Социальная реабилитация: шаг из тишины

Людмила РЫБАЛКО, 23 марта 2012, 10:15
 

В школах-интернатах и детских домах Харьковской области живут и обучаются 4640 детей. Один из таких интернатов – Харьковский областной специализированный общеобразовательный учебно-воспитательный комплекс (школа-интернат для детей с нарушениями слуха) – гордится талантами своих воспитанников. Ведь ученики не только изучают историю, математику, географию и другие программные предметы, но рисуют на ткани (батик), делают изделия из керамики, бисера и даже ткут.

 

В ходе реализации социальных инициатив Президента Украины Виктора Януковича большое внимание уделяется защите прав детей, детей льготного контингента и детей с инвалидностью. «В Харьковской области создана и сохраняется сеть учебных заведений интернатного типа, которые позволяют обеспечить образовательные потребности детей всех категорий и всех нозологий  (нозология – учение о болезнях, отвечающее на вопросы: что такое болезнь, чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти. – Прим. ред.), – рассказала начальник отдела дошкольного, внешкольного и коррекционного образования ГУ образования и науки Харьковской ОГА Ирина Счастная. – Сеть эта состоит из 37 учебных заведений такого типа, из них 30 – школы-интернаты, 7 – детских домов. Из них 27 учреждений областного подчинения. Это 26 школ-интернатов и 1 детский дом, из которых 6 санаторных школ-интернатов, 10 специальных школ интернатов, 5 специализированных школ-интернатов и 5 для детей-сирот и детей, лишенных родительских прав. Все силы педагогов и обслуживающего персонала направлены на обучение и создание хороших условий для развития ребенка, социальную реабилитацию и коррекцию». Для коррекции слуха за каждым классом закреплен слуховой кабинет. Программа реабилитации «Живой звук» показывает на экране монитора, где именно рождается звук. На экране монитора ребенок видит картинку, например воздушный шарик, и старается произнести звук так, чтобы этот шарик раздулся. Если он раздулся максимально, значит, звук произнесен правильно. Так ребенок запоминает, какие органы принимают участие в образовании звука. Эти занятия индивидульны. Кроме специализированных программ, детям помогают наглядные картинки и таблицы, которые есть во всех классах. «Мы обучаем детей на наглядном материале, – отметила учитель начальных классов Марина Назаренко. – Сначала изучается количество чисел: дети к рисункам подкладывают цифру. Например: 1 рисунок – мы показываем цифру 1 и говорим, что это 1. Уже в первом классе дети знают жестовый язык, и поэтому могут прожестикулировать, запомнить слово. Потом показываем 2 рисунка и цифру 2 и т. д.» Два года назад в интернат набрали две группы детей-дошкольников с нарушениями речи, потому что в области в детских садах таких мест не хватает. Кроме того, в Украине с двух лет дети получают слуховые аппараты бесплатно. Конечно, они не начинают сразу слышать, но процесс реабилитации у них проходит быстрее. «В нашей школе преподают четыре неслышащих педагога с высшим образованием (выпускники интерната)», – с гордостью отметила Надежда Середенко, директор комплекса. – Потеря одного анализатора развивает другие анализаторы, поэтому среди глухих людей много тех, кто одарен творчески. Дети – постоянные участники выставок, конкурсов, таких как «Натхнення», «Каким я хочу видеть этот мир» и др.». Сейчас жестовый язык вошел в учебный предмет, поэтому дети могут разговаривать на литературном языке. 

По данным ГУ образования и науки ХОГА все специальные школы-интернаты для детей сирот, детей, лишенных родительских прав, и детей с особыми потребностями оснащены современными компьютерными классами. Для этого в прошлом году по инициативе Президента Украины для учебных учреждений Харьковщины было приобретено 17 компьютерных классов. Один из них находится в коммунальном учреждении «Харьковский специальный образовательно-воспитательный комплекс» Харьковского облсовета. Новый комплект оборудования поставили осенью 2011 года. «Это новое оборудование дает детям нашего учреждения большие возможности, – рассказала учитель информатики Елена Андреева. – Его используют не только на уроках информатики, но и на уроках украинской жестовой речи и частично для уроков математики. В школе – один компьютер на трех детей. Ученики имеют возможность получить навыки работы на компьютере, использовать все виды офисных программ, рисовать: в интернате представлены многочисленные виды ремесел, поэтому можно разработать эскизы будущих проектов. Во-вторых, это украинская жестовая речь – можно подавать как текстовый, так и видеоматериал. Это упрощает урок, заинтересовывает детей. В этом году поступило специальное программное обеспечение по развитию у детей навыков использования других программных пакетов, которые специализируются на других предметах: история, литература, языки».

Напомним, что в Харьковском областном специализированном общеобразовательном учебно-воспитательном комплексе обучается 187 детей от 2 до 21 года. Трое из них сироты, но имеют опекунов. В семи группах детского сада обучается 61 ребенок. В классе по 8 детей.

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу