Учитель 2013 года: лучшие из лучших

Подготовила Виктория КОСЕНКОВА, фото Николая КОВАЛЬЧУКА, 20 февраля 2013, 09:52
 

22 февраля в Харьковском Дворце детского и юношеского творчества состоится чествование финалистов и победителей конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2013»

Этот конкурс, цель которого — повышение престижа профессии педагога, выявление и поддержка талантливых учителей, традиционно проводит Департамент образования горсовета под патронатом Харьковского городского головы Геннадия Кернеса.

 
В 2013 году педагоги Харькова соревновались в пяти номинациях: «Информатика»; «Физика»; «Иностранный язык (француз-ский)»; «Музыкальное искусство»; «Русский язык».
Сначала состоялись два тура: районный и городской.
 
В районном туре приняли участие более 300 учителей. В городском — соревновался 41 педагог из 40 учебных заведений всех районов Харькова.
 
В свою очередь, городской тур конкурса проходил в три этапа. Это – конкурс материалов педагогического портфолио и контрольная работа по специальности, которую выполняли все конкурсанты. Потом презентация собственного опыта работы, в ходе которой учителям необходимо было продемонстрировать оригинальность педагогических идей и технологий, разнообразие интересов и увлечений. И в завершение — проведение открытых уроков в незнакомых классах школ, во время которых 16 финалистов показали все свое мастерство.
 
Победителями в номинациях стали: Николай Арзубов, учитель информатики Харьковского учебно-воспитательного комплекса № 45 «Академическая гимназия»; Оксана Туманцова, учитель физики Харьковской специализированной школы № 156; Екатерина Бирюкова, учитель французского языка Харьковской специализированной школы № 62; Наталья Мищенко, учитель музыкального искусства Харьковской общеобразовательной школы № 53; Ольга Круговая, учитель русского языка Харьковской гимназии № 82.
 
«Харьковские известия» попросили рассказать лучших учителей города о себе, о профессии, о тех, кто повлиял на выбор специальности и, конечно, о своих учениках. Итак, дадим им слово.

Наталья Мищенко, 

Харьковская общеобразовательная школа № 53. 
Номинация «Музыкальное искусство»
 
Что такое счастье? Тысячелетия человечество ищет ответ на этот вопрос. А я могу абсолютно уверенно сказать, что я – счастливый человек, более того, счастливый учитель! Что делает человека счастливым? Любовь! Значит, я влюблена. Я влюблена!
 
Влюблена  в музыку, в свою профессию учителя музыкального искусства.
 
Музыка вошла в мою жизнь с детских лет. Сначала я просто слушала музыку, потом научилась понимать ее, затем, учась в музыкальной школе, я поняла, что прекрасный и возвышенный мир музыки хочу открывать для всех.
 
Я иногда себя спрашиваю: как сложилась бы моя жизнь, если бы она не была связана с музыкой, какую профессию я бы выбрала, если бы не стала учителем музыки. Спрашиваю и не нахожу ответа. Мне кажется, что все это предопределено свыше. И я благодарна судьбе и тем людям, которые открыли для меня этот волшебный мир искусства, творчества, радости. И вот уже 15 лет я ежедневно наполняю поэзией  детские сердца, ведь «музыка – незримое эхо Слова». 
 
Есть язык слов, язык цифр, язык жестов, язык танцев. Для меня родным является язык музыки. С его помощью мне удается передавать тончайшие оттенки чувств и эмоций, которые я испытываю. И своих воспитанников я тоже хочу научить понимать и любить этот язык. Научить их не оставаться равнодушными к чарующим звукам, чувствовать музыку и откликаться на то, что она дарит.
 
Сквозь музыку звуков стараюсь слышать музыку души каждого ребенка. Звуками музыки я прикасаюсь к струнам детской души и заставляю звучать тончайшие,  глубочайшие детские чувства и мысли! Я люблю наблюдать, как от этих прикосновений блестят детские глазенки, как улыбка появляется на их лицах, как они приосаниваются… Я ловлю такие моменты, потому что понимаю: мои ученики добрые, отзывчивые, неравнодушные, открытые для прекрасного.
 
Я не идеалистка. Современная жизнь, ее прагматизм не однажды сталкивали меня с грубостью, бестактностью, несдержанностью. Но в помощники я всегда беру музыку, и вместе с ней мы успокаиваем и пробуждаем эмоции. Вместе с музыкой  мы создаем многоголосый хор, где в унисон звучат разнообразные переживания.
 
Чтобы в полной мере использовать силу музыки, мне приходится много работать над собой: совершенствовать исполнительское мастерство, овладевать искусством общения с аудиторией,  расширять формы просветительской работы, поскольку без нее не может состояться настоящая встреча с искусством,  с музыкой.
 
Физические и моральные силы я черпаю, да, в музыке. Она раскрывает мне свои тайны, а я в эти тайны посвящаю детей. Этим я не предаю музыку, а выполняю благородную миссию посредника между прекрасным и теми, кто в нем остро нуждается, кто пока еще не все понимает и не все умеет.
 
Я никогда не забываю простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Для меня уже давно стало аксиомой, что воспитывать человека, которого не любишь, труд действительно мучительный, да и бесплодный.  А я очень хочу, чтобы мой труд был радостным и давал возможность прорастать зернам доброты, милосердия, искренности в сердцах детей. 
 
А когда кто-то из моих учеников начинает понимать, что музыка для него – это не просто звуки и ноты, а смысл жизни, я ощущаю абсолютную гармонию и наполненность. Это значит, что свою жизнь я живу не напрасно.
 
У меня самая лучшая в мире профессия – Учитель, самая ответственная профессия – Творец, самая интересная и творческая профессия – Музыкант.   
 
С умиротворением наблюдаю, как потихоньку раскрывается музыкальность моих учеников не только в смысле правильного интонирования, но и в смысле музыкальности души: развивается тонкая восприимчивость ко всему происходящему вокруг, эмоциональная отзывчивость, чуткость к чужим проблемам, открытость в своих чувствах.
 
Это музыка помогает мне учить детей радоваться, сопереживать, побеждать равнодушие. С трепетом на уроках вместе с детьми вхожу в мир музыки и прививаю вкус к творчеству, развиваю жажду поиска, формирую чувство коллективизма, учу  радоваться общим успехам и справляться с неудачами. Я очень верю в то, что моя любовь к музыке и детям взаимна. Ведь музыка воодушевляет нас, окрыляет, способствует полету воображения, убеждает в том, что «где музыка – плохого быть не может!» Она – искусство необыкновенное, для нее не существует языковых барьеров, ей не нужны переводчики. Она – искусство вечное! Я счастлива, что служу этому вечному искусству, и, чтобы донести его детям, выбрала профессию учителя музыки! 

Оксана Туманцова, 

Харьковская специализированная школа № 156. 
Номинация «Физика»
 
Почему я стала учителем? Вопрос возник потому, что учительство не было моей детской мечтой, я не рассаживала в ряд кукол, уча их читать и писать, не проверяла импровизированные тетрадки, не придумывала задания. Не было никаких предпосылок к тому, что стану педагогом. И все же связала свою жизнь с этой удивительной профессией, которая стала не просто любимым делом, а образом жизни.
 
Ища ответ на этот вопрос, вспоминаю школьные годы. Мне посчаст-ливилось встретить на своем пути прекрасного человека, который в большой степени и по-влиял на мой жизненный выбор, – Людмилу Петровну Бондареву, моего классного руководителя, учителя украинского языка и литературы Харьковской средней школы № 143. Людмила Петровна – искренний, мудрый, любящий учеников педагог, профессионал с большой буквы. Ее уроки вспоминаю как маленькие кусочки жизни: мы  не просто учились, а постигали себя, делали первые открытия и достигали успехов. Со своим классным руководителем общаюсь до сих пор, уважаю и восхищаюсь этим человеком.
           
Именно она убедила меня по окончании восьмого класса продолжить учебу в педагогическом классе, наверное, заметив во мне определенные способности к преподаванию. Вместе с обычными школьными науками мы изучали азы педагогики, дидактики, теории воспитания, психологии. На определенном этапе обучения необходимо было сделать выбор в пользу одного предмета и осваивать методику его преподавания. И сейчас я осознаю, что на мое решение в пользу физики повлияла личность еще одного моего учителя – Татьяны Леонидовны Бутылкиной. В ней сочетались требовательность и справедливость, принципиальность и честность. Ее уроки физики были интересны всегда, их ожидали с каким-то особым настроем и трепетом. 
 
Постепенно стала ловить себя на мысли, что на уроках своего любимого учителя  не только с интересом слушаю, но и представляю себя на его месте. Уже тогда зрела уверенность, что однажды  также  буду стоять у доски,  зажигая искорку познания в сердцах своих учеников. Благодарна судьбе, что она подарила мне встречу с этим прекрасным педагогом.  Хочу признаться, что стиль ведения урока, характер общения с учениками  Татьяны Леонидовны  и сейчас  остаются для  меня  образцом. Принципы ее учительской работы стали и моими. 
 
…И вот давно уже позади то время, когда впервые переступила школьный  порог в роли учителя. За плечами годы работы. Пережиты и первые ошибки, и первые победы, трудности и  восторг от встречи со своим учениками. Сегодня я – победитель конкурса. Работаю  в прекрасной школе, в которой каждый учитель – профессионал своего дела, достойный уважения, у любого из них можно поучиться педагогическому мастерству. Я обрела свой второй дом. Надеюсь, что в профессии  все сложилось и удалось. 
 
Но, несмотря на то, чего ты добился, какие вершины ты покорил, сколько бы лет ты ни отдал служению своему делу, всегда есть потребность иметь своего Учителя – человека, к которому можно прийти за советом и поддержкой, чьи слова одобрения важны и значимы. Моим наставником, авторитетом и учителем с первых дней работы в школе и до сегодняшнего дня является  Людмила Михайловна Россина – заместитель директора по учебно-воспитательной работе нашей школы. Это Учитель с большой буквы как для своих учеников, так и для учителей. Многие мои успехи  и победы были достигнуты благодаря и ей в том числе. 
 
Сейчас, проработав в школе 18 лет, не представляю себя в другой профессии. Судьба подарила мне великую удачу – работу, которую я люблю и которой хочу заниматься еще много лет, работу, которая дает мне и радость, и отчаяние, и усталость, и чувство победы и никогда не предает. И каждый новый день, переступая порог школы, я иду не просто трудиться, я иду за счастьем…

Ольга Круговая, 

Харьковская гимназия № 82. 
Номинация «Русский язык»
 
Я учитель. Вот уже 26 лет я работаю в школе. Все было за эти годы: слезы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.
 
Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? Конечно, любовь к детям, хотя трудно представить себе учителя, не любящего детей, или повара, который не любит готовить, или швею, ненавидящую шить. И снова возникает вопрос: что же главное? Дать прочные знания, воспитать честного, доброго, порядочного человека? Да. Но... Многие дети, засыпая, говорят: «Как хорошо, что завтра – не в школу!» Почему? Наверное, потому, что ребенок утратил веру в себя, и ему просто неинтересно. По-этому я все больше убеждаюсь в том, что главное для учите-ля – научить детей верить в себя и сделать все, чтобы детям было интересно на уроках. В каждом уроке должны быть свои изюминки.
 
Сколько будет еще школьных звонков и уроков в моей учительской судьбе?
 
Идут дни, годы. Изменились требования к педагогу, ученику, образованию в целом. 
 
Но дети всегда остаются детьми. Меняются времена, но не меняются задачи учителя. Учитель помогает вступить во взрослую жизнь; учит уважению, любви к ближнему; вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. 
 
Как учитель русского языка и литературы считаю, что вызвать интерес к учебе, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой  атмосферы на уроке. Такое умение 
увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому я стремлюсь.
 
Древняя мудрость гласит, что учитель –  это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как это верно! Вместе. Именно с учениками мы совершаем открытия, учимся чувствовать слово и выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами русского языка.
 
Каждый урок – это прожитое новое мгновение моей жизни. Я стараюсь смотреть только вперед, стараюсь ориентироваться на завтрашний день, ведь современный учитель не только учит, но и постоянно учится сам. Мне просто интересно находиться в вечном поиске, ведь движение – это жизнь.
 
Учительство – это вечное ученичество. Я благодарна своим  ученикам за то, что в моей жизни они – компас, который не позволяет мне сбиться с пути, они помогают испытывать ни с чем не сравнимую радость от чувства сопричастности к сотворению личности. Я благодарна своим ученикам за то, что они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательнее к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. Ведь недаром слова «учитель» и «ученик» имеют один корень. Мы можем и должны учить друг друга. Я – своими знаниями и жизненным опытом, дети – своим максимализмом, непосредственностью. Дети всегда разные, неповторимые. В результате общения с ними я получаю огромный заряд энергии, оптимизма, новые идеи и понимаю, что востребована не только как профессионал, но и как личность.
 
«Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят с урока, я всегда думаю о том, стал ли он для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.
 
Образна и глубоко человечна древняя мудрость: «Ученик – это не сосуд который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Педагогическое «горение» состоит в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего, человека, человека свободного, раскрепощенного, ответственного. И чтобы ученик стал таковым, важно не нарушить, не сломать уникальность, неповторимую индивидуальность каждого ученика.
 
Я оцениваю свой труд не только количеством грамот и наград, которые получают мои ученики за знания и умения. Главную оценку я даю своему труду, когда замечаю, как мои ученики повзрослели, на моих глазах стали умнее, увереннее в своих силах, а значит, стали более подготовленными для достойной взрослой жизни. Совершенно уверена: любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. 
 
Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня...

Николай Арзубов, 

Харьковский учебно-воспитательный комплекс № 45 «Академическая гимназия». 
Номинация «Информатика»
 
«Человек приходит в мир учеником, чтобы однажды стать учителем…».
 
В моей жизни это «однажды» наступило давно, но и сейчас, спустя два десятилетия, я понимаю, что в роли ученика выступаю намного чаще. Каждый школьный день, каждый проведенный урок, каждая минута общения с моими «вундеркиндами» учат меня. Учат гибкости, юмору, умению находить ответы на самые неожиданные вопросы — учат жизни.
И эти уроки жизни зачастую оказываются намного важнее и нужнее, чем учебники, статьи, советы взрослых людей.
 
Чему же учат меня дети, мои ученики? Ребенок по своей сути существо искреннее, импульсивное и непредсказуемое. Поэтому, прежде всего, дети научили меня вещам, которые, с точки зрения взрослого человека, кажутся парадоксальными, лишенными всякой логики, «неправильными». Как, например, быть на равных с детьми, но при этом оставаться всегда на высоте? Как признать свою ошибку, не потеряв уважения ребят и веры в тебя? Как приобретать знания и опыт, становиться мудрее и взрослее, но при этом не утратить «детскость» восприятия и юность души?
 
Ответы на эти вопросы не найти в книгах; советы не дадут в университетах и академиях; ни один человек не сформулирует «руководство к действию…». И только дети, с их врожденным чувством справедливости, с искренней прямотой, неприятием штампов и условностей, учат меня этому.
 
Да, они, ученики, учат! И это  не тавтология, не плеоназм, не ис-кусственно созданный троп. Это правда. В парадоксальности этой правды — прелесть учительской профессии.

Екатерина Бирюкова, 

Харьковская специализированная школа № 62. 
Номинация «Иностранный язык (французский)»
Каждый человек задается вопросом «Кем мне стать в  будущем?» Еще в детстве я поняла, что мое призвание –  учить детей. Каждый день, заходя в школу, мы видим эти пытливые и жизнерадостные глаза! Нет большего счастья, чем видеть улыбку счастливого ребенка. Общение с детьми дает мне силы и радость в жизни. Я никогда не забываю, что должна быть примером для своих учеников, и потому стараюсь держать руку на пульсе со-временности.  Конечно же, это не легко. Это абсолютно другое пространство, измеренное годами, семестрами, уроками, переменами – и так уже восьмой год… 
 
Сегодня, успешно ступая на дорогу педагогического поиска, понимаю, что нужно много чего сделать. Нужно много знать из педагогики и психологии, осваивать новые программы, изучать новые техники и приемы, которые способны повлиять на сознание учеников. В этом множестве точек зрений, позиций, подходов важно выбрать то самое, что необходимо именно тебе как успешному и профессиональному учителю.
 
Еще со школьной скамьи я влюбилась в свой предмет –  французский язык! Да и как не влюбиться в эти прекрасные «звуки музыки». Ведь французский – это музыка, которая делает совершенным наш мир и все в нем. Я благодарна судьбе, которая случайно привела меня в класс, где и познакомила с этим мелодичным языком. Конечно, первая учительница французского языка сыграла в этом главную роль. Ведь как это важно привить малышам, делающим только первые шаги в мир знаний, любовь к своему предмету! После первого класса учительница ушла, но любовь к языку осталась. Перед встречей с классными руководителями в 5-м классе замирало сердце. Но, о чудо, ею оказалась та первая, незабываемая учительница французского, любимого французского! И с тех самых пор меня закружил водоворот Франции, романтики и любви к этому прекрасному, великому и самому красивому языку!
 
Сейчас, оказавшись на месте моей учительницы, я понимаю, какой это тяжелый труд и какая ответственность. Я твердо убеждена, что будущее стоит за нашей профессией. Но о будущем нужно заботиться уже сегодня. Мы вступили в ХХІ век – век новых технологий и возможностей. Сегодня от человека требуется умение принимать нестандартные решения, уметь заинтересовать окружающих и удержать этот интерес, творчески подходить к своей работе. Вот я и стараюсь пробудить в детях способность к творчеству, так как считаю, что это самое главное качество в человеке в современном мире. Я и сама учусь, учусь каждый день и понимаю, что учительский труд кропотлив, многолик и поэтому ценен. Но наша профессия  – вечна, ее никто не сможет заменить. 
 
Говорят, великие учителя меняют мир. Давайте же вместе менять наш профессиональный мир и стремиться к совершенству!
Победители будут награждены Благодарностями Харьковского городского головы Г. Кернеса,  подарками – планшетными персональными компьютерами и в течение года будут получать  ежемесячную денежную доплату 1000 гривень. 
Почетными грамотами Департамента образования Харьковского городского совета и ценными подарками будут отмечены финалисты конкурса.
 

 

 

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу