«Прозрачный бюджет как инструмент общественного участия»

18 декабря 2017, 07:59
 

В конце августа стартовал проект, посвященный бюджетному анализу, — «Прозрачный бюджет как инструмент общественного участия». Организатором проекта выступила «Ассоциация частных работодателей».

Цель проекта: повысить эффективность использования бюджетных средств по программам содействия развитию малого и среднего предпринимательства, добиться включения предложений участников проекта в процесс формирования местного бюджета.
 
«Мы уже имели опыт в конце прошлого года по проведению анализа бюджета области и сейчас вышли на уровень, когда сформирована экспертная группа для участия в разработке конкретных программ местного экономического развития. Мы поставили начальную цель — проанализировать Программу содействия развитию малого и среднего предпринимательства Харьковской области, изучить эффективность использования бюджетных средств и внести свои предложения, чтобы повысить эффективность этих средств», — комментирует руководитель проекта, президент «Ассоциации частных работодателей» Александр Чумак.
 
По его словам, отдельно эксперты сделают акцент на направление помощи в самозанятости переселенцам и ветеранам АТО.
 
В процесс реализации проекта, а именно: к участию в мониторинге местных бюджетов и разработке программ социально-экономического развития общества, были привлечены члены местных общественных объединений и бизнес-ассоциаций.
 
«Занимаясь оптимизацией бизнеса, знаю, что даже в современных компаниях есть множество недостатков в отношении неэффективного использования денег. К сожалению, в государственном секторе ситуация значительно хуже, потому что у распорядителей средств минимальная мотивация к эффективной работе, а компетенции не всегда соответствуют сложности поставленных задач, — говорит Степан Литвин, предприниматель. — Этот проект позволяет представителям громады обеспечить качественный контроль за деньгами, которые каждый из нас отдает в бюджет, чтобы наша жизнь была приятнее и комфортнее. Считаю, что мой гражданский долг — использовать свои знания и опыт в интересах громады и тем самым улучшить качество жизни для себя и окружающих меня людей».
 
По словам организаторов, количество возможных участников проекта очень ограничено, а желающих стать частью проекта оказалось в разы больше, поэтому в приоритете были заявки от тех, кто уже имеет опыт взаимодействия с органами местной власти, проходил обучение в социально ориентированных проектах и имеет начальное представление о бюджетном анализе. В ходе проекта участники получили знания в адвокаси, ознакомились с основами государственной регуляторной политики, мониторинга государственных закупок, получили более глубокое понимание бюджетного анализа, анализа и обжалования решений местных властей, Антимонопольного комитета, судебных решений и т. д. Среди лекторов: Екатерина Орехова — эксперт по вопросам бюджетного анализа, Алексей Литвинов — эксперт по вопросам регуляторной политики.
 
В рамках проекта участники уже провели анализ имеющихся программ местного экономического развития на предмет эффективности использования бюджетных средств с последующей разработкой предложений по совершенствованию бюджетного процесса. Для анализа были взяты бюджеты за 2013—2016 гг.
 
«Мы смотрели, что выполнено, что нет, какие программы финансирует бюджет, чтобы общественность могла посмотреть эффективность этого финансирования и внести свои предложения на 2018 год», — рассказал эксперт по бюджетному анализу «Ассоциации частных работодателей» Олег Драгунов.
 
Проанализировав имеющиеся данные, среди прочих были сделаны следующие выводы:
 
1. В 2015 году область из реципиента бюджетных средств превратилась в донора средств государственного бюджета. Для сравнения, если в 2013—2014 годах область не могла профинансировать все делегированные государственные полномочия и получала базовую дотацию, то в 2015 году ситуация изменилась, и область смогла перечислять часть средств в государственный бюджет.
 
2. Анализ динамики бюджетных поступлений в соответствии с различными категориями демонстрирует уменьшение налоговых поступлений в абсолютных цифрах. Уменьшение налоговых поступлений в 2015 году объясняется уменьшением доли налога с доходов физических лиц (НДФЛ), зачисляемого в областной бюджет с 25 % в 2014 году до 15 % в 2015 году, что, впрочем, характерно для всех областей Украины в 2015 году.
 
3. Руководство области работает над тем, чтобы наполнять областной бюджет в части неналоговых поступлений за счет увеличения собственных поступлений бюджетных учреждений. Доля неналоговых поступлений в совокупных доходах областного бюджета Харьковской области в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась более чем вдвое, с 3 до 8 %.
 
В результате участниками был разработан ряд предложений, среди которых:
 
— озвучена необходимость проведения аудита деятельности областных коммунальных предприятий с целью анализа их эффективности и, если это целесообразно, обеспечить привлечение их дополнительных доходов к собственным доходам местных бюджетов, то есть вывод из состояния убыточности путем уплаты налога на прибыль коммунальных предприятий;
 
— стимулировать развитие частных предприятий для наполнения налоговыми поступлениями областной бюджет, ведь 10 % налога на доходы предприятий частной собственности в 2015 г. зачислялись в областной бюджет;
 
— совместно с УАРОС (Украинская ассоциация районных и областных советов) ввести практику сравнения отдельных статей доходов и расходов бюджетов разных областей, а также выявить лучшие практики, применяемые в областях, с целью обеспечения эффективности их деятельности;
 
— разработать систему налоговых льгот (например, освобождение от налогообложения в отношении арендной платы за землю) с целью стимулирования производства. Это особенно уместно сделать в приоритетных отраслях, таких как: создание производства сложной бытовой техники, высокотехнологичного машиностроения и т.д.;
 
— областной власти необходимо стимулировать развитие сотрудничества территориальных громад области по реализации совместных проектов, выявлять потенциальные объекты коммунальной и социальной инфраструктуры для их совместного финансирования территориальными громадами и повышения эффективности их использования.
 
 
 
Проект «Прозрачный бюджет как инструмент общественного участия» реализуется «Ассоциацией частных работодателей» в рамках программы «Публичные бюджеты от А до Я: информирование, активизация и привлечение гражданского общества». Проект поддерживается Фондом Восточная Европа в партнерстве с «Фондом польско-украинского сотрудничества «ПАУСИ» при финансовой поддержке Европейского Союза.
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу