Обнимитесь, миллионы… Лозунг сейчас неактуален? - газета «Харьковские известия»

Александр ЧЕПАЛОВ, заслуженный деятель искусств Украины; фото Лю, 20 октября 2020, 02:27
 

ХХVII Международный музыкальный фестиваль «Харьковские ассамблеи», который знают третье десятилетие далеко за пределами Харькова, на этот раз выбрал своим героем Бетховена. У титана мировой музыки в этом году юбилей — да еще какой — 250-летие. Но масштабу празднования в этом году, конечно же, мешает пандемия коронавируса.

КОНЦЕРТЫ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Вот почему организаторы «Харьковских ассамблей» были вынуждены изменить формат фестиваля: концерты проходят в режиме онлайн-трансляций. Здесь можно услышать и увидеть на экране выступления музыкантов из многих стран мира: кроме Украины, это Испания, Швейцария, Германия, Венгрия, Португалия и даже Япония, где сейчас живет и работает харьковчанин, композитор и гитарист Константин Блиох (он прилетел специально для участия в музыкальном форуме).

Открытие фестиваля только внешне могло показаться скромным — уже сама новость о том, что он вошел в Европейскую ассоциацию фестивалей, придала событию торжественность, а приветствие президента Ассоциации Катрин Девентер еще раз убедило, что наши Ассамблеи — в числе полноправных участников европейского музыкального сообщества. Ректор Харьковского национального университета искусств имени И. П. Котляревского Татьяна Веркина, вдохновитель и многолетний организатор фестиваля, поблагодарила за помощь в проведении фестиваля не только руководителей профильного Министерства культуры и информационной политики, областные и городские власти, но также врачей, которые самоотверженно работают для того, чтобы уменьшить риски от вирусной напасти: «Они помогают нам сегодня не отмахнуться от традиционного культурного события (мол, не до музыки сейчас), а использовать терапию животворных мелодий для веры в будущее и оптимизма».

Музыка Бетховена будто для этой цели и создана. В своей последней грандиозной симфонии композитор с помощью стихов Шиллера призывал миллионы людей сделать шаг навстречу, объединиться. И эта мелодия, ставшая в наши дни Гимном Европы, в принципе противостоит необходимости соблюдать социальную дистанцию, впрочем, ее не нарушая. Ведь она задевает сферу чувств и эмоций человека, которые гораздо сильнее внешних ограничений.

ЗА НОМЕРОМ СИМФОНИИ — ЭПИЗОДЫ ЖИЗНИ

В первый вечер на оркестровой площадке играли совсем молодые музыканты, пока еще студенты университета искусств. На концерте-открытии они постигали тайны бетховенской магии, где за каждым аккордом и музыкальной фразой просматривается срез судьбы великого композитора. Татьяна Веркина, кстати, напомнила слушателям, что Бетховен вообще был первым человеком, который с трудом доказывал, что музыкант — не слуга власть имущих, не поставщик удовольствий, а творец, который способен повлиять на вкусы и нравы общества.

Прозвучавшую в тот вечер Седьмую симфонию сам Бетховен считал одним из лучших своих сочинений. О том же говорили позднее Глинка, Чайковский и Вагнер. Эта музыка контрастна, как судьба композитора, с чередованием радости и скорби, с трагедией роковой для композитора глухоты. Удачно вписался в программу написанный Бетховеном на шесть лет раньше Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, в котором солировала Анна Сагалова. Перекличка со студенческим оркестром под управлением Юрия Янко стала содержательным диалогом, в котором были и порывы, и нежная кантилена, и «говорящий» о сокровенном речитатив фортепиано, любимого инструмента Бетховена. Об этом стоит поговорить отдельно.

КОГДА РОЯЛЬ СТАНОВИТСЯ … ОРКЕСТРОМ

Не удивительно, что в следующем концерте (как и в двух последующих) рояль стал не просто ключевым инструментом исполнения, но и катализатором композиторского стиля. В один вечер на эстраде прозвучала музыка двух композиторов — Константина Блиоха и Александра Щетинского, которую соответственно исполнили два пианиста — харьковчанин Максим Шадько и киевлянин Олег Безбородько. Отличие было лишь в том, что для Блиоха вечер был дебютным в жанре фортепиано — он переложил для этого инструмента свои гитарные произведения и впервые представил цикл из двенадцати прелюдий. А для Щетинского это был вполне органичный показ разных по времени написания фортепианных произведений, начиная со студенческих лет.

Кроме композиторской профессии, Константин Блиох великолепно владеет гитарой и имеет статус дипломированного ученого. Даже написал исследование о строении нотной системы с физико-математической точки зрения. Но было бы ошибкой думать, что его музыку надо воспринимать только с рациональных позиций. Максим Шадько темброво расцветил и украсил прелюдии Блиоха, сделав их привлекательными для любителей фортепиано. А Олег Безбородько настолько ярко сыграл музыку Щетинского, что ее можно было соотнести с представителями музыкального авангарда, причем на уровне самых высоких композиторских образцов ХХ века (Берг, Веберн, Шенберг, Штокхаузен). Думаю, что оба представителя харьковской композиторской школы разных поколений вполне могут предстать перед слушателями отдельно и в полноте своих индивидуальных возможностей.

Еще о двух пианистических программах, прозвучавших в рамках фестиваля, хотелось бы сказать особо. Уроженец Харькова Константин Лифшиц, хорошо известный в мире музыкант. Он учился в Европе как пианист и дирижер, играл с выдающимися знаменитостями и, кстати, выступал раньше на «Харьковских ассамблеях». Теперь же, в виртуальной сольной программе, записанной в Берлине, К. Лифшиц построил свое выступление так, что Бетховену предшествовал Бах, основа всех основ, практический источник идей музыкального многоголосия и духовного вознесения над мирской суетой. Сыграв известные вариации Бетховена на тему вальса Диабелли, Лифшиц виртуозно прошел все его полифонические лабиринты и композиционные построения, выстроив мощную, но прозрачную конструкцию, открывшуюся целиком только в финале. Увековеченный гением Бетховена, скромный издатель нот Диабелли сам бы был удивлен энергетическим напором современного пианиста и его концептуальными способностями.

Следующий участник виртуального клавирабенда Вольфганг Манц из Нюрнберга тоже «протоптал» дорожку от Баха к Бетховену, но по пути заглянул на территорию своего солнечного тезки Моцарта, автора музыкальных «безделушек». Видимо, к этой же традиции относятся и «багатели», музыкальные миниатюры Бетховена, вовсе не похожие на бессодержательные пустячки. Академически отточенная манера игры Манца представила их и другие небольшие произведения Бетховена не просто как обрамление крупных, этапных опусов композитора, но и как самостоятельные музыкальные шедевры из репертуара современных пианистов. Перед концертом В. Манц обратился к слушателям с таким меседжем:

— Мне очень приятно участвовать в нынешнем музыкальном онлайн-фестивале в Харькове, и я очень благодарен, что организационный комитет «Харьковских ассамблей» избрал меня одним из «виртуальных» играющих музыкантов. Мои приветствия с этим большим и поражающим событием, со смелостью и энергией для реализации этого культурного усилия, что стало возможным в такое трудное и даже угрожающее время! Я чувствую большую симпатию к Харькову и его Университету искусств, который посещаю уже много лет как солист и приглашенный профессор. Хотел бы выразить самые искренние пожелания всем своим друзьям, коллегам и студентам, особенно Татьяне Веркиной, харизматичному лидеру, ректору университета! Желаю всем успехов в этой инициативе и многочисленных последователей!

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу