65 лет назад ушел из жизни идеолог движения за независимость Индии Махатма Ганди

30 января 2013, 10:21
 

Имя одного из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании, создателя философии ненасилия (сатьяграха) Махатмы Ганди в Индии произносят с таким же почитанием, с каким произносят имена святых.

Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торгово-ростовщической джати бания, относящейся к варне вайшьев. Его отец, Карамчанд Ганди, занимал пост дивана — главного министра — Порбандара. В семье Ганди строго соблюдались все религиозные обряды. Особенно набожной была его мать — Путлибай. Богослужение в храмах, принятие обетов, соблюдение постов, строжайшее вегетарианство, самоотречение, чтение священных книг индусов, беседы на религиозные темы.
В 19 лет Мохандас Ганди отправился в Лондон, где получил юридическое образование. В 1891 году, по завершении обучения, он вернулся в Индию. В 1893 году отправился работать в Южную Африку, где вступил в борьбу за права индийцев. Там он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление. Большое влияние на формирование его мировоззрения оказала Бхагавадгита, идеи Г. Д. Торо и Л. Н. Толстого (с которым Ганди состоял в переписке).
В 1915 году М. К. Ганди возвратился в Индию, и через четыре года активно включился в движение за достижение независимости страны от британского колониального владычества. В 1915 году знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул "Махатма" («великая душа»). Ганди титул не принял, считая себя недостойным его.

В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: в частности, по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений, а также демонстративно нарушали ряд законов. В 1921 году Ганди возглавил Индийский национальный конгресс, который покинул в 1934 году в силу расхождения своих взглядов на национально-освободительное движение с позицией других руководителей партии.

Широко известна также его непримиримая борьба с кастовым неравенством. «Нельзя ограничиваться положением „насколько это возможно“, — учил Ганди, — когда речь идет о неприкасаемости. Если неприкасаемость должна быть изгнана, она должна быть изгнана полностью и из храма, и из всех других сфер жизни».
Борьба Ганди с неприкасаемостью, как и с любым неравенством, также имела религиозную основу: Ганди считал, что изначально всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врожденная божественная природа.
В соответствии с этим он и неприкасаемых стал называть хариджанами — детьми божьими. Добиваясь уничтожения дискриминации хариджанов, Ганди действовал собственным примером: он допускал хариджанов в свой ашрам, разделял с ними трапезу, ездил в вагонах третьего класса (его так и называли «пассажир третьего класса»), объявлял в защиту их прав голодовки. Однако он никогда не признавал каких-либо особых их интересов в общественной жизни, необходимости бороться за резервацию для них мест в учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах. Он был против обособления неприкасаемых в обществе, в национально-освободительном движении.

Ганди так не смог добиться коренного изменения положения неприкасаемых, однако тот факт, что первая конституция Индии официально запретила дискриминацию неприкасаемых, именно его заслуга.

Длительное время Ганди оставался последовательным приверженцем принципа ненасилия. Однако принцип ненасилия был принят Конгрессом применительно к борьбе за свободу Индии, но не распространялся на оборону от внешней агрессии.

Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ганди прибегнул к голодовке. Жертвенная акция подействовала - лидеры религиозных групп согласились пойти на компромисс.

Покушение и смерть

Первое покушение на жизнь Махатмы Ганди произошло 20 января 1948 года, через два дня после того как он прекратил голодовку. Во время обращения к верующим с веранды своего дома в Дели беженец из Пенджаба Маданлал бросил в него самодельную бомбу. Устройство разорвалось в нескольких шагах от Ганди, но никто не пострадал.

30 января 1948 года Ганди вышел на вечерюю молитву. Приверженцы его учения бросились к нему, пытаясь, по древнему обычаю, дотронуться до ног Махатмы. Пользуясь возникшей суматохой, Натхурам Годзе в числе прочих поклоняющихся приблизился к Ганди и трижды выстрелил в него. Первые две пули прошли насквозь, третья застряла в легком в области сердца. Махатма прошептал: «О, Рама! О, Рама!» (эти слова написаны на мемориале, воздвигнутом на месте выстрела) и показал жестами, что прощает убийцу, после чего скончался на месте. Это произошло в 17 часов 17 минут.

Семья

В 13 лет Мохандас вступил в брак со своей ровесницей Кастурбай. У супругов было четверо сыновей: Харилал (1888—1949), Манилал (1892—1956), Рамдас (1897—1969) и Девдас (1900—1957). От старшего сына Харилала отец отказался, потому что он пил, развратничал и влезал в долги. Несколько раз Харилал менял религию.  Умер от заболевания печени. Все остальные сыновья были последователями отца и активистами его движения за независимость Индии.

В 2007 году ООН учредила Международный день ненасилия, отмечаемый в день рождения Махатмы Ганди.

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу