Денис Караченцев: Поэзия — часть моей жизни!

Алла Косарева; фото из архива Д. Караченцева, 26 октября 2018, 07:36
 

Ему пришлось пройти непростой пусть становления, прежде чем известные композиторы Харькова и Украины стали предлагать свое сотрудничество.

Так харьковчанин Денис Караченцев еще в юности выбрал для себя юриспруденцию. Но непреодолимое желание писать стихи все же взяло верх. Шаг за шагом начинающий поэт пробовал себя на этом нелегком и зачастую весьма конкурентном поприще. Вначале тексты Дениса были положены на музыку в студиях родного вуза, позже стали звучать в обработке местных композиторов. 
Теперь харьковчанин получает советы по написанию удачной рифмы от известного мэтра — украинского поэта, драматурга и сценариста Юрия Рыбчинского. И на этом останавливаться не намерен, ведь его конечная цель — стать поэтом-песенником нашего времени.
— Денис, буквально перед интервью Вы, кратко рассказав о себе, дали понять, что в семье являетесь единственным человеком, который пишет стихи.
— Родные относятся к моей поэзии как к хобби. Пишу я на двух языках (украинский и русский), но больше стихов на русском. Мои родители — врачи, бабушка — юрист. Я также окончил Национальный юридический университет им. Ярослава Мудрого. После окончания академии работал два года юристом в одном из управлений пенсионного фонда.
С тех пор поэзия стала частью моей жизни. В 23 года, после поездки в Иерусалим, я понял, что могу и должен писать. Это произошло как раз в студенческие годы. Первое стихотворение вышло под названием «Люб-
ви больше нет».
В студенческие годы я познакомился с известным харьковским солистом Олегом Дзюбой, мы стали общаться. Я приносил ему свои первые стихи, он из вежливости их читал. Я не знал ямбов и хореев, для меня главным было содержание. Наша Юракадемия — это творческое место, там стали петь мои первые песни, вот например, Виктория Венникова исполнила мою песню «Одинокая птица».
А в целом 2013 год можно смело считать периодом моего старта в написании стихов. Затем родилась песня «Вокзальная», «Я иду к тебе». Их исполняют солисты 
Юракадемии и Харькова.
— А как у Вас с музыкой?
— Я сам не сочиняю, немного играю на фортепиано, но моих навыков недостаточно для сочинения музыки.
— Когда появился первый сборник?
— В 2015 году появился первый сборник стихов под названием «Избранное» с иллюстрациями. Но я не стоял на месте. У меня многое получается. Я организовал БФ «Благочиння» и являюсь его руководителем по сей день. Мы — я и мои соратники — проводим встречи в рамках фонда преимущественно с народными артистами Украины. Камерно собираемся в ресторане, в основном когда кто-то из известных артистов приезжает сюда на гастроли. Заместитель городского головы Харькова Светлана Горбунова-Рубан — частый гость на наших встречах. Также приходит много известных влиятельных харьковчан. Я назвал это мероприятие «Карусель встреч». Вырученные средства мы направляем на благотворительные нужды: медицинским учреждениям с недостаточным бюджетным финансированием.
— Кто уже побывал на таких встречах?
— Первая встреча была с Богданом Бенюком, я с ним познакомился до этого в Лиссабоне, случайно. Я тогда не был еще даже начинающим поэтом.
Также у нас в гостях были Ольга Сумская и Виталий Борисюк, Виктор Андриенко, Георгий Делиев, Екатерина Кистень, Наталья Бузько, последняя встреча прошла с Ирмой Витовской.
— Какой позитивный опыт приносит формат «Карусель встреч»?
— Налаживание деловых контактов. Например, Богдан Бенюк мне помог познакомиться с известным композитором Александром Злотником, который написал мне музыку на стихотворение «Журба». В ноябре этого года песня прозвучит на одном из юбилейных концертов в Киеве.
— Вам приходится работать, а в свободное время писать?
— Да, к сожалению, нет такой профессии, как поэт. И даже на вырученные от продажи песен деньги себя не прокормишь. Но тем не менее сейчас у меня уже два сборника, второй вышел под названием «Мелодия жизни». В него вошло 15 стихотворений.
— В Вашем случае каков процесс слияния текста и музыки?
— Отдаю текст композитору, он пишет музыку. Я отношусь критически, когда исправляют мои тексты, если немножко только. (Смеется.) «Одинокую птицу» харьковский композитор Владимир Солянников не исправлял, взял сразу. Было приятно!
— С корифеями общаетесь?
— С Юрием Рыбчинским общаюсь. Он прекрасный человек, умеет услышать тебя. Дает мне рекомендации больше читать, он мне предложил целый список литературы — это лирика Б. Пастернака, А. Блока, Г. Лорки и др.
— Это полезный опыт?
— Да.
— По своему стилю на кого Вы больше похожи?
— Не знаю. Я просто себя ассоциирую всегда с поэтом-песенником. Мне нравится стиль Леонида Дербенева, Михаила Танича, Юрия Рыбчинского. Я на них равняюсь. У Рыбчинского, кстати, есть план — писать 100 песен в год.
— А каковы Ваши планы на будущее?
— Начну с того, что основная моя работа, не связанная с поэзией, занимает львиную долю времени — почти целый день. Коллеги знают о моих стихах, у меня очень хороший руководитель, я бы сказал компромиссный. Всегда идет навстречу мне.
Я выступал в клубе им. Ю. Визбора в Харькове. Но это — не мое. Они любят просто почитать стихи. Мне бы хотелось, чтобы мои песни исполняли. Не хочу писать в стол.
— А кто-то из харьковских поэтов Вам близок по духу?
— Да, мне очень нравится Людмила Петрик.
— Денис, а Вы ведете, что называется, сухую статистику: сколько всего стихов написали за эти годы?
— 50 стихов, 10 из них положены на музыку.
— Когда слушаете уже готовую песню, всегда ли довольны результатом?
— Не всегда. Вот например, песня «Вокзальная», на мой взгляд, шансоновская, а мне ее написали в другом стиле. Пришлось переделывать.
— Вам помогают профессиональные филологи?
— Да, у меня есть корректоры — учителя русского и украинского языка. Они редактируют мои стихи.
— А они не объясняют, какой стихотворный размер присущ Вашим текстам?
— Хорей и ямб. (Улыбается.) 
— Если позовут столичные композиторы Вас в шоу-
бизнес работать на постоянной основе, пойдете?
— Пойду, но на заказ писать трудно.
— А кто является Вашим самым близким человеком, кому первому Вы можете прочесть свое новое стихотворение?
— Своей девушке. Она положительно относится к моему творчеству. Ей интересны не только мои стихи, но и статьи.
— До интервью Вы мне сказали, что посвятили стихотворение Харькову, а могли бы прочесть?
— Да, и я хотел бы, чтобы нашелся композитор, который напишет музыку, а затем песню исполнят у нас в Харькове на День города.

Аллеями и парками ведут меня года 
И улицами Харькова, где ждут меня всегда.
Здесь окна улыбаются, и там моя семья 
Своею добротою зовет к себе меня.
Харьков, любимый город под луной, 
Хочу я быть всегда с тобой, 
В любое время года 
Ты подарил мне счастье и свободу.
Здесь цветы и фонтаны окружают меня, 
Ароматы сирени вдохновляют меня.
И закован в граните блеск неспешной волны, 
В этом городе юном мы вечно юны.
 
А вот стихотворение «Журба» я написал на украинском языке, и оно в числе моих самых любимых.

І сумно нам стає, 
Коли не з нами ти.
Родина гірко ллє 
Сльози на самоті.
І залишилось нам 
Тебе чекати навесні, 
На світі все віддам, 
Щоб повернувся ти…
 
— Вы еще не нашли, что называется, своего композитора?
— Надо бы найти. Но я хочу сказать, что это не беда, за последние 4 года в моей жизни и так произошло много положительного. Еще я бы Вам хотел прочесть свое стихотворение о зиме.
 

Зажигает звезды зимушка-зима, 
Белым покрывалом землю обняла.
Сонные деревья как из хрусталя, 
Сказкой безмятежной радостно манят.
Замела пургою зимушка-зима, 
Если бы ты знала, как влюблена,
То уберегла бы от холода и вьюги, 
Стали б мы с тобою лучшие подруги.
Не видать дорожки, не видать следа, 
Льдом прозрачным скована черная вода.
Часто снится, чудится в этом зимнем сне, 
Что желанье сбудется, он придет ко мне.

Вы знаете, желание написать стихотворение часто ко мне приходит спонтанно и непроизвольно. Например, еду в машине — и тут вдруг осенило. Бывало, на одном дыхании приходилось дописывать. Прихожу к композитору, а он говорит, что не годится текст, я быстро дописал, сделал больше куплетов. И такое было!
Если стихотворение изначально пишу для того, чтобы положить на музыку, то ориентируюсь на песенную форму построения: куплеты, припевы и т. д.
А вот, кстати, написал украиноязычное стихотворение своей любимой.

Я так тебе люблю шалено, 
Я так тебе люблю відверто.
Очам своїм не вірю, я нікого не чую, 
До всіх тебе ревную, бо сильно так люблю я.
Один раз і назавжди, усе життя з тобою.
І чути тільки правду із вдячністю за долю, 
Що нас з тобой з’єднала і по життю
тримала.
Пройти крізь чорну заздрість з тобой 
нам доведеться, 
Але сильніша мудрість, яка любов’ю зветься.

— Сейчас как никогда актуален вопрос съемок отечественного кино. Зачастую саундтреки становятся более популярными, чем обычные песни в широком прокате. Как думаете, Ваши стихи могли бы пригодиться в кино?
— Вы абсолютно правы, я сам об этом часто думаю, и окружающие мне говорили об этой идее. Я как-то раз написал по электронной почте режиссеру Оксане Байрак, послал ей свои стихи, но пока мое письмо осталось без ответа.
— Как Вы думаете, люди устали от отсутствия смысла в песнях, от огромного количества междометий, выкриков вместо слов?
— Хотелось бы, чтобы люди устали от этого и почувствовали необходимость в задушевном тексте.
— А кто из современных исполнителей Вам нравится?
— Оля Полякова мне нравится, яркая исполнительница. Девчонки из группы «НеАнгелы». Мне приходилось с ними встречаться.
— Все, с кем Вы встречались в формате «Карусель встреч», какие это люди? Я имею в виду украинских звезд.
— Мне все понравились, в них абсолютно нет гордыни и звездности. Покойный Кузьма Скрябин особенно мне симпатичен — скромный, человечный. Впервые с ним познакомился в самолете, когда летели из Стокгольма.
— Где бы Вы предпочли работать, в Первой столице или в Киеве?
— Жить и работать на поприще поэзии я хотел бы в Харькове, ведь современные технологии сейчас позволяют работать удаленно: писать здесь и отсылать тексты своим композиторам.
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу