Самая радостная вещь

5 декабря 2018, 07:47
 

В Харькове проходит цикл мероприятий памяти Зинаиды Серебряковой. В рамках проекта 29 ноября в галерее «Мистецтво Слобожанщини» открылась выставка живописи, графики и скульптуры современных художников по итогам конкурса им. Зинаиды Серебряковой «Портрет семьи художника в интерьере».

Уже несколько лет подряд накануне дня рождения нашей землячки Зинаиды Серебряковой галерея «Мистецтво Слобожанщини» предоставляет свои залы для демонстрации работ участников всеукраинских художественных конкурсов, посвященных памяти выдающейся художницы. В этом году темой конкурса и выставки был выбран «Портрет семьи художника в интерьере».
Зинаида Лансере, будущая Серебрякова, появилась на свет в декабре 1884 года в родовом имении Нескучное под Харьковом в семье творческих людей. Ее мать Екатерина Лансере (в девичестве Бенуа) происходила из рода потомственных франко-итальянских художников и архитекторов, да и сама она была одаренным художником-графиком. Отец Зинаиды, Евгений Лансере, прославился как одаренный скульптор-анималист. Дяди, старшие братья, друзья дома Лансере — все занимались живописью и увлекались рисованием. Творческая атмосфера в доме Лансере и преемственность великой династии художников определили личность и судьбу девочки. Она с детства приучилась к тому, что рисовать и писать кистью — это так же естественно, как и дышать.
Зинаида Серебрякова создала несколько десятков работ, где изображены ее родные — мама, муж, дети, братья, сестры. Иногда это полные глубокого психологизма портреты, чаще — картины и зарисовки бытового характера (среди самых известных — «За завтраком», «На террасе в Харькове», «Карточный домик»).
Но визитной карточкой Серебряковой стал один из ее автопортретов «За туалетом» (1909 год). Именно эта картина сделала ее знаменитой. Среди 117 работ, выставленных в этому году в галерее, есть одна необычная. Тот самый автопортрет, но выполненный не кистью, а нитками и иглой. То есть вышивка, хотя в это невозможно поверить.
Ее автор, харьковчанка Маргарита Николаева, утверждает, что это первая выставка, на которой рядом с работами художников выставлена вышивка: «Всю жизнь я завидовала людям, умеющим рисовать, а теперь поняла, что, даже не владея техникой рисования, все равно могу создавать картины не хуже нарисованных».
«Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…» — вспоминал дядя художницы Александр Бенуа.
«Идея вышить картину Зинаиды Серебряковой пришла профессору кафедры этики, эстетики и истории культуры НТУ «ХПИ» Михаилу Михайловичу Красикову, — рассказывает Маргарита Николаева, — как-то он увидел на выставке работы нашего клуба вышивальщиц и предложил воплотить в вышивке одну из ее картин. Я выбрала самый известный автопортрет. Потому что эта картина написана у нас под Харьковом, где художница провела свои самые счастливые годы, где встретила любовь, родила детей, где много и с удовольствием работала. Картину я вышивала год, ее размер 30,5х36 см — это 26,5 тысяч крестиков. Конечно, вышивка отличается от оригинала, здесь другие краски, то есть это не копия картины, а работа по мотивам. Вышивая лицо и руки, я использовала совсем не тот стежок, который был разработан в схеме. Каждый крестик я там разбила еще на 4 части, поэтому создается впечатление, что это не нитка, а краска. Со мной многие даже спорят, не могут поверить, что ни капли краски в работе нет. И это приятно. Значит, я справилась. Я доказала, что вышивку можно сравнить с работой художников, создающих свои произведения на холсте с помощью красок».
Вышивание — трудоемкий процесс. Маргарита рассказывает, что, когда творческие люди узнают о ее увлечении, высокомерно отмахиваются — ремесло. Но когда видят ее работы, не могут поверить, что это возможно.
«Да, ремесло, но и творчество. Ведь каждая вышивка — это отражение душевного состояния, настроения, если хотите, чувств. Вышитые картины являются иллюстрациями тех предпочтений, вкусов, которые заставляют взяться именно за эту работу. Невозможно передать словами, что ты чувствуешь, когда на пустом холсте появляется образ. И вот еще что. Не поверите, но даже самая качественная иллюстрация, это всего лишь копия. А вышивка может передать тепло, энергетику, вышивая, ты чувствуешь произведение изнутри. Работая над этой картиной, я наполнялась бодростью, радостью, счастьем, которое она излучает».

Участие в выставке «Портрет семьи художника в интерьере» Маргарита Николаева считает для себя настоящим признанием. За свою работу она получила диплом Лауреата всеукраинского конкурса художественных работ имени Зинаиды Серебряковой.


Во время работы выставки состоится ряд культурологических мероприятий:
5 декабря в 16.00 — просмотр видеозаписи фильма-балета 
«Ромео и Джульетта» реж. Л. Арнштама и Л. Равровского 
(на основе балета С. Прокофьева).
6 декабря в 17.00 — цикл лекций по искусствоведению 
«Репин — неизвестный художник». Лекция 13. Лектор — доктор искусствоведения Александр Шило.
11 декабря в 17.00 — лекция из цикла «Ех libris Михаила Красикова 
об искусстве». Тема: «Харьков глазами Зинаиды Серебряковой».
12 декабря в 17.00 — цикл лекций «Путешествие на Дальний Восток: культура, события, люди». Лекция 5. Лектор — доктор искусствоведения, профессор С. Рыбалко.
13 декабря в 17.00 — встреча с психологом из цикла лекций 
«Искусство жить». Тема: «Что мы знаем и чего мы не знаем о мужчинах. 
Искусство общения с ними». Часть 4. Лектор — Л. Северина.

 

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу