Духовная парадигма Харькова

Ольга Тараб, 8 сентября 2017, 07:23
 

На протяжении веков центрами духовной жизни в городах были монастыри и храмы. Это относится и к Харькову, который обычно называют городом науки и промышленности, забывая упомянуть, что самые первые школы и училища возникали именно при монастырях, а многие художники оттачивали свое мастерство и создавали шедевры, работая над интерьерами храмов.

Благовещенский собор
 
Строительство первой Благовещенской церкви относят ко времени основания Харькова — согласно архивным документам, ее возвели не позднее 1655 года. На то время залопанская часть города представляла собой небольшое селение с хатами‑мазанками. И однопрестольный деревянный храм, обнесенный тыном, вполне вписывался в этот практически сельский пейзаж. Но с годами район разрастался, его облюбовали зажиточные купцы и мещане, которые и собрали щедрые пожертвования на строительство каменной церкви. Храм, освященный в 1794 году, простоял больше века, пока рядом с ним не возвели нынешнее здание собора.
 
Решение построить большой просторный храм для растущего прихода было принято на собрании прихожан в 1887 году. Архитектурный проект предложили разработать главному епархиальному зодчему Михаилу Ивановичу Ловцову. И уже в 1901 году на берегу Лопани вырос Благовещенский храм.
 
Главный прием, который использовал Ловцов, проектируя здание храма, — смешение различных стилей. Так, традиционные купола удачно вписались в древневизантийские полусферические очертания, а характерное для Руси и Византии пятиглавие архитектор соединил с готической колокольней.
 
Внутренний вид храма не менее грандиозен. Его стены расписывали лучшие харьковские художники. Настоящей жемчужиной внутреннего убранства Благовещенского собора стал иконостас, выполненный умельцем Василием Орловым из белого каррарского мрамора. К сожалению, до наших дней иконостас не сохранился, его демонтировали и вывезли из храма вместе с другими церковными ценностями в 1923 году. Примечательно, что официальное открытие Благовещенского собора состоялось 23 августа 1943 года — в день освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков.
 
А в 1946 году Свято- Благовещенский собор получил статус кафедрального. В наши дни здесь находится кафедра правящего архиерея Харьковской епархии и одна из лучших воскресных школ города. Священнослужители собора активно участвуют в благотворительности, духовно опекают детские дома и больницы, дома престарелых.
 
Свято-Покровский мужской монастырь
 
Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году епископом Белгородским Епифанием Тихорским и князем Михаилом Голицыным Архиерейской школы в город Харьков, позже получившей статус коллегиума. Переведенная из Белгорода школа-семинария именовалась греко-латино-славянской, а с 1734 года — Харьковским коллегиумом. Одновременно здесь занимались до 500 детей из разных сословий населения Восточной Украины. Здесь работали знаменитые философ Григорий Сковорода и писатель С. Ф. Квитка-Основьяненко.
 
Харьковский коллегиум имел большое значение для развития культуры, науки и искусства: он подготовил почву для открытия в 1805 году Харьковского университета, а в 1841 году — первой на востоке Украины духовной семинарии. В числе его знаменитых выпускников — русский поэт, переводчик «Иллиады» Николай Гнедич, а также историк и ректор Московского университета Михаил Каченовский.
 
Среди зданий монастырского комплекса возвышается собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 80‑х годах XVII века. В архитектуре храма удачно объединились элементы украинского барокко и русского православного зодчества. Это самое старое каменное здание в городе. Его длинные узкие окна и крепкие каменные стены, по мнению историков, свидетельствуют о том, что собор входил в систему укреплений Харьковской крепости.
 
В 1773 году временно был упразднен Куряжский монастырь, который находился на территории нынешнего поселка Подворки Харьковской области. Именно в этой обители долгие годы хранилась главная святыня Слобожанщины — Озерянская икона Божией Матери. После закрытия монастыря чудотворный образ перенесли в Покровский собор. Когда же Куряжскую обитель восстановили, было решено, что зимой Озерянская икона будет находиться в Харькове, а летом — в Куряже. С 1844 года по случаю передачи образа из одного монастыря в другой стали устраивать торжественный крестный ход.
 
Помимо храмов, на территории Свято-Покровской обители располагаются еще несколько строений, представляющих архитектурную и историческую ценность. Напротив ворот монастыря в 1820‑е годы по проекту архитектора В. Лобачевского был возведен Архиерейский дом. Одно время он был связан с Покровским собором переходом. Справа от Архиерейского дома находится здание из красного кирпича, построенное в псевдорусском стиле архитектором Немкиным.
 
Сейчас на территории монастырского комплекса располагаются Харьковское епархиальное управление и духовная семинария. После реконструкции территория Покровского монастыря стала одним из самых живописных уголков города. Во дворе комплекса, утопающего в зелени, установили памятники к 2000-летию Рождества Христова и к 200-летию Харьковской епархии.
 
Успенский собор
 
Первое упоминание Успенского собора в письменных источниках встречается в донесении 1658 года воеводы Офросимова. Согласно ему, деревянный храм был построен в 1657 году, а лес для церкви возили казаки при Силифонтове, первом харьковском воеводе. Построенный храм был однопрестольным, площадью около 16 квадратных саженей (около 70 м2).
 
К 1680‑м годам деревянный храм уже пришёл в ветхость и в 1685–1687 годах внутри крепости, в 25–30 саженях (50–60 м) к северу от старого деревянного, под руководством полковника Авдия Григорьевича был построен новый каменный собор — крестообразная церковь с пятью куполами. На месте расположения престола старого деревянного храма вплоть до начала XVIII века стояла деревянная часовня. Также была построена отдельно стоящая каменная колокольня, но дата её строительства не известна.
 
В 1770 году в стенах собора были обнаружены опасные трещины и стало ясно, что даже капитальный ремонт тут не поможет, так что храм начали разбирать с намерением возвести на этом же месте новый. По благословению Самуила Миславского 14 мая 1771 года заложили новый каменный храм по плану московского, крупнейшего в Замоскворечье, храма Священномученика Климента, Папы Римского, построенного в 1762–1770 годах на Пятницкой улице — квадратной формы с пятью куполами и пятью престолами. Строительство велось на добровольные пожертвования горожан. А 27 сентября 1780 года в присутствии генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, прибывшего в Харьков для открытия Харьковского наместничества, был освящён главный престол собора.
 
12 ноября 1818 года и 13 февраля 1819 года состоялись собрания прихожан и граждан Харькова, на которых по предложению протоиерея Стефана Антоновского обсуждалось предложение воздвигнуть новую очень высокую колокольню в честь Александра I и победы над войсками Наполеона I. Колокольню было решено назвать Александровской, а её проектирование было поручено профессору архитектуры Харьковского императорского университета Евгению Васильеву.
 
Согласно городской легенде, при рассмотрении первоначального проекта городской голова Ломакин сильно возмутился тем фактом, что проектируемая колокольня будет выше московской колокольни Ивана Великого, имеющей высоту 81 м. Архитектор, не желавший уменьшать высоту здания, пошёл на хитрость и пообещал к следующему собранию переделать проект. На следующее рассмотрение Васильев представил тот же самый проект, только с указанием высот каждого этажа, без общей высоты. На словах же он уверил присутствующих, что колокольня не превысит колокольню Ивана Великого. Таким образом, 8 мая 1820 года был утверждён план и фасад колокольни. Полностью строительные работы были завершены только в 1844 году.
 
В 1924 году на колокольне была установлена антенна первой украинской вещательной радиостанции. День её первого выхода в эфир — 16 ноября — стал профессиональным праздником работников радио и связи. Студия размещалась поблизости, и для того, чтобы колокольный звон не мешал трансляциям, собор в этом же году закрыли. Позже передатчик установили внутри собора, при этом уничтожив ценные фрески. Радиостанция проработала до 1941 года.
 
На протяжении второй половины 1920‑х годов из собора были вынесены все ценности, в том числе деревянный иконостас XVIII века, собранный по чертежам Бартоломео Франческо Растрелли, разобрали и перевезли на склад Харьковского художественного музея, где он и сгорел во время Второй мировой войны.
 
1 декабря 1986 года в помещении храма был открыт Дом органной и камерной музыки, рассчитанный на 472 места. В алтарной части собора был установлен орган производства чехословацкой фирмы Rieger-Kloss, содержащий 3 мануала и 3554 звуковые трубы.
 
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу