Харьковский ТЮЗ: листая прошлого страницы…

14 сентября 2018, 07:50
 

Трудно начинать разговор об актерах, за чьими ролями на сцене Харьковского ТЮЗа наблюдал на протяжении нескольких десятилетий… К сожалению, одни уже ушли в мир иной, оставив по себе добрую память, а другие навсегда простились со зрителями по собственной воле.

И вот он пришел, этот день! 
 
Итак, в свое время Харьковский ТЮЗ стал новым театром для части артистов расформированного местного музыкально-драматического театра, из которого в его состав вошли Павел Крамчанинов, Ольга Шабельник, Борис Товкач, Жанна Савченко и Людмила Прудкина. И — первым теа­тром для выпускного курса Харьковского театрального института Азы Резниченко, Владимира Антонова, Вадима Полякова, Светланы Шипши, Михаила Шипши, Павла Третяка и еще нескольких их сокурсников, недолго прослуживших его сцене. Чуть позже в состав труппы влились артисты из других театров — Всеволод Чайкин, Александр Беляцкий, Ирина Петухова, Николай Самойлов.
 
Из книги «Край сцены — рампа» народного артиста Украины Владимира Антонова: «И вот он пришел, этот день! День 22 октября 1960 года! День рождения нашего театра. У меня сжимается сердце каждый год в этот день от гордости за свой театр, а в последнее время добавились боль и обида. Многие новые, недавно пришедшие актеры, даже не знают об этом дне, да и не хотят знать, а день этот был знаменателен не только для нас, но и для всего огромного Харькова!» 
 
На первых порах репертуар ТЮЗа состоял всего из двух спектаклей — «Доки сонце зійде, роса очі виїсть» М. Кропивницкого, оставшегося от музыкально-драматического театра, и первой премьерой нового театра «Именем революции» М. Шатрова. Главный режиссер Феоктист Александрин начинает интенсивную постановочную работу, и уже к следующему сезону одна за другой выходят премьеры — «Петька в космосе» И. Дика, «Зайка-зазнайка» в переводе на украинский язык И. Муратовым пьесы С. Михалкова, «Аленький цветочек» по С. Аксакову и «О чем рассказали волшебники» В. Коростылева. Для взрослого зрителя театр ставит «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера и «Лявониху на орбите» А. Макаёнка.
 
За два года репертуар ТЮЗа включал уже десять названий, а к открытию третьего сезона были готовы «Снежная королева» Г.Х. Андерсена, «Бывшие мальчики» Н. Ивантера, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.
 
В первое десятилетие, благодаря стараниям главных режиссеров Ф. Александрина и Л. Хаи­та, сформировался состав универсальной труппы, способной играть многожанровые роли в разных режиссерских методах и приемах — от сказок до классической драматургии. Актеры после вечерних спектаклей репетировали до рассвета. Никто не спешил расходиться по домам. Режиссеры, увлеченные их стремлением к творческому самовыражению, приносили в театр новые и новые пьесы, читки и обсуждения которых длились долгими часами. Роли сыпались к исполнителям как из рога изобилия. Уже тогда был сформирован (если можно так выразиться, «методом естественного отбора») основной мужской состав из актеров Владимира Антонова, Всеволода Чайкина, Бориса Товкача и Вадима Полякова. Ведущее положение среди актрис заняли Аза Резниченко, Людмила Прудкина, Жанна Савченко, Александра Павлова и совсем юная уже студентка института искусств Валентина Юрченко. Это не означает, что другие артисты и артистки сидели без дела, да вот только при упоминании этих имен все понимали, что разговор идет о спектаклях Харьковского ТЮЗа.
 
В те времена детскими театрами было востребовано амплуа травести. Это особый дар общения со зрительным залом. Овладеть им невозможно, с ним надо родиться. На мой взгляд, это амплуа в театре самое трагичное, потому что в маленьком теле надо иметь большое мужество для осознания того, что со временем придется готовить себя для иных ролей или же, много раньше своих коллег, оставить сцену. В Харьковском 
 
ТЮЗе были великолепные актрисы-травести, оставившие свой красивый отзвук в памяти многих поколений юных зрителей. Сегодня мы с теплыми чувствами вспоминаем лучших представительниц этого амплуа Елену Качан, Ларису Лунину, Тамару Трач, Ирину Федоренко и Ларису Чередниченко.
 
На всю страну прогремевши «Божественной комедией» И. Штока (Адам — Владимир Антонов, Ева — Светлана Шипша) и «Человеком на все времена» Р. Болта (Томас Моор — Вадим Поляков, Кромвель — Юрий Головин), по определению критиков — двумя «спектаклями столичного уровня», Харьковский ТЮЗ завершил важную главу своей новой истории.
 
Героико-романтический 
 
Мое знакомство с театром началось весной 1977 года со спектакля «За все хорошее — смерть» Р. Ибрагимбекова. Естественно, что свое первое впечатление составил по ролям, сыгранным молодыми актерами Александром Ермаковым (Сабир), Анатолием Подорожко (Алик), Алексеем Бойко (Марат) и Ириной Федоренко (Кама). Спектакль понравился настолько, что я стал постоянным зрителем этого театра. Кстати, мне, как будущему театроведу, главный режиссер разрешил присутствовать на репетициях «Писем к другу» З. Сагалова по пьесе А. Лиханова и И. Шура, которая положила начало драматической трилогии об известных харьковчанах. Рождение «Писем» было нелегким, потому что Беляцкий избрал необычную форму его сценического решения. Действие подчинялось сложному пластическому рисунку, который режиссер контрастными костюмами персонажей скульптурно ваял на сцене частой сменой выразительных мизансцен. Под стать напряженной бордово‑серой цветовой гамме, использованной в костюмах, были металлические арки декораций главного художника Татьяны Пасечник. Сильный нервный накал придавали тексты из переписки Николая Островского с Николаем Новиковым, неистово читаемые актерами Владимиром Антоновым и Борисом Варакиным. На высоких пандусах размещался вокально-инструментальный ансамбль, поддерживающий интенсивный темпоритм спектакля, похожего на стальную пружину, сжимаемую революционными событиями прошлых лет.
 
«Письмами к другу» театр утвердил свое творческое кредо, ориентированное на героико-романтическое направление. Подтверждением тому стали последующие части трилогии — «Начало фанфарного марша» и «Бой идет во тьме, чтобы закончиться светом» З. Сагалова. Главными действующими лицами в них стали руководитель трудовой колонии Антон Макаренко и военный корреспондент Сергей Борзенко, сценическую жизнь которым давал Юрий Головин. Его короткое возвращение в ТЮЗ наполнено интересными ролями, важное место в ряду которых занимают Подколесин в гоголевской «Женитьбе» и Лука в горьковском «На дне». В последнем из названных спектаклей вообще не было ни одной слабой актерской работы. Особого внимания критиков удостоились Аза Резниченко (Василиса), Татьяна Петровская (Наталья), Борис Варакин (Барон), Юрий Комиссаров (Актер) и, конечно, неподражаемый Всеволод Чайкин в роли Бубнова.
 
В те годы основная творческая нагрузка ложилась на плечи актеров старшего поколения. Практически ни одна премьера не обходилась без их участия.
 
Лишь однажды несколько поколений встретились в спектакле «Присядем-полетаем», ставшим значительным событием в жизни не только Харькова, но и всей Украины. В ТЮЗе появился спектакль, который по всем музыкально-драматическим канонам соответствовал мюзиклу — жанру трудному, по природе своей уникальному и редко воплощаемому в постановочной практике тех лет. Танцы к этому вокально-хореографическому действу ставил солист Харьковского оперного театра Леонид Фарбер. Он же в содружестве с режиссером Борисом Варакиным работал над созданием необыкновенно красивого, трогательного спектакля «Кот в сапогах», ироничные романсы к которому написал актер театра Николай Воротняк. Спектакль радовал зрителей прекрасными актерскими работами Валентины Юрченко (Принцесса), Валентина Морозова (Король), Николая Воротняка (Жак-Простак) и Анатолия Подорожко (Кот). Следом на сцене появляется очень смешная сказка «Иван — крестьянский сын»: диалоги к народному сюжету создавались актерами непосредственно на репетициях. Скомороший спектакль пришелся по душе не только маленьким зрителям, но и взрослым. Некоторые организации заказывали «Крестьянского сына» как вечерний спектакль. В этой «сказке с намеком» был занят практически весь мужской состав тюзовской труппы.
 
Продолжение следует 
 
В реконструированное после пожара помещение тюзовцы переходили из гостеприимного «Пищевика» с двумя актуальными драмами — «Салют динозаврам!» Г. Мамлина и «Остановите Малахова» В. Аграновского. Оба спектакля были поставлены «с прицелом» на талантливого актера Николая Сараева, перешедшего в Харьковский ТЮЗ из Белгородского драмтеатра. Третьей премьерой стала поэтическая сказка Петра Ершова «Конек-горбунок» с искрометной Ларисой Луниной в главной роли.
 
С появлением этих спектаклей театр открыл страницу своей новейшей истории.
 
А начиналась она с появления в репертуа­ре огромного количества сказочных представлений, нескольких достойно поставленных спектаклей и удачно сыгранных ролей. Среди них «Недоросль» Д. Фонвизина с Митрофанушкой — Николаем Воротняком и Простаковой — Людмилой Прудкиной, «Лес» А. Островского с Гурмыжской — Азой Резниченко и Восьмибратовым — Всеволодом Чайкиным, «Бег» с Серафимой — Татьяной Петровской и Люськой — Ольгой Двойченковой…
 
Начиная с 1994‑го почти каждый год наполнен печальными для театра событиями. Оставив по себе добрую память, уходят из жизни народные артисты Украины Всеволод Чайкин и Владимир Антонов, заслуженные артисты Украины Борис Товкач, Николай Самойлов, Александр Беляцкий и Вадим Поляков, талантливый артист и режиссер Борис Варакин, артисты Яков Павлов, Валентина Юрченко, Людмила Прудкина, Лариса Чередниченко, Юрий Божко, Ирина Пестова и Николай Сараев.
 
Чтобы точнее передать атмосферу того сложного времени, вновь обратимся к воспоминаниям Владимира Антонова: «Забрав в 1999 году трудовую книжку, толстую от вкладышей с благодарностями за почти сорокалетнюю работу в Харьковском ТЮЗе, я зашел в Благовещенский собор. Поставил свечу и поблагодарил Всевышнего, что он освободил меня от непомерной тяжести пребывания последних лет в уже давно не моем, давно не нашем театре».
 
По причине затянувшегося творческого кризиса постановочной режиссуры появление сказочного гофмановского гротеска «Крошка Цахес» с Ларисой Луниной в роли злобного, нелепого уродца Циннобера возвратило труппу к жизни, а зрителей в театр. Но… недолго музыка играла! Циннобер стал последней талантливо сыгранной ролью этой актрисы на сцене ТЮЗа. В 2002 году ведущие актрисы ТЮЗа Лариса Лунина и Татьяна Петровская, игравшая Панночку в «Вие» по Н. Гоголю, Елену в «Сне в летнюю ночь» В. Шекспира и Мавку в «Лісовій пісні» Л. Украинки, переходят в Харьковский академический театр им. Т. Г. Шевченко.
 
Трудно переживая людские потери, театр все-таки выжил: приглашал одаренную молодежь, восстанавливал старые и ставил новые спектакли. Звания «Заслуженный артист Украины» не так давно удостоены Виталий Бондарев и Ольга Двойченкова. Творческая жизнь старейшего театра Украины не прекращается, а значит, продолжение следует…
 
Александр Анничев, timeua.info
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу