Юбилей мастера харьковской сцены - газета «Харьковские известия»

Юлия ЩУКИНА, театровед, 23 января 2021, 01:13
 

21 ЯНВАРЯ ВЕДУЩИЙ АКТЕР ХАРЬКОВСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ УКРАИНЫ СЕРГЕЙ ГОРОДЕЦКИЙ ОТПРАЗДНОВАЛ СВОЕ СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЕ. ЗА ПОЛВЕКА НА СЦЕНЕ УКРАИНЫ ИМ СОЗДАНО ОКОЛО 250 СЦЕНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ.

Сергей Городецкий — ученик Валерия Ивченко. В начале 1970-х Сергей занимался у него в студии по подготовке актерских кадров при Харьковском театре им. Т. Шевченко. Выходил в массовке, учился на практике у корифеев театра Л. Сердюка, Е. Бондаренко, Л. Тарабаринова. От В. Ивченко Сергей унаследовал сценическую культуру, «миллион терзаний» самокопания, диалектику, глубину передаваемых на сцене чувств и интеллектуальность в подаче роли.
 
Первым театром С. Городецкого стал Ивано-Франковский музыкально-драматический. Там раскрылся его актерский диапазон — от драматического героя до комика: Сергей сыграл Назара Стодолю и Голохвастого. С приходом в театр главным режиссером Игоря Бориса актер встретился с необычайно интересными образами чеховского Иванова и андреевского Иуды Искариота. В краткий период работы в Луганском музыкально-драматическом театре Сергей после водевильного Скворцова в «Шельменко-денщике» сыграл героико-романтического Ривареса в «Оводе».
 
В середине 1990-х чета Городецких вернулась в Харьков. Театр для детей и юношества и главный режиссер Юрий Старченко погрузили Сергея в репетиции интереснейшей роли Антонио («Чума на оба ваши дома» Г. Горина). Поющий, «звучащий» актер, С. Городецкий в каждой роли впечатляет темпераментом и энергетикой. Но, кажется, с годами интересней ему стало играть именно те роли, темперамент в которых не открытый, а сдерживаемый в глубине души.
 
За роль Дракона в одноименной постановке по философски-сатирической сказке Е. Шварца С. Городецкий был удостоен звания лауреата Творческой премии им. Ивана Марьяненко. Тем самым Харьковский городской совет уже признал весомость вклада актера в современную летопись харьковского театра. С. Городецкий сыграл Дракона без зловещих грима, костюма и устрашающих театральных спецэффектов. Театральное Зло было максимально узнаваемым, сегодняшним, в заурядном деловом костюме.
 
С. Городецкому неоднократно предлагали променять ТЮЗ на престижные сцены Киева или Харькова. Однажды, помогая сыну в актерском показе руководителю Киевского театра на левом берегу, Сергей неожиданно сам получил приглашение войти в столичную труппу. Факт отказа самому Эдуарду Митницкому красноречиво говорит о его преданности родному Театру.
 
 
В 2000-х годах, ощущая, что его возможности и силы больше, чем те, что востребует театр для детей, Сергей откликнулся на предложение о сотрудничестве молодого режиссера Антона Меженина. При его участии состоялись два успешных спектакля Харьковского Открытого театра (в Доме Актера) — «Сублимация любви» А. Бенедетти и «Девять жизней Эдит Пиаф» (по мотивам книги певицы «Моя жизнь»). А. Меженин вспоминает: «Сергей Давидович оказал большое влияние на мое становление как актера, режиссера и продюсера. Он всегда поддерживал творческую молодежь в ТЮЗе. Роль депутата итальянского парламента Леона в поставленной мною «Сублимации любви» Городецкий бессменно играл все десять лет жизни спектакля. За те сто пятьдесят показов, которые у нас состоялись, Городецкому многократно рукоплескали Киев, Днепр, Одесса, Полтава, Сумы, Ялта. Я знаю, что для Сергея Давидовича наши гастроли стали особенной «маленькой жизнью». Потом была роль отца Пиаф, ставшая для него одной из любимых. Актер очень точный, Сергей Давидович в то же время и актер-соавтор. У него редкое актерское качество — оставаться небезразличным к доработке своих ролей спустя годы после премьеры. Несмотря на свой возраст, Городецкий не наигрался. Он — творец ищущий и не зацикленный на одном себе. Театр для него — это не только работа».
 
 
Актер яркой индивидуальности, обладатель выразительной внешности, С. Городецкий при этом привлекает мягкостью игры, драгоценными полутонами. Плодотворным был для него первый период сотворчества с Александром Ковшуном. Сколько знания театра, горького опыта ожидания признания у Мельпомены вложил он в ансамблевую, а не сольную роль Тирана в «Капитане Фракассе»! А вот роли Ланглюме в мистическифарсовом детективе «Убийство на улице Лурсин» Э. Лабиша и сразу три образа в трагифарсовой постановке на малой сцене «Вся жизнь впереди» стали поистине бенефисными для С. Городецкого. В последнем спектакле, как и в социальной комедии «Хозяин», актера оценили зрители Польши.
 
 
Рельефные, «статусные» роли сыграл Сергей Городецкий в спектаклях Александра Драчева: повелителя морей Посейдона в одной из лучших работ ТЮЗа 2000-х «Золотое руно» и козака Чуба в «Ночи перед Рождеством». Александр Драчев подчеркивает: «С. Городецкий — актер с выдумкой и фантазией. Актер-мастер, он неоднократно проявлял свои способности и в режиссуре. Каждый образ, независимо от объема роли, он продумывает скрупулезно и в деталях. У Городецкого прекрасное чувство юмора. Причем не только в жизни, но и сценическое. Отличительной особенностью сыгранных им героев я бы назвал ироничность. А ведь на фоне бытовой комедии, фарса, ирония — это элитарная категория в театре».
 
Образы полного жанрового спектра создал актер в спектаклях Андрея Лебедя: Царь Берендей в «Снегурочке», отец Анрюс в музыкальной драме «Bel@yaVorona.net», Аттилио и Джиннариньелло в комедии на малой сцене театра «Любовь по-итальянски». А Хома Кичатый в «Назаре Стодоле» — это тот нечастый в театре случай, когда непремьерный исполнитель так убедительно сжился с ролью, что даже стал лауреатом всеукраинского фестиваля «Классика сегодня»!
 
Месяц назад в родном театре С. Городецкого состоялась премьера «Моисей» по поэме И. Франко в постановке знакового для него И. Бориса. К такой роли идут годы, десятилетия, выращивая в душе позиционность, колоссальный опыт знания жизни и людей. И прав главный режиссер театра А. Ковшун, который считает: «На Городецкого сегодня необходимо ставить спектакли. Вопреки солидной юбилейной дате, Сергей Давидович сейчас в конструктивной творческой форме и должен играть роли в духе Короля Лира… Театр для детей и юношества уже несколько десятков лет опирается на него как на человека, в одинаковой мере таланливого, знающего, ответственного, авторитетного, работоспособного, порядочного, интеллигентного. Городецкий — Человек Театра, и я благодарен судьбе, что могу с ним соприкасаться в творчестве».
 
 
На сцене сегодня уже мэтр, наставник, в личные отношения Сергей Городецкий актерства не привносит. Всю жизнь он счастлив в браке со своей однокурсницей по студии «шевченковцев» талантливой актрисой Галиной Мисюкевич. Не менее счастлив С. Городецкий и в заботливом, радующем успехами сыне — актере театра и кино Иване Городецком. На самом деле быть главой семьи, в которой переплелись творческие амбиции, — один из главных талантов С. Городецкого, талант его любящего, терпеливого сердца и дипломатического ума.
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу