Начало сезона в Схid Opera: гастроли, фестивали и подготовка к премьерам

14 сентября 2018, 07:53
 

Еще до начала нового театрального сезона симфонический оркестр Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Лысенко/Схіd OPERA успел побывать на гастролях, приняв участие в мариупольском фестивале музыкального искусства Mariupol Сlassic. Само мероприятие было приурочено к открытию Мариупольской камерной филармонии. На фестиваль было приглашено множество творческих коллективов из разных городов Украины, но именно наш симфонический оркестр и солисты были удостоены чести закрывать фестиваль масштабной музыкальной программой. Обо всем этом, как и о новинках 143‑го театрального сезона, рассказывает главный дирижер Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Лысенко/Схіd OPERA, лауреат международных конкурсов Дмитрий Морозов.

— Чем решили покорять сердца зрителей на фестивале Mariupol Сlassic?
 
— Мы везли туда большую программу с нашими солистами, среди которых заслуженный артист Украины Сергей Гонтовой, лауреаты международных конкурсов Владимир Козлов, Владимир Ефименко, Евгений Лисицкий, Алла Мишакова, Юлия Форсюк, Сергей Крыжненко. Также с нами выступали две приглашенные солистки из Киева: Елена Арбузова и заслуженная артистка Украины Елена Ширяева.
 
В своих концертных программах я пытаюсь охватить все доступные жанры. В такой палитре любой зритель, любой слушатель всегда найдет что-то созвучное своей душе. Не нравится оперная увертюра — послушай арию из оперетты. Или симфоджаз. Наконец, саундтрек из известного фильма, джазовый стандарт…
 
Я выбрал подобный формат несколько лет назад, когда возглавлял Киевский театр оперетты. Помимо классических образцов жанра, там было много мюзиклов. Но мы давали еще и симфонические концерты, а потом добавили в программу саундтреки и симфоджаз — ведь киномузыка действительно узнаваема слушателями. И еще я всегда делаю ставку на наших солистов. Например, Сергей Крыжненко — певец с уникальным, необычайно низким басом. Услышав, как он поет, я специально сделал для него оригинальную аранжировку, мы показали несколько раз этот номер в Харькове. И в Мариуполе он прошел на ура. Труппа у нас достаточно крепкая, но мы ее еще формируем, укомплектовываем.
 
Поскольку Мариуполь — город морской, мы туда взяли соответствующую тематику. Ну что может быть лучше увертюры И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта» или саундтрека из фильма «Пираты Карибского моря» Ханса Циммера, который мы в Харькове не раз играли в концертах. Ну и другие шлягеры — песни из репертуара Муслима Магомаева, яркие арии из оперетт…
 
— Что больше всего запомнилось в этой поездке?
 
Больше всего запомнился дождь, так что мы не смогли искупаться в море (шутка). А если всерьез, то формат нашего выступления должен был быть open-air (на открытом воздухе), для этого все было подготовлено устроителями. Но из-за дождя концерт перенесли в зал камерной филармонии. Вход был свободный. Сцена там небольшая, но от этого мы только выиграли. Зал на 400 мест, акустически все очень сбалансировано, слышен каждый инструмент оркестра (а это больше 60 человек). Принимали нас замечательно. Концерт длился около трех часов. После каждого номера были овации. После сюиты из «Лебединого озера» были такие бурные аплодисменты, что я даже поднял оркестр!
 
— Откуда же возник такой прекрасный контакт с Мариуполем?
 
В социальных сетях мы познакомились с Василием Крячко, который сейчас руководит Мариупольской камерной филармонией, а также является главным дирижером Мариупольского камерного оркестра «Ренессанс». Наше общение постепенно привело к тесному творческому содружеству. В Мариуполе он и Диана Трима (директор департамента культурно-общественного развития) заботятся об искусстве, и без них этот фестиваль не мог бы состояться.
 
— Вернемся к Вашей главной работе в театре.
 
— 12 сентября мы открыли сезон оперой Чайковского «Мазепа». Выбрали ее потому, что успешно апробировали этот спектакль на двух фестивалях в прошлом сезоне. В мае это был Чайковский-FEST в Тростянце Сумской области. После этого в июне — Тульчин Винницкой области (Operafest-Tulchyn: 2018). Наш спектакль был показан на очень высоком уровне. И когда отзвучали финальные аккорды, почти в час ночи, десять тысяч зрителей аплодировали стоя! Много лет мы по традиции открывались «Тарасом Бульбой» нашего патрона Н. Лысенко, но на волне гастрольного успеха «Мазепы» подумали: почему бы не открыться этим патриотическим спектаклем?
 
На сегодняшний день мы удерживаем в репертуаре 32 оперных названия. Из новых постановок, которые мы подготовили в прошлом сезоне, я настоял на полном варианте оперы Дж. Верди «Отелло». Здесь применен современный видеоконтент, поскольку зрителям уже не интересны писаные задники, которые были популярны раньше. И еще в спектаклях очень важны психологические взаимоотношения артистов. Слушая их даже с закрытыми глазами, мы должны понимать, что происходит с их героями. Здесь очень важна работа дирижера с артистами над самим звуком. То-есть, как они своим пением, интонациями способны передать чувства и переживания персонажей, а фактически и их действия. Это называется «действенное пение». Например, художник пишет красками, скульп­тор пишет объемами и линиями. А мы рисуем звуком. Где-то громче, где-то чуть быстрее, где-то чуть сдержаннее, где-то с подтекстом, где-то с меняющимся темпом. Весь этот спектр — очень сложный психофизический комплекс.
 
Наша другая бригада постановщиков показала новые трактовки «Иоланты» П. Чайковского и «Пая­цев» Р. Леонкавалло. Также у нас состоялась целиком молодежная премьера «Свата поневоле» харьковского композитора Виталия Губаренко по пьесе Г. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик». Все это наши зрители увидят уже в сентябре. Вполне возможно, кто-то выберет для себя эти спектакли повторно. А для кого-то это будет премьера. В октябре приглашаю всех на традиционный фестиваль, давший второе имя Харьковскому национальному академическому театру оперы и балета им. Н. Лысенко. Схіd OPERA — 2018 проводим уже в четвертый раз. Он представит яркие оперные и балетные спектакли, которые воплотят на сцене звезды национальной сцены: солисты оперы и артисты балета Харьковского, Киевского, Львовского и Одесского оперных театров, а также наш оркестр под управлением главных дирижеров лучших оркестров Украины.
 
Впрочем, предлагаю не нарушать хорошую традицию, которая сложилась в «Харьковских известиях», и рассказывать читателям о каждой новой премьере и новом театральном событии помногу и подробно.
 
Интервью провела Мария Кирт, 
студентка магистратуры ХНУ им. В. Каразина
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу