Не инстаграмом единым

Ольга Тараб, 10 ноября 2017, 07:18
 

Первые фотографы в Харькове появились в 1850‑е годы. По сведениям историка Д. И. Багалея, тогда в городе проживало 36 тысяч человек, на которых приходилось четыре фотоателье.

Благодаря социальным сетям, фотография взлетела на вершины востребованности. Ежедневно пользователи делают миллионы снимков, которые расходятся в интернете, запросто преодолевая тысячи километров за пару минут. Жители нашего города, конечно же, не отстают, делая бесконечные селфи на фоне местных достопримечательностей. Благо новые инсталляции и красивые местечки появляются каждый день.
 
Но мало кто представляет, что точно так же более ста лет назад в Харькове местные красавицы, прапрабабушки современных, заказывали свои портреты в фотоателье. И даже использовали ретушь, прообраз современного фотошопа.
 
Самый первый
 
Первым харьковским фотографом считается Василий Данилович Зайцев. Он был довольно известным ювелиром, выходцем из бывших крепостных В. Н. Каразина. В начале 1851 г. он по служебным делам ездил в Париж, где на Всемирной выставке увидел фотографические портреты и пейзажи. Эти фотографии произвели на него огромное впечатление.
 
В это время в Европе фотография, которая была изобретена в 1839 году Дагером и Ньепсом, это были так называемые дагеротипы, получила широкое распространение. В Париже к тому времени насчитывалось около пятидесяти фотоателье и чуть больше пятидесяти в Лондоне. Почти одновременно с дагеротипией Толботом был изобретен метод фотографирования — калотипия, который в 1844 году был усовершенствован суконщиком из Лилля Бланкар-Эвраром.
 
Зайцев, обладая коммерческой жилкой, закупает необходимое фотографическое оборудование и материалы, возвращается в Харьков и в том же 1851 г. открывает фотомастерскую. К сожалению, пока не найдена ни одна из фотографий этого ювелира, но можно предположить, что Зайцев получал фотографические изображения методом калотипии. (Калотипия — фотографический процесс, основанный на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром. При этом изображения получались в коричневых тонах). Это предположение основывается на том, что Я. П. Данилевский, которому Зайцев продал впоследствии свою фотомастерскую, работал методом калотипии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фотография как искусство
 
Яков Петрович Данилевский, часовщик из Риги, переехал в Харьков в начале 1850‑х годов и через пару лет купил у В. Д. Зайцева фотографическую мастерскую. В 1853 г. Я. П. Данилевский приезжает в Острогожск, где перед Крымской войной 1853–1856 гг. квартировало много военных полков. Он надеялся найти среди офицеров желающих получить свои фотографические портреты перед военными действиями. Ретушер, с которым приехал Яков Петрович, запил, и он обратился за помощью к юному Ивану Крамскому, будущему известному художнику-передвижнику. Чтобы угодить клиенту, фотомастера часто подправляли снимки, прибегая к услугам ретушеров. Некоторые ретушеры достигали уровня, вполне сравнимого с работами настоящих художников, и они могли бы по праву подписывать раскрашенные снимки своими именами.
 
В течение трех лет Иван Крамской объездил с Данилевским значительную часть Украины. За это время Крамской становится одним из лучших мастеров по ретушированию фотографических портретов. В 1857 году он покидает Данилевского и уезжает в Петербург, где работает ретушером в известных фотоателье И. Ф. Александровского, А. И. Деньера.
 
Яков Петрович Данилевский продолжает колесить по Украине в поиске выгодных фото заказов, совершенствует фотографическую технику и технологию приготовления фотоматериалов. Его фотографии видных государственных деятелей, писателей и ученых сегодня можно встретить в крупных музеях Украины и частных коллекциях.
 
Кроме того, что он внес свой вклад в развитие искусства фотографии, Яков Петрович еще воспитал несколько сыновей — крупных ученых: физиолога, академика АН УССР Василия Яковлевича Данилевского; биолога, академика АН УССР Александра Яковлевича Данилевского; профессора медицины и изобретателя управляемых летающих аппаратов Константина Яковлевича Данилевского.
 
С 1850‑ми годами связаны еще три значимых имени — фотографы Левдик, чех Александр Пшенны и В. С. Досекин, а в 1880‑х число как фотомастерских, так и фотохудожников многократно увеличивается. К этому времени появляется более 30 фотостудий и множество молодых, талантливых фотографов — А. М. Иваницкий, А. К. Федецкий, М. И. Овчинников, А. М. Мишон, А. О. Занарди.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Фотограф ея Высочества
 
Об Альфреде Константиновиче Федецком большинство из нас знают как о человеке, снявшем первый фильм в Российской империи, причем случилось это в Харькове.
 
Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утверждённых герольдией дворян. Окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. В 1880 году приехал в Киев, где работал директором фотоателье. А в 1886-м — переехал в Харьков, где на Екатеринославской улице (сейчас Полтавский Шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П. И. Чайковского, И. К. Айвазовского и десятков других знаменитых людей. Кстати, именно он создал классический портрет Иоанна Кронштадтского, который обычно используется для иллюстраций трудов последнего.
 
Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны».
 
В 1896 году Федецкий снял первый документально подтверждённый российский фильм под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мир прекраснее мечты
 
Не только 100 лет назад, но и сейчас фотография продолжает держать высокие стандарты, и даже соцсети тут не помеха. Скорее помощники, так как миллионы снимков котиков и девушек в бикини на отдыхе в Турции в конце концов приедаются, и хочется увидеть работы настоящих мастеров. Одним из лучших фотографов Украины считается наш современник Владимир Оглоблин.
 
Родился фотохудожник в Харькове в 1954 году. В 1980 г. окончил Харьковский государственный университет (исторический факультет), где впервые (1978 г.) прикоснулся к фотографическому творчеству.
 
Ездил в экспедиции по всему Советскому Союзу, откуда привозил потрясающие, и, учитывая движение времени, исторически неповторимые снимки. В результате издано более двадцати книг с использованием его работ. Сам он является лауреатом разнообразнейших выставок, количество которых просто невозможно перечесть, победителем многочисленных конкурсов, лауреатом муниципальной премии «Человек года — 2004» (Харьков), лауреат областного конкурса «Народное признание — 2008» (Харьков).
 
В 2005 году Владимир Оглоблин фотографировал места, где жила художница Зинаида Серебрякова, село Нескучное под Харьковом. Позже он объездил всю Харьковскую область, исколесил более 1000 км родных дорог, сделал огромное количество снимков. На выставке в 2012 году в Художественном музее была представлена часть снимков — всего 68 работ, в которых наш край был отражен во все времена года, во всей своей красе.
 
Кроме того, осенью 2015 года Владимир Оглоблин принял участие в создании календаря «Моя Украина» в рамках акции, которую инициировали волонтеры «Станции «Харьков». Все средства от продажи календаря пошли на лечение детям-переселенцам.
 
В своих фотографических путешествиях художник руководствуется замечательной цитатой Р. Брэдбери: «Старайтесь увидеть мир — он прекрасней любой мечты!»
 
 
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу