Памяти великого композитора - газета «Харьковские известия»

Тамара Невская, 16 июля 2020, 01:05
 

Мирослав Скорик — советский и украинский композитор, музыковед, педагог сначала Львовской, затем Киевской консерватории, профессор, заслуженный деятель искусств Украины, Народный артист Украины, ученик Солтыса, Кабалевского, автор множества известных произведений. У него учились Ильин, Карабиц, Кива, Станкович. Профессиональный и жизненный путь Мирослава Михайловича можно было бы описывать бесконечно, однако в первый день лета он завершился… Завершился, но остался в памяти украинского народа — слушателей, учеников, коллег, среди которых немало харьковчан.

Юрий Янко, директор Харьковской филармонии, главный дирижёр симфонического оркестра:
 
— Юрий Владимирович, известно, что вы с недавно ушедшим композитором Мирославом Скориком были хорошо знакомы. Пожалуйста, расскажите об этом.
 
— Говорить о Мирославе Михайловиче сложно. Во-первых, потому что мы были, как говорится, коротко знакомы, а теперь его нет… Во-вторых, потому что он был большим мастером своего дела, и говорить о таком, словно оценивать, положено деликатно и этически ответственно. Ну и, в-третьих, Скорик не любил показуху и пафос!
 
— И все-таки…
 
— Он пользовался нескончаемым уважением и авторитетом, поскольку знал и любил музыку. Да, и я имел счастье быть с ним знакомым. Надеюсь, что и он доверял мне, по крайней мере, доверял первые исполнения своих произведений. Да вот только в сентябре, нет ещё года, он приглашал меня во Львов на свой творческий вечер дирижировать одним из его скрипичных концертов. И в Харькове осенью мы организовывали его концерт. Скорик не однажды выступал в нашем органном зале, что в Покровском соборе, он же открывал и наш концертный зал с новым органом. Он очень любил наш оркестр.
 
— Если несложно, поделитесь каким-нибудь памятным воспоминанием, связанным с Мирославом Михайловичем.
 
— Помню, мы гастролировали в Китае, затем в Египте, исполняли его знаменитую «Мелодию», она — словно музыкальное отображение Украины. Этих моментов никогда не забуду: зал, слушая, плакал. Впрочем, я тоже. И, кажется, музыканты вместе со мной… Очень жаль, большая потеря, Мирослав Михайлович был очень образованным, высококультурным человеком. С уходом таких людей в который раз с горечью убеждаешься: все горести и неприятности у нас от бескультурья. Не удивительно, что наш земляк Леонид Быков в своём фильме произнёс: «Всё преходяще, а музыка — вечна!» И это не просто реплика из сценария, это — утверждение на века.
 
Николай Стецюн, композитор, заслуженный деятель искусств Украины:
 
— Николай Григорьевич, как профессионала, что больше всего привлекает в творчестве ушедшего коллеги?
 
— Должен сказать, что Украина, музыкальная общественность Украины потеряли очень много в лице Мирослава Михайловича Скорика. Это был по-настоящему талантливый, по-настоящему духовный композитор. Всё, что я слушал, им написанное, всегда вызывало чисто профессиональное восхищение. Есть много профессионалов — они умеют сочинять музыку, знают, как это делать, но она не трогает душу. А вот у Мирослава музыка была такой, что сразу слышалось: он и профессионал, и в душе у него есть мысли, богатство, чувство. В этом плане меня всегда невероятно восхищали его мастерство и талант.
 
— А вы часто виделись с Мирославом Михайловичем?
 
— Да, мы с ним часто виделись, много раз на съездах композиторов, других музыкальных форумах, случалось — в жюри, у меня и фотографии есть, где мы вместе. Последний раз я с ним виделся у нас в Харькове, в прошлом концертном сезоне был его авторский концерт. Он прошёл просто феерически: полный зрительный зал, оркестр на подъеме, Юра Янко прекрасно провёл этот концерт, и в конце, конечно, прозвучала его знаменитая «Мелодия», которую, наверное, все знают. У совершенно гениальных композиторов есть такие популярные мелодии, которые пробиваются сквозь века. А Мирослав Михайлович был очень хорошим композитором, светлая память ему…
 
— Пользуясь случаем, даже таким грустным, как тема нашей беседы, расскажите, если возможно, как вы учите студентов тому, чтобы они становились хорошими композиторами?
 
— Знаете, когда Джон Леннон написал свою знаменитую песню «Вчера», она ему самому так понравилась, что он сам себе не поверил, мол, я ли это, моя ли работа?! Так засомневался, что стал звонить всем знакомым музыкантам: «Это не твоя мелодия?», «У тебя такой нет?», «Не знаешь, может быть, уже слышал её где-нибудь у кого-нибудь?» Разумеется, ему в один голос отвечали: «Джон, ну что ты, нет, конечно, это твоя мелодия!» Мало быть талантливым, хорошим, композитором, надо иметь в душе не только мысли, но и чувства, быть честным по отношению к публике и коллегам, тогда обязательно то или иное твоё произведение понравится людям, проникнет в их души так же, как знаменитая «Мелодия» Мирослава Скорика.
 
Анатолий Гайденко, композитор, профессор ХНУИ им. Котляревского:
 
— Анатолий Павлович, известно, что вы не просто знаете композитора Мирослава Скорика, вы у него стажировались
 
— Да, фамилию этого композитора я узнал задолго до того, как с ним познакомился, потому что часто исполнялись его произведения по радио, телевидению — очень талантливые, яркие, с немного европейским, немного западноукраинским колоритом. Уже тогда я отметил его произведения, а когда сам стал композитором, мы встречались в домах творчества, на съездах композиторов, разных пленумах, иных музыкальных форумах, где исполнялись и мои произведения, и, конечно, его. До этого я присутствовал только на лекциях Скорика. Как сейчас помню, темы: о природе звука — фонетической, математической, на что прежде и внимания не обращал, только просматривал различные источники. И, действительно, когда мне пришло время стажироваться, я без колебаний выбрал его, поехал в Киев и был принят им. Он был очень доброжелательным человеком. Украинской культуре будет не хватать его… А хотите, я поделюсь с вами одним рассказом, мне его сам Мирослав Михайлович поведал. Однажды он возвращался из местечка под Киевом, где находится Дом творчества Союза композиторов Украины, в город. Дело было вечером, путь не такой дальний, музыкант не стал вызывать такси, а на трассе остановил первый попавшийся автомобиль. Уже на въезде в город заметил, что водитель не то нервный, не то боязливый. Оказалось, что сел Скорик в авто, которое только что угнали, но которое уже быстро определила тогда ещё милиция и которое активно преследовали и таки догнали доблестные правоохранительные органы. Водителю-угонщику, конечно, досталось; автомобилю тоже; композитор во время экстренного, по требованию ГАИ, торможения, пробив головой лобовое стекло, вылетел из машины и распластался на асфальте за несколько метров до неё. Но никаких травм или серьёзных повреждений, кроме пары ссадин на лбу, у него не осталось! Если бы вы знали, с каким юмором он об этом рассказывал — честное слово, достойно юмористического произведения любого жанра.
 
14 марта 2018 г. в Харькове стартовал Международный музыкальный фестиваль KharkivMusicFest. Он стал новым форматом и новым измерением фестивального движения в Украине. Часть его проектов реализовалась при поддержке Департамента культуры Харьковского городского совета. Тогда в рамках Kharkiv Music Fest в Харьковской филармонии выступил знаменитый композитор и музыковед Мирослав Скорик. Маэстро в 80 й год рождения прибыл в Первую столицу и лично дирижировал львовским камерным оркестром «Академия». Его произведения считаются высшим достижением украинского музыкального искусства. Скорик известен бессмертной «Мелодией ля минор», написанной им для фильма «Высокий перевал» по заказу кинорежиссера Владимира Денисенко. На сегодняшний день композиция звучит на концертах, в кино, театре, в ресторанах. Очень часто «Мелодию» играют уличные музыканты, что, пожалуй, и есть признание.
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу