действительно хороший от­дых, интересный, полезный.
 
— Когда мы только познакомились, Вы говорили о путешествии, которое у Вас планируется в следующем году в море. Вы нашли единомышленников?
 
— Да. Нашел! Даже более того, единомышленницу. Так как хотел. И это, я думаю, именно тот человек, который нужен. И может, и хочет, и даже умеет кое-что. Все сложилось так, как я даже не ожидал, но если чего-то хочешь, оно приходит.
 
— Какой маршрут планируете?
 
— Планируем выйти из Херсона и дойти до Мадеры, до Канар. Пройти Черное море, пройти Босфор, Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтар и выйти в океан. Но это программа максимум. По времени мы планируем месяца на три. Как получится, загадывать тяжело. В основном все упирается частично в средства, как всегда. Я не думаю, что это будет очень-очень дорогой поход. Я думаю, что можно будет его как-то оптимизировать.
 
— Это будет какой-то рекорд для Харькова?
 
— Не знаю. Я как раз не ставлю такой цели. Это поход для себя. Если будет польза для города — хорошо. Это мой родной, любимый город.
 
— Во время такого путешествия будет время, чтобы писать путевые заметки. Или, как правильно, бортовой журнал?
 
— Бортовой журнал обязан вести капитан. Путевые заметки — это интересно. Но опять- таки, если это будет еще кому-то интересно, кроме меня.
 
— Конечно, это интересно! Яхта, которая со Старого Салтова дойдет до океана, — это же сенсация.
 
— Будем надеяться, что так получится.
 
По материалам mykharkov.info
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу