Вся жизнь в театре и в кино

16 апреля 2018, 07:39
 

Когда режиссер фильма «Интервенция» Геннадий Полока поинтересовался у Ефима Копеляна, как тот успевает сниматься одновременно в трех картинах да еще играть в театре, тот ответил: «Я до сорока лет в театре за кулисами в домино играл и никому не был нужен. Отдыхал».

Жизнь Копеляна действительно была разделена на два этапа — до фильма «Неуловимые мстители» и после него. Роль атамана Бурнаша сделала Копеляна звездой кинематографа. После этого начались его постоянные метания между Ленинградом, где артист играл в Большом драматическом театре, и Москвой, где его снимали на «Мосфильме».
 
В артисты 
 
Ефим Копелян родился 12 апреля 1912 года в маленьком белорусском городке Речице в еврейской семье, где, помимо него, было ещё пять сыновей.
 
Отец его, Залман Давидович Копелян, был лесозаготовителем. Но при этом настолько мудрым человеком, что все соседи советовались с ним, как с раввином. Мать, Маша Мордуховна, была очень яркой, красивой женщиной с выразительнейшими чертами лица, которые позаимствовал у неё сын Ефим: огромные карие глаза, густые чёрные брови. В семье все любили искусство. Отец и братья Ефима неплохо рисовали, впоследствии два его брата стали художниками. Сам Копелян был уверен, что тоже станет художником. Но если не художником, то архитектором-то уж точно.
 
После школы 17‑летний юноша приехал в Ленинград и поступил в Академию художеств на архитектурный факультет. Но первый же поход в БДТ круто изменил его судьбу: театральный мир заворожил юного Ефима. Архитектура была благополучно забыта, и Копелян подал документы в Театральную студию при Большом драматическом театре.
 
Удивительный факт: все годы учебы Ефим значился в списке неспособных студентов. Правда, к концу второго курса Копеляну дали последний шанс — он должен был сыграть в отрывке из пьесы Погодина «Мой друг». Однако на сцене вдруг забыл мотив песни, которую надо было спеть. Но он не растерялся и стал напевать первый пришедший в голову мотив — «Марсельезу». Экзаменационная комиссия была просто сражена наповал.
 
БДТ 
 
В 35‑м году Копелян благополучно окончил Театральную студию и сразу был приглашен работать в труппу Большого драматического театра. Мечта сбылась — Копелян на сцене! Пусть пока только в эпизодах и в массовках, но с кем! С легендарными артистами Большого драматического! Чего стоил только Николай Федорович Монахов, один из корифеев театра.
 
Когда-то начинающему артисту Копеляну великий Николай Монахов сказал: «Ну что ж, через 20 лет ты будешь актером». Эти слова стали пророческими. Ефим Захарович в своем родном театре играл достаточно много, но, правда, только второстепенные роли. По-настоящему уникальный талант Копеляна раскрылся в середине 50‑х годов, когда в БДТ пришел выдающийся режиссер Георгий Товстоногов. Возглавив театр, он безжалостно уволил очень многих — ему дали такое право. Но Копеляна не тронул, интуиция не обманула Товстоногова. Режиссер сумел рассмотреть и развить в Копеляне неповторимую манеру игры. По мнению театральных критиков, так выразительно молчать на сцене, как это делал Ефим Захарович, не умел никто. Копелян был органичен и естественен в каждой своей роли. Для того, чтобы создать нужный образ, Копеляну не нужно было внешне меняться.
 
В Ленинградском БДТ в те годы царила особая атмосфера. Театр для артиста был не просто местом работы, творчества. Он был самой жизнью. Коллеги почти не расставались. Репетиции, спектакли, гастроли, в свободное время ходили друг к другу в гости, и так было почти всегда.
 
Любовь 
 
…В 1937 году в Большой драматический театр пришла Людмила Макарова. Здесь она и встретилась с молодым артистом Копеляном. Юной Людочке он казался зрелым мужчиной. Однако несмотря на это, в мае 1941 года они поженились. И тут грянула Вторая мировая война. Артисты БДТ встретили это страшное известие на гастролях в Баку. Выступления тут же прекратились, театр срочно выехал в Ленинград. Ефим сразу пошел добровольцем в ополчение, а потом служил актёром фронтового Театра народного ополчения. Условия службы были близкими к фронтовым. Уже к концу 1941-го в Ленинграде перестало хватать и машин, и бензина. Поэтому актёры на свои выступления шли пешком. Вернее, перебегали под обстрелами. Если кого-то из участников агитбригады убивало, выжившие буквально на ходу переделывали программу выступления. Копеляну повезло: он даже ни разу не был ранен. Его жена оставалась в Ленинграде, её скосил брюшной тиф. Чудом выздоровев, Макарова пошла работать в Театр Балтийского флота.
 
По окончании войны и Ефим Копелян, и Людмила Макарова вернулись в родной БДТ и одновременно с работой в театре начали сниматься в кино.
 
Они были удивительной парой. Это был невероятный контраст: Копелян — сама сдержанность, и Макарова — буря эмоций. Людмила сильно ревновала мужа. Ефим Захарович любил подтрунивать над женой, но делал он это настолько добродушно, что она ему всегда все прощала.
 
Актер неожиданно рано ушел из жизни. И семье без ее главы стало очень плохо. Особенно единственному сыну Копеляна и Макаровой — Кириллу. Без поддержки обожаемого отца ему оказалось не под силу пройти свой путь артиста. Наверное, самой большой ошибкой Кирилла был его приход в Большой драматический театр. Театр еще тогда был жив воспоминаниями об уникальном таланте отца, где продолжала покорять зрителей блистательная актриса — его мама Людмила Макарова. Все непросто сложилось у него в театре. Потом судьба его добила: неизвестные напали на Кирилла и жестоко избили. Врачи спасли его, но полностью вернуть здоровье не смогли. Кирилл стал инвалидом и до конца своих дней прожил с матерью. Он скончался в 2005 году, ему было чуть больше 50.
 
С тех пор Макарова осталась совершенно одна.
 
Кинематограф Несмотря на то, что Копелян был все же больше театральным актером, огромный след он, безусловно, оставил и в кино. Роли, сыгранные Копеляном в таких кинолентах, как «Танкер «Дербент»», «Опасные гастроли», «Неуловимые мстители», «Вечный зов», являются общепризнанными шедеврами. Однако кинематограф открыл талант Копеляна не сразу. Почти 30 лет ему пришлось сниматься лишь в эпизодах. Говорить о Капеляне как о новом имени в отечественном кино стали после роли Саввы Морозова в картине «Николай Бауман». За роль Копеляну присвоили звание лауреата Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премия за актерскую работу». Наконец-то и признание кинематографистов было завоевано! Но простой зритель прохладно отнесся к этой работе Копеляна и с нетерпением ждал продолжения «Неуловимых».
 
Новый всплеск зрительской популярности Ефима Копеляна пришелся на многосерийный фильм «Вечный зов». Динамичный сюжет, первоклассная режиссура, великолепный актерский ансамбль, полные драматизма судьбы главных героев сделали этот сериал поистине народным. Во время его телепоказа страна словно вымирала. А на экране блистали Басилашвили, Кокшенов, Роговцева, Семина, ну и, конечно, Копелян.
 
На счету Копеляна — более 80 фильмов. Он каждый год снимался в 5—6 картинах. При этом сам Копелян признавался, что не все сыгранные в кино роли доставляли ему удовольствие. Но вот в чем парадокс: всенародную любовь принесли роли, которыми артист был не совсем доволен. Кто сейчас помнит фильм «Преступление и наказание» 1956 года? Атаман Бурнаш остался в памяти зрителей. Свидригайлова же, сыгранного Копеляном с огромной душевной силой, широкая публика как-то не заметила.
 
Фильмы, в которых сыграл Копелян, еще можно сосчитать. А картины, где Ефим Захарович читает от автора или закадровый текст, или дублировал, перечислить невозможно. Их было очень и очень много. Глубокий выразительный голос Копеляна, мастерство убедительных интонаций и значительных пауз придавали фильму особую притягательность. А слабые киноленты порой вытягивались за счет копеляновского голоса почти всегда.
 
Ефим Закадрович 
 
Особенно ярко проявился талант Ефима Захаровича как чтеца в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Но и тут актер наступил на горло собственной песне. В фильме его нет, хотя Лиознова собиралась дать ему какую-то роль. Зато есть его неповторимый удивительный голос. И если Штирлиц Тихонова при всей своей респектабельности и проницательности немного зануда, то Копелян сводит это занудство на нет. Копелян — богатый внутренний мир Исаева-Штирлица, отточенная мысль режиссера Лиозновой. Штирлиц курит — Копелян говорит. Штирлиц пьет пиво — Копелян не тянется за кружкой, он говорит. Штирлиц едет к Борману — Копелян никуда не едет и не идет, он по-прежнему говорит взвешенно и спокойно, говорит, когда Штирлиц молчит, спит, бреется…
 
«Ефим Захарович обладал замечательным голосом, за который его даже прозвали Ефимом Закадровичем — он озвучивал многие картины, в том числе и иностранные. На дубляж его звали часто — он очень хорошо интонационно попадал в образы, созданные другими актерами. Но фильм «Семнадцать мгновений весны» в этом смысле стал звездным часом Копеляна. Мне кажется, что его голос — 50 процентов успеха картины, но это мое личное мнение», — вспоминала вдова актера Людмила Макарова.
* * *
В последние годы Копелян стал чрезвычайно востребованным и в театре, и в кино. Предложения сыпались одно за другим. Актер отзывался на многие из них. В кино снимался даже в заведомо провальных картинах. Его спрашивали: «Зачем? Ведь роль-то мизерная». Он неизменно отвечал: «В молодости не наигрался». На съемки приходилось выезжать в разные города. Бесконечные перелеты, разные часовые пояса. Много месяцев Копелян проводил в разъездах между Ленинградом и Москвой, он буквально жил в поезде «Красная стрела». Год за годом проходили в таком бешеном ритме.
 
6 марта 1975 года в санатории «Мельничный ручей» Ефим Копелян ушел из жизни. Случился сильный сердечный приступ, второй инфаркт. Врачей рядом не оказалось, был предпраздничный день. Трагическую новость сразу же сообщили в театр. Для всех это была страшная трагедия.
 
Копелян как никто умел показать сложность и многогранность человеческих характеров, и вся его творческая жизнь была связана с ленинградским БДТ, в котором артист проработал 43 года. Когда он умер, Товстоногов сказал: «Из театра ушла совесть».
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу