Безвоздушный «Замок»

Дмитрий Андреев, 20 апреля 2018, 07:47
 

Любите ли вы Кафку, как люблю его я? Даже если любите как-то иначе, все равно сходите на спектакль Харьковского театра им. Шевченко «Замок», первые показы которого состоялись 3–4 апреля. Это событие «космического» масштаба задумывалось еще в начале сезона, и вот, наконец, долгожданная премьера.

Инсценировка прозы всегда нелегкая задача (уж на что Михаил Булгаков, писатель и драматург, настоящий человек театра, сведущий в сотворении такого рода произведений, и тот изрядно намучился с адаптацией собственного романа «Белая гвардия»). Пьеса должна быть плотно «свинчена», законы драматургии требуют стройного событийного ряда. Писать сценарий по прозе — значит создавать совершенно отдельное самостоятельное произведение. Так ради чего же так надрываться и рисковать? На мой взгляд, в драматургии сегодня сложилась критическая ситуация: слишком уж мало хороших пьес выходит из-под пера современных авторов. А во‑вторых, Франц Кафка нынче просто дьявольски злободневен.
 
Его гениальный «Замок» столь философски глубок и объемен, что позволяет запросто толковать его в разных форматах и плоскостях. Единой или общепринятой трактовки не существует. Есть много интересных версий, лично мне ближе тема движения человека к Богу: Замок — обитель божества, Деревня — территория жизнедеятельности человека; поиск дороги к Замку, преодоление препятствий на этом пути и есть основная цель человеческой жизни. Однако подобная тема лишена практической для меня ценности на данный момент. Гораздо более близкая проблема — героическое стремление Художника жить даже в затхлом пространстве тотальной бездушной канцелярщины, подавление и физическое уничтожение личности системой, причем совершенно бессмысленное и неотвратимое, как цунами. Личность эта жаждет творить и любить, но по рукам и ногам скована липкой ядовитой паутиной бюрократии, не ведающей о своей порочности. Словно неотвратимая катастрофа: такие себе зыбучие пески, в которых каждая отдельная песчинка абсолютно счастлива и совершенно не осознает своей губительной роли для живого и сущего. Песчинки «связывают» весь кислород, и человек задыхается… Замок же — мистическое безвоздушное пространство, накрывающее личность железобетонной плитой. Единственные «живые» герои в произведении Кафки, наделенные более-менее человеческими чувствами, — семья Варнавы; рассказ Ольги об истории семейства — по сути, роман в романе, исключение из правил, по которым существуют все остальные «песчинки» этой иррациональной территории.
 
Театр предлагает очень оригинальную трактовку «Замка». Главный герой, землемер К. (космонавт) появляется в Деревне из другого мира (рождается? приходит из небытия? из параллельного мира?) в надежде обрести здесь нормальные (в нашем понимании) человеческие ценности — работу, любовь, безопасность, покой и уют. А попадает в мясорубку, вакуумный отсос, с неотвратимой равнодушной жестокостью измалывающей его в песчинку. Роль К. исполняет ведущий молодой артист театра Евгений Моргун — органичный, энергичный, бесспорно талантливый. По замыслу режиссера-постановщика Александра Ковшуна, герой постоянно проходит испытание любовью: весь женский «состав» спектакля влюбляется в землемера с первого взгляда, или по меньшей мере ревнует его, а некоторые «успешно» совмещают оба чувства. Странная, безумная, вязкая — их любовь, отдаленно похожая на человеческую, изматывает К., вытягивает из него все жилы, парализует сопротивление основному противнику, бездушной абсурдной бюрократической машине.
 
Машина эта вряд ли осознает самое себя, как и составляющие ее винтики-«песчинки» искренне не понимают свои разрушительные, губительные для героя функции. Наиболее характерна здесь роль деревенского старосты, добро-равно-душного зануды, блестяще сыгранная народным артистом Украины Владимиром Маляром. Объемным получился и образ его жены Мицци в исполнении народной артистки Украины Агнессы Дзвонарчук: пара реплик — и зал у ее ног! («Любите безмолвные игры», — сказал Венедикт Ерофеев, и мы стараемся). Отдельная линия у помощников К. Иеремии (Даниил Карабейник) и Артура (Максим Стерлик). Эти «двое из ларца» (то ли ангелы, добрый и злой, то ли два ребенка, бестолковых и наивных) тоже вносят значимую лепту в разложение главного героя на атомы. Но как феерично и обаятельно они это делают! Выразительно сыгранная роль школьной учительницы (Дмитрий Чернявский), завистливой ханжи, оказала неизгладимое впечатление на зрителей — сам до сих пор не могу избавиться от ее иезуитской улыбки. Ну и землемеру, понятно, от нее (него) достается. А добивает К. встреча с секретарем Бюргелем (Алексей Соловьев), образ которого списан с хрестоматийного чиновника.
 
Но вот главная линия в спектакле все же получилась женская. Женщины в нашей судьбе играют определяющую роль — так надо понимать режиссера. Первая и основная любовь главного героя Фрида (Владлена Святаш) отлично справляется со своей задачей: примерно поматросила и бросила. Вот зачем ей, любовнице всемогущего Кламма, безработный землемер? Умница, красавица, работой обеспечена, положение в обществе стабильное… Следующие в списке красотки Ольга (Елена Олар/Анастасия Асина) и Амалия (Дарья Новикова), по крайней мере, в нем по-настоящему нуждаются. Нуждаются в его участии (по Кафке) и в его любви (по Ковшуну). Отдать должное актрисам, отработали добросовестно, отыграли посильное участие в издевательстве над героем. Ольга настолько умилительна в своей любви, а Амалия злющая-презлющая на жизнь собачью — этот тандем образует просто обворожительный контраст. Последняя в «прелестном списке» — Пепи (поздравляю молодую артистку Марию Добрусину с удачным дебютом на сцене театра им. Шевченко). Не путать с Длиннымчулком и свинкой: олицетворяет собой жизнеутверждающее самопожертвование, возведенное в превосходную степень счастье. Есть еще в женском полку две хозяйки (актрисы Елена Приступ и Наталия Головина), два ангела-хранителя-ревнителя, нежно и яростно оберегающие свою территорию унылой порочности. Таким образом, наш герой К. не пользуется успехом у женщин. Не то чтобы успеха нет, совсем наоборот, просто он им плохо пользуется. Подобные коллизии удобнее всего было представить в виде фарса, что Александр Ковшун с успехом и сделал. Жанр в современном спектакле, конечно, так запросто не определить, их смешение сегодня дело обыденное. Местами актеры выбиваются из фарсовой природы (драма? комедия? клоу­нада?), но в целом заявленный на афише жанр доминирует над всеми прочими с большим отрывом.
 
Оформление спектакля изобилует блестящими выдумками (художники Татьяна Савина и Александр Ковшун, автор костюмов Алина Горбунова). Письменный стол с тумбами и зеленым сукном (основной элемент декорации) превращается попеременно в ложе старосты, в альковную кровать для любовных утех, в подиум для соблазнения, в ванну для секретаря. Словом, этот трансформер свидетельствует о присутствии настоящего театрального творчества. Другой мощный символ — вентилятор-мясорубка. На заднем плане за железной решеткой «заточен» четырехлопастный пропеллер, зловещее вращение которого символизирует то нагнетание отравленного воздуха, то выкачку кислорода, то перемалывание всего живого в песок. На протяжении всего действия по сцене разбрасывается огромное количество бумаги. А как иначе? Бумажные важные души — основа любого тоталитарного бюрократического общества, подавляющего личность. Море бумаги преодолеть труднее трудного. Важную функцию также выполняет микрофон, акцентирующий речи героев и одновременно добавляющий изрядную долю абсурда в происходящее. Но порой даже бездушная вещь отказывается служить абсурду, усиливать бредовую околесицу, и начинает противно визжать. Множество других режиссерских находок перечислять не буду — грех продавать.
 
А впрочем, все это малосущественно. Главное, за что следует немедленно полюбить театр им. Шевченко: здесь зрителей во время спектакля угощают пивом. Что, еще нет? Это только в проекте? Но полы пивом уже моют. Нашим с Кафкой любимейшим напитком. Так что, дорогие харьковчане, приходите и требуйте разлива.
 
На 13 мая запланирован третий премьерный показ «Замка».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фото – theatre-shevchenko.com.ua
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу