Куда ведет Полтавский шлях: Полтава, Екатеринослав, Днепр

11 июня 2018, 07:19
 

В Харькове насчитывается более двух тысяч улиц и переулков. Большие и маленькие; шумные, никогда не спящие и уютные, с обилием скверов и тихих двориков. Расположенные в центре и на окраине. Возникшие несколько веков назад и совсем недавно. Каждая улица — частичка города, без которой невозможен Харьков. Но есть улицы особые, где каждое здание — это страница харьковской истории. Одна из таких улиц Полтавский Шлях, которая соединяет центральную часть с Холодной горой и Залютино.

Ровесница Харьковской крепости 
 
История улицы Полтавский Шлях начинается еще в конце XVIII века, когда от Харьковской крепости, располагавшейся на месте современной Университетской горки, проложили дорогу на Полтаву. В это же время началась постепенная застройка территорий за рекой Лопань. Так Полтавская дорога (как она тогда называлась) стала центральной осью возникшего района Залопани.
 
В 1787 году Харьков с визитом посетила Екатерина II. Кареты императрицы и ее многочисленной свиты въезжали в город по Полтавской дороге. По случаю проезда монаршей особы здесь, на Жандармской площади (район современной пожарной части), возвели Триумфальные ворота.
 
Через несколько лет, в 1804 году, на этом месте построили заставу. Но появление этого сооружения имело более прозаическую причину. Из-за системы винных откупов, по которой право на торговлю алкогольными напитками отдавалось предпринимателям, платившим соответствующие налоги в казну, цена на вино в городе была несколько выше, чем в окрестных селах. Нередко предприимчивые харьковчане пытались провезти алкогольные напитки контрабандой. Вот и приходилось на заставе осматривать весь въезжающий транспорт.
 
Полтавская — Екатеринославская — Полтавский шлях 
 
За более чем 300‑летнюю историю своего существования улица пять раз меняла свое название. Все они образовывались от названий украинских городов.
 
Полтавская, Екатеринославская, Полтавский Шлях. Ведь это была, прежде всего, дорога, ведущая от крепости, а в дальнейшем города Харькова, в сторону центральных регионов Украины, на Полтаву, с конца XVIII века на Екатеринослав и на современный Днепр.
 
Полтавским Шляхом улица стала в 1996 году. Современное название призвано напоминать горожанам о первоначальном наименовании и истории данной улицы.
 
Бассейн с лебедями и фонтан 
 
Увидев панораму улицы Полтавский Шлях в начале XIX века, современные харьковчане сильно бы удивились. Болотистая местность, цепь небольших озер вдоль дороги, многочисленные левады. Сказывалась близость реки Лопань. Для того чтобы в осенне-весенний период подняться на Холодную гору, дорогу покрывали хворостом. Да и собственно въезд в город осуществлялся длительное время не по Екатеринославской улице, а по Конторской.
 
Систематические работы по осушке улицы начались в середине XIX века. В частности, разделили на два отдельных бассейна с каменными подпорными стенками озеро, мешающее движению. В одном из бассейнов плавали лебеди. Вблизи, по обе стороны дороги, высадили деревья. В 1880‑х годах, со строительством в городе водопровода, здесь работал фонтан. Сегодня на этом месте находится Круглый сквер, а о былых бассейнах напоминают только лишь небольшие скверики.
 
Уже во второй половине XIX века улицу замостили камнем, что значительно облегчило проезд транспорта и движение пешеходов.
 
Благоустраивая улицу, срывали неровности и сносили мазанки.
 
К концу XVIII века застройка Екатеринославской улицы составляла километр, то есть всего седьмую часть ее современной длины, и достигла района пересечения современных улиц Полтавский Шлях и Малиновского. Здесь селились в основном небогатые горожане. Поэтому вдоль улицы располагались мазанки под соломенной крышей харьковских обывателей, имеющие весьма скромный внешний облик.
 
Работы по благоустройству улицы начались на рубеже XVIII–XIX веков. В это время городские власти вели борьбу с неблаговидной застройкой, царившей в то время на центральных улицах города. Согласно «Положению об упорядочении губернского города Харькова» на главных улицах и площадях могли возводить только каменные дома. Под удар попали и скромные обывательские дома по Екатеринославской улице, чьи владельцы вынуждены были переселиться на Холодную гору, которая находилась уже за городской чертой.
 
Значительный вклад в придание регулярности Екатеринославской улицы принадлежал Петру Ярославскому, Харьковскому губернскому архитектору. Его стараниями застройка приобрела регулярный характер. При планировке архитектор учел сложности рельефа и линию уже сформировавшейся дороги. На Екатеринославской улице начинают массово возникать каменные дома и особняки зажиточных горожан в стиле классицизма.
 
Настоящую трансформацию внешний облик улицы претерпел в 1850‑х годах. По распоряжению Малороссийского генерал-губернатора Сергея Александровича Кокошкина Екатеринославскую улицу полностью выровняли. Срезали возвышенности в районе Дмитриевской церкви. Исполнительность харьковских строителей того времени можно оценить и сегодня, если посмотреть на Полтавский Шлях со стороны Университетской горки.
 
Первая линия конной железной дороги 
 
В 1882 году именно по Екатеринославской улице прошла первая очередь конной железной дороги. Отправной точкой маршрута выступал угол Александровской улицы (сегодня улица Евгения Котляра), а конечной остановкой — Биржа на Николаевской площади (сейчас — площадь Конституции).
 
Экипаж конки представлял собой крытую платформу, в зимнее время с боковыми стенками, рассчитанную на 20 человек. Платформу по рельсам тянула пара лошадей, под управлением кучера. Скорость движения вагонов в среднем не превышала 7 км, а длительность поездки по городу длилась около 45–60 минут. Фактически конка стала прообразом современного трамвая.
 
Строительством конки в Харькове занимались французские предприниматели Бонне и Отле. В 1881 году гласные Харьковской думы получили на рассмотрение три проекта конной железной дороги. Наиболее приемлемым руководство города сочло проект французов, которые имели опыт подобного строительства в Одессе. Согласно контракту на 42 года предприниматели получали исключительное право на устройство конной железной дороги в центре Харькова. Для управления дорогой могло основываться акционерное общество, но по окончании указанного срока вся собственность конки переходила городу.
 
Фактически контракт оказался кабальным для Харькова. Город не мог заключать контракты на устройство дополнительных линий, а Бонне и Отле ограничились двумя линиями конной железной дороги.
 
А вот первый трамвайный гудок на улице Екатеринославской харьковчане услышали только в 1921 году.
 
Свято-Дмитриевская церковь 
 
Сегодня в строении, располагающимся по адресу: улица Полтавский Шлях, 44 невозможно узнать один из красивейших храмов нашего города — Дмитриевскую церковь.
 
Возникновение первого деревянного храма на этом месте относится еще к концу XVII века. На протяжении XVIII–XIX веков церковь неоднократно перестраивали, достраивали новыми пределами, производили различные реконструкции.
 
Последняя состоялась в 1885–1896 годах по проекту архитектора Михаила Ловцова. Как отмечают исследователи, архитектору удалось гармонично соединить в архитектурном облике церкви элементы готического, византийского и староукраинского стилей. Украшением храма стала колокольня, которая издали казалась ажурной.
 
Церковь, освященную в честь Святого великомученика Димитрия Солунского, не просто построили на окраине города, за пределами Харьковской крепости. Горожане верили, что святой защитит их от набегов крымских татар. Если верить преданию, храм защитил Харьков от тринадцати нападений.
 
Позже Дмитриевскую церковь закрыли, а в 1935 году перестроили в духе конструктивизма, разобрав при этом купол и верхние ярусы колокольни. Окончательно свой архитектурный облик храм потерял спустя 30 лет, когда здание облицевали плиткой и полностью уничтожили внутренние росписи.
 
В 1990‑х годах храмовые помещения передали религиозной общине Харькова, что позволило возобновить здесь богослужения.
 
Со Свято-Дмитриевским храмом связана одна из городских легенд. В 1804 году пожар полностью уничтожил деревянную Дмитриевскую церковь. Но когда прихожане пришли на пепелище, они обнаружили там невредимый образ Смоленской Божией Матери — главную святыню храма.
 
Старейшая пожарная часть Украины 
 
В застройке улицы Полтавский Шлях сохранилось здание Залопанской пожарной части № 3 — одной из старейших не только в Харькове, но и во всей Украине. Трехэтажное здание части с высокой каланчой имеет весьма солидный возраст — 173 года.
 
В XIX веке пожарная каланча на Екатеринославской улице являлась самой высокой смотровой площадкой Харькова. Здесь постоянно находился дежурный, в обязанности которого входило наблюдение за городскими улицами и выявление любых признаков пожара. Увидев дым, дежурный начинал бить тревогу. По количеству ударов пожарная команда узнавала, в каком районе виднеется пожар, и сразу же выезжала.
 
За все время своего существования здание не изменило своего функционального предназначения. Как и два столетия назад, здесь располагаются подразделения пожарной охраны, готовые в любой момент противостоять пожарам в городе.
 
Кинотеатр «Боммеръ» 
 
В 1908 году в доме № 6 на Екатеринославской улице начал работу первый стационарный кинотеатр. Инициаторами открытия кинотеатра выступили французы братья Боммер.
 
На первом этаже размещался кинозал, рассчитанный на 380 мест, а на втором этаже зрители, ожидающие сеанс, могли послушать оркестр.
 
За все время своего существования здание не изменяло своего первоначального функционального предназначения, менялись лишь названия.
 
Сегодня в кинотеатре «Боммеръ» можно посмотреть документальное кино, артхауз, некоммерческие киноленты.
 
Алена Маршала.
По материалам mykharkov.info 
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу