Образ ребенка в творчестве, жанрах, воспоминаниях

Тамара Невская, 12 ноября 2018, 07:27
 

Новая художественная выставка в галерее «Гостиная на Дворянской» (Чигирина, 5) будет работать еще всего несколько дней. Кто не успел ее посетить, поторопитесь, иначе вы не узнаете, с чем теперь работают современные передвижники, как художники — в широком смысле слова — совмещают в своем творчестве, казалось бы, несовместимое, какие отзывы получила выставка за пределами Первой столицы и не воспользуетесь возможностью разгадать художественную загадку века!..

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ 
Выставка «Образ ребенка» прошла в несколько этапов. Первый, где «Гостиная на Дворянской» была гостем, в галерее «Искусство Слобожанщины», и являлась итоговой выставкой конкурса им. Зинаиды Серебряковой, который проводился вместе с неформальным Обществом друзей художницы, возглавляемым М. Красиковым. Потом произведения этой экспозиции побывали во многих достойных местах Харьковской области. Второй — на международном театральном фестивале женских монодрам «Мария», ежегодно проходящем в октябре в Национальном академическом драматическом театре им. Ивана Франко под художественным руководством народной артистки Украины, лауреата Шевченковской премии, давнишнего друга Гостиной Ларисы Кадыровой. В Киеве выставка была представлена уже в расширенном составе за счет части коллекции Харьковского художественного музея на ту же тематику при поддержке корпорации «Консалтинговая группа «Рубаненко и партнеры».Третий — через год после первой выставки в галерее «Искусство Слобожанщины» — стартовал в «Гостиной на Дворянской» открытием художественной выставки, дополненной и представленной тройственным союзом организаторов: Харьковским художественным музеем, работами конкурса «Образ ребенка» из фондов неформального Общества друзей Зинаиды Серебряковой и работами участников Гостиной. Кстати, эта выставка посвящена 80‑летию Харьковской организации Национального союза художников Украины. Но и это еще не все. Впрочем, никто не расскажет лучше самих передвижников, вернее, передвижниц.
 
ТРОГАТЕЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ СТЕБ 
Виктория Кацай, главный хранитель Харьковского художественного музея:
— Это наша далеко не первая выставка совместно с «Гостиной на Дворянской» и культурно-деловым центром «Рубаненко и партнеры». После того как она была показана и принята в Киеве, хозяйка «Гостиной на Дворянской» Людмила Рубаненко предложила показать ее в Харькове. Мы, разумеется, не остались в стороне, и теперь экспозиция в Гостиной представлена в более широком, как говорят, формате. Сотрудничая, мы представили из фондов музея каждое десятилетие, то есть самые ранние работы этой тематики датируются 1944 годом, самые поздние — 2004‑м. Они имеют такие трогательные названия!.. «Люся», «Маруся», «Маша», «Вита», «Галюся», «Шурочка», «Димка» и др. Есть работы и жанрового направления, например «Воспитатели» С. Солодовника (50‑е годы). Экспозиция вызывает живой интерес у посетителей, в ней явно чувствуется время: действие происходит в богатой квартире, где вся семейка на мальчонку ругается, очевидно, он получил двойку или пошел без спросу гулять, и вот они все вместе его воспитывают, а мама в папильотках, в домашнем халате, в общем, интересная жизненная картина. Надо сказать, что и в Киеве, и у нас немалым интересом пользуется работа нашего харьковского художника В. Куликова «Подросток» — смешной пацан с защитными очками на носу и серпом и молотом на футболке. Выражаясь современным сленгом культурного стеба, извините, сразу чувствуется эпоха — 90‑е, и картина получилась немного дерзкая. Ну и, конечно, работы П. Тайбера 70 и 90‑х годов, где тоже жанровые сцены детства. А еще, возможно, детские воспоминания художников и портреты знакомых девчонок, одна из них принадлежит кисти Ю. Сиротенко — «Егоза». В белом передничке, задорная, в узнаваемой школьной форме, как мы все ходили, с косицами, беззубая. …Знаете, ребенка писать не так просто, поэтому далеко не каждый художник обращался к теме детских портретов, но тем не менее 20 работ в фондах нашего музея мы нашли. Кстати, они из запасников! Экспозиционных площадей музею катастрофически не хватает, поэтому мы всегда с радостью откликаемся на приглашения участвовать в какой-либо выставке вне музея. Ну а площадка «Гостиной на Дворянской» нам хорошо знакома, так что… так что спешите видеть здесь произведения из запасников Харьковского художественного музея!
 
С РЕБЕНКОМ НУЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ 
Вера Лагутина, руководитель галереи «Искусство Слобожанщины», кандидат архитектуры:
— С проекта Михаила Красикова, посвященного Зинаиде Серебряковой, начался этот проект в галерее «Искусство Слобожанщины». Почему выбираются такие темы? Все просто: по работам самой Серебряковой. Выставка приурочена ко дню рождения художницы и организована по итогам конкурса ее имени, по темам, которые интересовали ее саму. А образу ребенка уделен немалый пласт в творчестве Зинаиды Евгеньевны. Так вот, то количество авторов, которое откликнулось на детскую тему, освещенную Серебряковой, конечно, впечатляет! Около 130 авторов и 100 работ представлены на выставке, авторы которых не только из нашего государства, но и из Польши, России и, конечно, разных городов Украины. Стили, форматы, техники, уровень художественной подготовки самые разные. Но, думаю, каждый из нас понимает, что передать образ ребенка — это очень-очень сложная задача: его нужно не только передать, его нужно почувствовать, с ним, ребенком, нужно договориться, чтобы он дал возможность себя нарисовать как минимум не говоря уже о психологических моментах. И, когда этот проект сначала попал в Киев, а потом в «Гостиную на Дворянской», да еще дополнился произведениями из фондов Харьковского художественного музея, я была очень обрадована. Конечно, там представлены не все работы, которые побывали у нас в галерее «Искусство Слобожанщины», но зато выставка обогатилась работами более старых мастеров, представленных Художественным музеем, и от этого она оказалась еще более интересной. Я надеюсь, что с Михаилом Михайловичем Красиковым и Людмилой Васильевной Рубаненко еще не один год мы будем сотрудничать. А прямо сейчас приглашаю всех к нам на следующую выставку. Это конкурс на тему творчества также Зинаиды Серебряковой «Портрет семьи художника в интерьере», на который авторы уже приносят свои работы. Подготовка к воплощению этой очень интересной идеи идет полным ходом и, дай Бог, все получится, как мы задумали, и публика, и художники будут довольны.
 
БЕЗ ВАС ОСТАЛАСЬ ПУСТОТА 
Хозяйка «Гостиной на Дворянской» Людмила Рубаненко:
— Наши коллеги по сотворчеству уже рассказали, как родился и где путешествовал этот проект. Хочу добавить, что, конечно, приятно было видеть на его открытии в Киеве представителей многих стран-участниц, журналистов, театральных деятелей, писателей, потому что в момент открытия фестиваля «Мария» были и презентация книг, и презентация выставок. Кроме нашей выставки «Образ ребенка», была выставка, посвященная юбилею самой Ларисы Кадыровой, выставка из фондов музея Марии Заньковецкой, то есть уже стало традицией выставочное сопровождение театрального фестиваля. Но в нынешнем году, мне кажется, все-таки главную скрипку на этом театральном празднике в выставочном сопровождении играла харьковская выставка. Я получила электронное письмо от Ларисы Николаевны, в котором она написала: «Хочу подякувати за прекрасну виставку цього року «Обличчя дитини». Коли зняли картини, говорили, що лишилася пустка… Щиро Лариса».
Конечно, эту выставку в Киеве мы презентовали от имени всех ее участников, никого не оставили равнодушными детские образы из фондов Харьковского художественного музея: Павла Тайбера, Виталия Куликова, Сергея Беседина, Петра Супонина, Асхата Сафаргалина и других авторов, но не менее зрителей заинтересовали работы Олега Лазаренко, Веры Чурсиной, Полины Кузнецовой, Анны Побединой, принявших участие в конкурсе им. Зинаиды Серебряковой. А вот, рассказывая о выставке сегодняшнего дня в Харькове, хочу назвать имена участников — членов нашего творческого клуба «Гостиная на Дворянской» и отметить их вклад в проект. Это художественные фотографии многожанрового художника Владимира СК!Па (Скипенко), эскизы костюмов и декораций театрального художника Тараса Шигимаги, художественная вышивка Татьяны Блиновой, конечно же, живопись Виктора Ковтуна, председателя Харьковской организации Национального союза художников Украины, работы Евгения Егорова (младшего) и из семейной коллекции графические произведения его деда Евгения Павловича Егорова, очень самобытные работы Михаила Попова, тематические картины Виктора Чауса и Юрия Любавина из коллекции участников клуба Карины Мовсесян и Валерия Грубаря. Одним словом, благодаря вливанию или, как говорили еще совсем недавно, культурной смычке участников творческого клуба, выставка стала более разнообразной, а тема ребенка раскрыта в разных жанрах визуального искусства.
А теперь обещанный сюрприз! 16 ноября на базе творческого клуба «Гостиная на Дворянской», где работает выставка «Образ ребенка», будет проходить конференция харьковских искусствоведов. Сие станет вкладом секции искусствоведения Харьковской организации Национального союза художников Украины в юбилей организации. Организаторы выставки «Образ ребенка» приглашают участников конференции и всех неравнодушных к искусству определить автора картины в экспозиции выставки из коллекции Карины Мовсесян и Валерия Грубаря, которая датирована 1918 годом, то есть в этом году ей исполняется 100 лет. Владельцы назвали живописную работу «Гимназистка», на ней четко виден автограф художника, но до сегодняшнего дня он не расшифрован, поэтому мы хотим обратиться к искусствоведам Харькова с предложением установить фамилию, имя и отчество автора произведения. Уверена, счастливого исследователя-победителя ждет, без преувеличения, народное признание!..
 
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу