Рецепт конвертируемого спектакля со смыслом

Юлия Щукина, 8 октября 2018, 08:16
 

19 октября харьковчане увидят нашумевший спектакль «Как потратить миллион, которого нет, и другие истории еврейского мальчика» в рамках тура Одесса—Киев—Харьков—Днепр. Популярную комедию по мотивам автобиографической книги бизнесмена, блогера и мецената Гарика Корогодского (с его же участием) в столице сыграли уже более десяти раз и неизменно при аншлагах

В спектакле задействованы известные по театру и кино киевские актеры, во главе с народным артистом Украины Алексеем Вертинским в роли профессора математики Айзенштадта. Для написания остроумных диалогов и реприз известным киевским режиссером, продюсером и автором инсценировки книги Тихоном Тихомировым даже был нанят отдельный специалист (прямо как при создании комедий в Голливуде!). Зрители Киева и Одессы уже рукоплескали остроумию еврейского мальчика и его окружения, а надо сказать, что в Одессе, с ее еврейским колоритом и фирменным юмором пройти на ура спектаклю было все равно что покорить Париж!
В отличие от модных в два последние десятилетия суперкомедий спектакль по книге Корогодского в постановке успешного творца «ивентов» и режиссера драматического театра со стажем Тихона Тихомирова — не бездумный «пупорвательный» сценический продукт. В нем проведены важные для автора книги мысли о принадлежности к семье, о высокой «себястоимости» личности в любые времена. И в годы «сталинизма», на которые пришлась молодость бабушки Эдды и ее школьного воздыхателя Айзенштадта, и во времена «застоя», которые с лихвой угнетали главного героя спектакля Гарика в пору его молодости.
Гарик в исполнении солиста национального театра оперетты и актера «Дикого театра» Дмитрия Вивчарюка, как и задумывалось творцами спектакля, радует сходством с Корогодским в юности. О внутреннем соответствии судить не нам, зрителям. Нам же Вивчарюк дает возможность сложить представление о герое как о человеке разбитном, не останавливающемся перед трудностями, местами в своем вдохновенном завирательстве напоминающего Хлестакова, но в котором, пожалуй, не хватает незаурядности личности, только и способной обуздать, заставить работать на себя Судьбу! Конечно, в спектакль «Как потратить миллион...» вошли отдельные сцены из книги, а значит, и характер главного героя здесь не так объемен. И все же, по замыслу режиссера, Гарику Вивчарюку — этому новоявленному Бендеру поздней советской формации, авантюристу и подпольному бизнесмену — зритель в финале посочувствует. Тут и для него, измерявшего жизнь деньгами, властью над людьми и материальными ценностями, наступит момент истины. В момент, когда Гарику покажется, что он потерял единственного бескорыстно любящего его человека, бабушку, исповедь его меркантильной и саркастической души прольется божественной оперной классикой… Una furtiva lagrima.
Бабушку Эдду, с характерными еврейскими интонациями, типичной ромалически-подагрической походкой старой обитательницы перенаселенной квартиры и гулькой на «лысой» голове, самоотверженно трагикомично играет известная актриса Виталина Библив. К слову, 15 октября харьковчане также увидят актрису в гастрольном спектакле «Сталкеры» ко-продукции киевских Молодого театра и театра «Золотые ворота». В фильме «Брама» по этой же пьесе П. Арье, национальная премьера которого состоялась совсем недавно, Библив снялась в одной из главных ролей. По замыслу Тихона Тихомирова, почти все актеры «Как потратить миллион...» играют сразу по нескольку ролей. В случае с Библив — это острохарактерные роли: комсомольской лидерши, бой-бабушки, активистки в общежитии и нахальной мещанки Вероники Альбертовны. Яркие сценические образы Виталины Библив успешно доносят до зрителей свойственную замыслу этой постановки двойственность отношения к ушедшему времени. Ведь это было как время «маразмов» системы, так и время неприхотливых в своих желаниях, переживших страшные войны, а значит, ценивших жизнь и сердечную теплоту людей. Время, над всем плохим в котором во всю иронизируют автор текста и режиссер спектакля (его премьера, замечу, состоялась в год провозглашенной в Украине политики декомунизации), все же было временем молодости героя. Энергию «того времени» несут в спектакле характерный для семидесятых образ длинноволосого певца в клешах и танц-группа (с каждым появлением танцоров спектакль, к радости широкой публики, дрейфует в сторону шоу). Актер Иван Завгородний отыгрывает настроение песен советских ВИА не только артистическим вокалом, но и в чуть пародийной пластике «звезды» на круглой эстраде из «голубых огоньков». Продолжая звездную тему, сценограф Петр Богомазов смоделировал весь образ спектакля на противопоставлении «звезд» софитов в огромном черном пространстве сцены (это те самые «зори» юности, шальных ночей Гарика, они были и будут вечно) пятиконечной звезде как символу конкретного режима. Именно такие звездочки, словно медузы, распластались на погонах Майора и на его кокарде (яркая комедийная работа Борислава Борисенко), такая же, но здоровенная, надо понимать, субстанциональная звезда-декорация, нагло уставилась со сцены на зрителей! А на ее фоне — эпичная девушка на постаменте (только весла или горна не хватает!). Эту-то ожившую статую советской синхронницы, которая в дальнейшем «оживает» и бегает с Гариком трусцой в духе борьбы за здоровый образ жизни играет Дарья Палагнюк. Ей же достались роли библиотекарши воинской части, соблазняющей Гарика, и красотки из московского общежития. Модельная фактура отличает и еще двух «муз» Гари-
ка — шмоточницу и тусовщицу, с которой Гарик ходил на концерт Пугачевой (продавая билеты «с рук», он заработал на свой первый автомобиль!), и невесту «на продажу» Сулико (актрисы Татьяна Туманная и Ольга Вивчарюк).
Предприимчивому «Д’ Артаньяну» Гарику оказалось легко заручиться дружбой «трех мушкетеров» его школьной и студенческой жизни: Сандлера (Александр Щукин), Меламуда (Вадим Пантус) и Лисновского (Роман Кулиш). Все эти герои, имеющие, к слову, реальных влиятельных в бизнесе прототипов, интересны контрастностью. Мужественный Меламуд, типичный еврейский интеллектуал Сандлер, речистый и музыкальный Лисновский.
Символично, что вторая часть спектакля мчится от занавеса до поклона в скором поезде Москва — Владивосток. Допущенные до хлебного места — плацкартного вагона двусмысленной парочкой проводников Борей-Витей (не убоявшийся столь же популярной в народе, сколь и скользкой темы отважный актерский тандем Борислава Борисенко и Геннадия Попенко!) практиканты Гарик и Сандлер аж двенадцать суток в пути во всю спекулируют чаем, спиртным и колбасой. Вся их жизнь как скорый поезд, где встречи на пути мелькают, словно остановки и будки обходчиков за окном вагона… И вот уже актеры, играющие интеллигентную, тихую мать Гарика (Анна Кузина) и его отца-работягу (Дмитрий Сова, Вячеслав Дудко) предстают в образах скромной пассажирки, сбитой с толку махинациями проводников с чаем и кофе, и тоскующего по идеальному общению, слишком крупного и настоящего для этой плацкартной ярмарки тщеславия, пьяного вусмерть покорителя Тайги.
Сам Гарик Корогодский пожелал оставить свое «факсимиле» на инсценированных страницах его автобиографии — в спектакле он появляется в двух ролях. Колоритную уборщицу с отставленным накладным задом и шваброй, атакующей мусор, словно клюшка хоккеиста — шайбу, Корогодский играет раскованно и азартно, в духе хорошего «капустника», и зрители воспринимают его осознанные обаятельные шалости с нескрываемым удовольствием. Кроме этого, автор появляется в образе сюрреалистически-поэтического Ежика из тумана. К слову, есть в спектакле и еще один сюровый персонаж, напрочь взрывающий линейность советской действительности в творческом сознании Гарика (это римский легионер, затесавшийся среди строя советских новобранцев, в исполнении А. Щукина). Роли «ответственных лиц» разного ранга: от милиционера до школьного учителя Гарика и даже инспектора коррупции на железной дороге — исполняет актер национального театра им. И. Франко, широко известный по работам в сериалах Владимир Николаенко. В стержневом противостоянии спектакля: Гарик и «система» В. Николаенко воплощает последнюю виртуозно язвительно. Его герои преследуют Гарика, как тоже своего рода сюрреалистический кошмар советской системы: визжащие, орущие, пилящие, елейно льстящие — и всегда, с фирменно узнаваемой нееестественно высокой голосовой позицией.
Современному театру не так часто, как хотелось бы, удается сделать успешной актуальную отечественую драматургию. Режиссеры стоят перед выбором: формат серьезного и честного по отношению к Украине спектакля явно не «для масс», а вот Рей Куни, Альдо Николаи и сотоварищи, этот западный «секонд-хенд» в жанре комедии положений, без всякой связи с нашими реалиями — явно принесет театру кассовый успех. За лихим названием спектакля «Как потратить миллион...» (даже если он у тебя уже есть) скрываются совсем другие вопросы, которые постановка действительно поднимает: Заработаешь ли все деньги на свете? И какой ценой заплатишь за свой безумный бег белки в колесе? Возможно, тотальным одиночеством, возможно, подменой цели средствами? Вот как раз эти моменты пронзительных «остановок» среди карусельного вращения жизни-друзей-знакомых-девушек-афер-миллионов Гарика самые ценные в спектакле. Это и уже упомянутая эффектно и чисто пропетая «безголосым» Гариком ария прощания с бабушкой. Это и проклятия сорвавшегося в какой-то момент «колбасного рейса» Димы (Александр Щукин): «Ё-моё, что за… Боря-Витя! Вероника, так ее, Альбертовна!» Это и монолог как крик души, старого профессора (Алексей Вертинский), обращенный к любви всей его жизни — бабушке Гарика, которой вдруг не стало. Тихон Тихомиров опытным путем создал рецепт спектакля, чья развлекательная суть только способствует пониманию вечного содержания.
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу