Путь от тьмы к свету, прозрение через любовь

14 мая 2018, 07:01
 

19 мая в ХНАТОБе состоится очередная премьера. Оперу П. Чайковского «Иоланта» готовит уже известный харьковчанам по опере «Паяцы» «тандем» постановщиков: дирижер и режиссер В. Рацюк, художник Н. Кириллова. Заглавную партию в премьере исполнит солистка Венской оперы украинка Ольга Бессмертная. О замысле предстоящего спектакля рассказывает Виктория Рацюк.

Опера П. И. Чайковского «Иоланта» относится к жанру лирической музыкальной драмы. Она была создана в 1891 году по пьесе Генриха Герца «Дочь короля Рене», переведенной Ф. Миллером и переделанной позднее В. Зотовым. Эта опера является заключительной из оперных шедевров композитора. Главная идея ее драматургии — «путь от тьмы к свету, прозрение через любовь». Хотя есть более тонко подмеченное понятие тьмы — отсутствие света. Физическая слепота главной героини Иоланты, заточенной в «комфорт» любящим отцом, не стала бы излечимой, если б не великое чувство любви, страх утраты возлюбленного, раскрывшееся желание во имя его спасения стать зрячей. В сюжете оперы, наряду с проблемой, лежащей на поверхности, существуют более глубокие психологические аспекты. К примеру, обман во имя блага, где под страхом смертной казни существует запрет огласки слепоты Иоланты, «заточение» в ласку и заботу, ограничение даже в эмоциональной сфере, в общем, отсутствие правды. Одним словом, «тюрьма» духовного развития в помещении пансиона.
 
Путь от тьмы к свету (и наоборот) является актуальным и в современном мире. XXI век — время стремительного развития технических инноваций, компьютеризации, подмен физического и духовного развития. Меняются человеческие души, их потребности, стираются грани дозволенного, простое человеческое чувство уходит на второй план. Интернет заменяет обычное общение, присущие человеку чувства притупляются отсутствием духовного, божественного света, сопереживания. Коммуникация сводится к интерактиву.
 
В новой постановке оперы «Иоланта» П. Чайковского главная тема «Путь от тьмы к свету, прозрение через любовь» непременно останется, однако история в нашем спектакле будет рассказана зрителю в новой форме, современным языком технологий, через костюмы и пластическое решение. В спектакле будет поднята тема отсутствия духовного, божественного «Я», и предупреждение о рисках перевоплощения из живого в искусственное существование, которые отразятся в зеркале сегодняшнего дня. При этом жанр лирической музыкальной драмы дополнится феерией.
 
ОЛЬГА БЕССМЕРТНАЯ. УКРАИНСКАЯ ЗВЕЗДА В ВЕНСКОЙ ОПЕРЕ
 
Главную партию в очередной премьере Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко — опере «Иоланта» П. Чайковского — 19 мая исполнит Ольга Бессмертная, блистательная солистка одного из самых престижных театров мира, Венской государственной оперы (Wiener Staatsoper). Несмотря на крайне плотный гастрольный график — дебюты в Берлинской опере (Deutsche Oper Berlin), Зальцбургском фестивале и других театрах мирового масштаба, певица с радостью согласилась на приглашение выступить на одной из лучших сцен Украины — харьковской. Ведь для нее это означает возвращение на родину.
 
Ольга Бессмертная родилась в Киевской области и получила музыкальное образование в Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского в классе выдающейся украинской певицы и педагога Евгении Семеновны Мирошниченко. После победы в престижном немецком конкурсе «Новые голоса» (Neue Stimmen) карьера певицы стала стремительно развиваться: сейчас Ольга Бессмертная с огромным успехом исполняет ведущие партии в операх композиторов разных эпох и стилей на ведущих мировых сценах. 
 
«Ольга Бессмертная — обладательница звучного, крайне выразительного сопрано, ярко проявившая себя в ведущих оперных партиях. От ее роскошного голоса слушатели, без сомнения, будут получать наслаждение». Так авторитетное австрийское издание Die Presse описало впечатляющий дебют Ольги Бессмертной на сцене Венской Оперы. 
 
Музыкальными критиками были также отмечены блестящие выступления Ольги Бессмертной под управлением выдающихся дирижеров Франца Вельзер-Места, Адама Фишера, Бертрана де Билли, Джереми Рорера. На прославленных оперных сценах молодая певица с необыкновенно глубоким, ярким сопрано создает завораживающие образы своих героинь: Графини в «Свадьба Фигаро» и Донны Эльвиры в «Дон Жуане» В. Моцарта, Леоноры в «Трубадуре» Дж. Верди, Придворной Дамы в «Кардильяке» П. Хиндемита, Мелизанды в «Пеллеасе и Мелизанде» К. Дебюсси, Русалки в одноименной опере А. Дворжака.
 
Ее партнерами по сцене были прославленные певцы и певицы Йонас Кауфман, Роберто Аланья, Саймон Кинлисайд, Петр Бечала, Крассимира Стоянова и Нина Штемме.
 
Лирическое сопрано Ольги Бессмертной впечатляет кристально чистым тембром и элегантностью певческой манеры. Помимо роскошного голоса, талантливая певица обладает еще и уникальным актерским даром. Это удивительное сочетание качеств — голоса, красивой внешности, артистизма и харизмы — позволяет ей раз за разом покорять взыскательную европейскую публику. Свобода исполнения, тонкость вокала и эмоциональность певицы создают особую атмосферу, которая притягивает слушателей своей энергетикой и доверительной простотой.
 
КОГДА «ИОЛАНТА» УВИДЕЛА СВЕТ В ХАРЬКОВЕ 
 
Первая постановка «Иоланты» в Харькове состоялась только в апреле 1969 года, то есть спустя почти 80 лет после премьеры, которая прошла еще при жизни П. Чайковского. Ее воплотили на харьковской сцене дирижер Израиль Штейман, тогда еще молодой режиссер Владимир Лукашев и художник Галина Фисан. Капитальное возобновление спектакля состоялось еще через 20 лет, в октябре 1989 года. Режиссер и художник остались те же, а за дирижерский пульт стал Анатолий Калабухин. Как говорит первый постановщик оперы в Харькове народный артист Украины В. А. Лукашев, в 1963 году вышла в прокат киноверсия оперы, где по традиции тех лет звучали голоса выдающихся певцов Ивана Петрова, Галины Олейниченко, Зураба Анджапаридзе, Павла Лисициана, но роли персонажей исполняли артисты драматические. В. Лукашеву, уже имевшему опыт работы с молодыми исполнителями в оперной студии, показалось, что многие из его студентов легко справятся и с вокальной и с драматической стороной исполнения. Это подтвердили вышедшие на харьковскую оперную сцену молодые артисты Валентина Соколик, Елена Соболева, Валентин Мещеряков, Борис Жайворонок. Выступили в главных партиях и такие мастера, как Валентина Арканова (Иоланта). Среди исполнителей партии Рене вне конкуренции был выдающийся бас украинской сцены Евгений Червонюк, партию Эбн-Хакиа ярко исполнял Ярослав Иванов. Через двадцать лет после премьеры опера была восстановлена и шла с новым составом исполнителей. Теперь настало время для ее новой трактовки и музыкального воплощения.
 
Материалы подготовил 
Александр Чепалов
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу