Шел трамвай по улице

Ольга Тараб, 4 октября 2017, 07:58
 

135 лет назад, в сентябре 1882 года, в Харькове появился первый трамвай. И сейчас это один из основных видов городского общественного транспорта в нашем городе. Более того, в Первой столице самая большая трамвайная сеть в Украине, имеющая более 230 км рельсов в своем составе.

Конка
 
Харьковская конка — система общественного транспорта в Украине, которая действовала в городе с 24 сентября 1882 года по 23 марта 1919 года.
 
Начиная с 1871 года в Харьковскую городскую думу начали обращаться люди и компании с проектами строительства конки в Харькове. А 2 марта 1881 года Клеман Бонне обратился в Харьковскую городскую думу со своим обоснованием построения в Харькове конно-железной дороги, и его проект был принят. Бельгийское общество получило концессию на строительство и эксплуатацию конки в городе на протяжении 42 лет.
 
Движение конки в Харькове было открыто 24 сентября 1882 года. Это был одноколейный маршрут: ул. Александровская у вокзала Азовско-Курской ж.-д. (сейчас — ул. Конарева) — Биржа на Николаевской площади (сейчас — пересечение площади Конституции и проспекта Московского) и по мосту через реку Лопань. Уже к 1884 году первый маршрут конки имел следующий вид: Вокзал — Центр — Конный рынок. В 1885 году было построено первое конное депо у Конной площади.
 
 
2 июня 1885 года была введена новая линия. Маршрут № 2 выглядел таким образом: Москалёвка — Центр — ул. Ветеринарная. В 1896 году появился маршрут № 3: Заиковка — Центр — ул. Ветеринарная. Дальнейшее развитие конки было затруднено из-за конфликта Бельгийского общества с городскими властями, которые в начале XX века решили строить свой электрический трамвай, который, собственно говоря, и был запущен через несколько лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нелегкие времена у харьковской конки были в революционный 1917 год. Вот что пишут газеты того времени: «2 сентября исп. об. председателя отдела О-ва покровительства животным, губернский ветеринарный инспектор г. Нешумов провел осмотр коночных лошадей и проверил запасы фуража для их продовольствия. Во дворе конюшен он застал два трупа лошадей, павших от голода; всего же за август месяц пало от недостатка корма 20 лошадей. Остальные лошади оказались крайне истощенными, худыми и голодными. На вопросы г. Нешумова о причинах такого печальнаго состояния животных ему было доложено, что продовольственные комитеты вместо нормальнаго количества — 20 ф. зерна и 30 ф. сена на голову в сутки — отпускают всего 5 ф. зерна и 20 ф. сена — количество, едва достаточное для поддержания жизни лошади при полном отсутствии работы. Закупить же фураж на стороне бельгийское о-во лишено возможности за неимением разрешения от продовольственных комитетов на право покупки, помимо комитета. Многократные попытки бельгийского о-ва добиться такого разрешения оставались тщетными. О-во покровительства животным обратилось со своей стороны с ходатайством в продовольственные комитеты, взывая о спасении от голодной смерти 620 лошадей». («Южный край», № 14217).
 
Впрочем, людям в то время было не легче. Так, 16 сентября 1917 года работники конки устроили забастовку из-за невыплаченной зарплаты. «Вчера, с 5 час. дня, движение на городских конных железных дорогах было прекращено по случаю назначения экстренного общего собрания служащих и рабочих. На собрании постановлено: с сегодняшнего утра приступить к работам при условии, если директор акционерного Общества конно-железных дор. г. Купинский исполнит свое обещание — уплатить служащим и рабочим дополнительное содержание с 1‑го апреля, т. е. за четыре месяца. Ввиду истощения средств в кассе Общества, служащие предлагают дирекции конки произвести уплату в два срока, 20 сентября и 20 октября. Если не последует согласия, служащие с воскресенья прекращают работы. О состоявшемся постановлении решено довести до сведения Совета раб. и солд. деп» («Южный край», № 14231).
 
То ли совпадение, то ли следствие, 16 сентября 1917 года Харьковская городская дума рассмотрела вопрос о прекращении движения по Харьковским конно-железным дорогам. С небольшими перерывами конка работала до начала 1919 года. Окончательно закрыта конка в Харькове 23 марта 1919 года. Началась электрификация конки, которая была окончена 23 октября 1923 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Трамвай электрический
 
Движение электрического трамвая в Харькове было открыто 3 июля 1906 года двенадцатью моторными вагонами производства MAN по узкоколейному (1000 мм) одноколейному маршруту с восьмью разъездами протяжённостью 3,8 км: «Павловская площ.— Балашовский вокзал» по ул. Петинской (сейчас — ул. Плехановская), и по переулку Костюринскому. В том же году построен Петинский трамвайный парк, находившийся у Ремесленного училища. С самого он начала принадлежал и эксплуатировался городскими властями, что вызывало конфликты с частной бельгийской конкой, вплоть до драк между нанятыми людьми и рабочими, прокладывавшими трамвайные линии.
 
Первая линия проходила от Балашовского вокзала по Петинской, Змиевской, Нетеченской улицам, Подольскому мосту до Павловской площади. Столь странная конфигурация была выбрана потому, что по договору с бельгийцами, эксплуатирующими в то время конку, трамвайные рельсы не должны пересекать конные. Конка в то время оккупировала главный радиус города «Вокзал — Павловская Площадь — Конный рынок». Постепенно трамвайные рельсы появлялись на других улицах города, при этом дело не обошлось без стычки с полицией и представителями «Бельгийского общества».
 
В 1910 году было построено трамвайное депо для электрического трамвая: Пискуновский парк (позже — Ленинское депо). 23 июля 1910 года начато расширение до двух путей Петинской линии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Маршруты на 1 января 1916 года
 
Конный трамвай
№ 1. Вокзал — Центр — Конная площадь
№ 1а. Вокзал — Центр — Конный базар
№ 2. Основянский мост — Центр — Ветеринарный Институт
 
Электрический трамвай
№ 1. Завод ВЭК — Панасовка (пер. Альбовский)
№ 2. Конный рынок — ул. Грековская — Панасовка (пер. Альбовский)
№ 3. Конный рынок — ул. Грековская — ул. Клочковская (ответвление до ул. Ивановской)
№ 4. Холодная Гора (ул. Кладбищенская) — Городской парк № 5. Холодная Гора (ул. Кладбищенская) — Завод ВЭК
 
23 октября 1941 года трамвайное движение прекращено в связи с оккупацией города. Правда, уже в начале 1942 года немцами были восстановлены некоторые линии в центре города.
 
В послевоенные годы в Харькове появляются первые цельнометаллические вагоны МТВ-82 и КТМ-1 / КТП-1. В 1950‑е годы открыт ряд новых линий в отдаленные районы города — к Плиточному заводу, на Алексеевку, Журавлёвку, 1-й Салтовский поселок, поселок им. Герцена.
 
С 1961 года в Харьков массово поступают вагоны КТМ-2 / КТП-2 и РВЗ-6. В 1962-м открыто Октябрьское трамвайное депо. В 1967 году в город приходят первые чешские вагоны Tatra-T3, ставшие в дальнейшем основой подвижного состава харьковского трамвая. Всего за период с 1967 по 1987 год было поставлено 735 вагонов, а в 1969-м — их сочленённый вариант Tatra-K2.
 
В 1970‑е происходит значительное расширение маршрутной сети за счет строительства новых линий на Салтовский жилмассив. Начато строительство Салтовского трамвайного депо, которое стало самым большим трамвайным депо в бывшем СССР и нынешнем СНГ. Его площадь составляет 20,8 га.
 
С 1991 года харьковский трамвай переживает затяжной кризис. За период с 1992 по 2006 год не было закуплено ни одного нового вагона; к 2011-му подвижной состав на 95 процентов исчерпал ресурс. Количество трамвайных вагонов уменьшилось более чем в два раза. Отменены некоторые трамвайные маршруты, демонтировано несколько линий.
 
8 августа 2013 года начаты работы по восстановлению технической возможности организации движения до конечной станции «Малая Даниловка». Организован ввод в эксплуатацию трамвайных вагонов Т3А, поставленных из Риги. В июне 2015-го начата капитальная реконструкция путей на проспекте Московском, на участке от Корсиковского путепровода до улицы Морозова, в рамках переустройства и обновления проспекта. Впервые с 1999 года восстанавливается пассажирское движение трамваев на этом участке.
 
Трамвай собственной сборки
 
В апреле 2017 года в Харькове презентовали трамвай собственной сборки. Он был собран специалистами Салтовского трамвайного депо, и уже в августе текущего года вышел на маршрут. На ровных участках путей он может развивать скорость до 65 км / ч. Для удобства пассажиров и водителя в салоне работает кондиционер, над каждой дверью установлены видеокамеры. Это первый в Харькове трамвай, который оборудован пандусом для людей в инвалидной коляске. Сейчас в Харькове работают над созданием еще четырех таких же трамваев, которые начнут курсировать ориентировочно в ноябре-декабре.
 
Аннушка
 
Есть в нашем городе совершенно уникальный трамвай «Аннушка». Это экскурсионный ретротрамвай № А, отреставрированный, выпуска 1928 г. «Аннушкой» трамвай назвали ещё тогда, когда он ездил по городу с номером «А».
 
Скорость движения трамвая составит не более 13 километров в час — что дает возможность хорошо рассмотреть то, о чем говорят гиды. По ходу движения путешественников ожидают анекдоты, байки, городские легенды и совершенно «дикие» истории. Длительность рейса — полтора часа.
 
Кстати, этот трамвай побывал в Одессе на съемках сериала «Ликвидация» и «засветился» в фильме «Дау», который снимали в Харькове.
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу