C инструментом в унисон и на Ты

31 мая 2017, 07:01
 

Со специальным пультом, молоточком в руках и в полной тишине. Так единственный на весь Харьков органный мастер Дмитрий Толмачев обходит свои владенья. Его работа начинается тогда, когда артисты Харьковской филармонии уходят с репетиций и в концертном зале воцаряется гробовая тишина.

Закулисье настройщика — это комнаты с мехами и мотором, три этажа с лестницами, трубами и всевозможными механизмами. Свое мастерство в настройке органа харьковчанин оттачивает уже 12 лет, в этом ему помогает образование физика и музыканта.
 
Каков он?
 
По звуковому богатству и разнообразию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём». Вследствие своей выразительности он давно стал достоянием церквей и филармоний. Харьков не исключение. Здешней филармонии повезло с лихвой. По словам Дмитрия Виленовича Толмачева — единственного настройщика в городе, который и провел для нас своеобразную экскурсию по всем уголкам органа, данный инструмент примечателен по многим параметрам: размеру, внешнему виду и звучанию. Да и строился он с учетом акустических особенностей помещения.
 
— Как мы видим, зрители могут наблюдать только переднюю часть органа, остальные две комнаты спрятаны внутри. Перед исполнителем находятся рукоятки, кнопки и рычаги для управления регистрами, — говорит Д. Толмачев, — при игре на органе руки и ноги музыканта действуют одновременно на разных мануалах (клавиатурах) и на педалях, поэтому в процессе исполнения обычно участвует помощник, по ходу игры производящий указанные органистом включения и выключения регистров, которые изменяют тембры и силу звучания. Некоторые функции в органе можно программировать с помощью специальных кнопок. Вот здесь и начинается моя работа, с проверки регистров и клавиатуры, обычно все, кто играет перед моим визитом, оставляют жалобы в книге, — добавил он.
 
— И музыканты, и посетители, да и я в частности, можем отметить поразительную акустику зала, в котором исходящие из труб звуки буквально обретают жизнь, — продолжает мастер, — это немцы смастерили за два месяца у нас в филармонии такой гигант, потом три месяца интонировали. В нем 5700 труб, 72 регистра, весит 25 тонн, высотой в 15 метров, длина — 10 метров, а ширина — 6, ну и стоимость, сами понимаете более миллиона евро, — констатировал Толмачев.
 
Пульт органиста в концертном зале находится на высоте второго этажа, а настройщик, как правило, находится в закулисье, потому, поднимаясь к инструменту, приходится преодолевать пару сотен шагов по узким лестницам.
 
В святая-святых — харьковский орган — попасть не так-то и просто. Завсегдатай инструмента — его настройщик, рабочее место которого как внутри самого большого инструмента, куда не попасть обычному любителю классической музыки, так и снаружи. Но услышать мелодии инструмента в лучшем качестве, уверяет мастер, лучше сидя в зале по центру.
 
Над пультом есть шкаф с дверцами, за ними размещен небольшой монитор. Он полезен в тех случаях, когда помимо органа, в концерте играет оркестр, изображение на этот экран выдает камера. Она снимает движения дирижера и выводит картинку на этот монитор. Процесс трансляции с камеры помогает органисту во время игры, сидя спиной, улавливать взмахи палочкой. Что же касается предшественника, то в Успенском соборе роль камеры выполняло зеркало.
 
Настройщик органа, Дмитрий Толмачев, работает и в отдельной комнате, где расположено сердце органа — электромотор, он находится обособленно, чтобы гул не мешал слушателям наслаждаться музыкой. Рядом — меха, обтянуты натуральной кожей, на них уложены строительные кирпичи, аккуратно завернутые в бумагу, чтобы быстрее выходил воздух.
 
Если старые органы обычно «заводятся» ключом, как автомобиль, новый орган филармонии запускается с помощью черной кнопки справа от клавиатуры, здесь же расположены кнопки-заглушки для переключения регистров. В органе они, поясняет мастер, представлены рядами труб одинакового тембра, которые представляют собой отдельный инструмент. Мотор приходит в движение, нагнетает воздух в самый большой мех, затем столп воздуха заполняет маленькие меха и оттуда попадает в трубы, раздавая звук. В целом содержимое органа — просторное многоуровневое помещение с самыми разными трубками больших и маленьких диаметров из металла и дерева, все они смонтированы на нескольких этажах. «Стены» выполнены из дуба и приятно пахнут.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Меньше всего любил орган, и вот я с ним»
 
Находясь внутри органа, все время боишься что-то задеть или шагнуть не на ту ступеньку. А вот ходить во весь рост — всегда пожалуйста. Для настройщика же бродить внутри гиганта — дело обыденное, Дмитрий Толмачев делает это быстро и легко. Музыкант и настройщик, имея 12-летний опыт работы, в том числе и с органом в Успенском соборе, сразу привык к новому инструменту.
 
— Шесть человек монтировали это чудо, с учетом того, что для данного органа нужен большой резонанс, но для ребят это обычное дело, ведь в Германии в каждом селе есть орган при церкви. А у нас в городе — три духовых и два электрооргана, — говорит настройщик.
 
Органным мастером Д. Толмачев становиться не собирался, говорит, что как-то так само получилось. Сейчас продолжает трудиться в Каразинском университете инженером-физиком, хотя, помимо данной науки, освоил еще и музыку, по классу виолончели он окончил музыкальное училище.
 
— После завершения монтажных работ, мне «вручили» орган, я общался с немцами, которые его собирали здесь, в филармонии, правда, на ломаном английском. Меня ввели в курс дела, потом вот здесь, внутри органа, выделили пустую полку с молотком, сейчас она заполнена другим подспорьем, — рассказывает Дмитрий Толмачев, — есть моменты настройки, когда необходимо постучать, а в иных местах и подтянуть отверткой. Обычно я прихожу сюда ежедневно. Иногда работы бывает много, особенно перед «невезучим» органистом. У нас тут свое поверье есть. Как только тот (не называя имени) приезжает с концертом, что-то происходит аномальное, — с удивлением вспоминает Толмачев.
 
Проверять за одну настройку все трубы нет необходимости, но отдельные регистры нуждаются в настройке перед концертом, в целом на это уходит 1,5–2 часа. После небольшого рассказа Дмитрий Виленович приступает к делу, берет в руки специальный пульт, подключенный к разъему, нажимает специальные кнопки на нем и на слух определяет звучание труб, если что-то режет слух настройщика, музыкант подбивает заглушки в трубах выше или ниже. Этот процесс делает звук вернее. В процессе настройки даже из самой маленькой трубы вырывается столп воздуха большого давления, это ощутимо, если приложить руку к выходному отверстию.
 
«Настройщик сам должен шишки набивать»
 
Начиная с 2005 года физик и музыкант Дмитрий Толмачев окунулся в освоение органа, изучение его настройки с головой. На первых порах начинающему тогда настройщику помогали его местные предшественники, а еще музыкальное образование и фундаментальные знания в области физики. Затем он отправился в Киев на стажировку к довольно известному настройщику органов Дмитрию Титенко. А в закреплении знаний помог визит в немецкий город Вердер.
 
На вопрос о том, стремится ли он передать свой опыт молодому поколению, Дмитрий Виленович с иронией отвечает:
 
— Опыт передать, конечно, можно, но все равно человек должен сам шишки набивать! С появлением электричества орган постоянно модернизируется, теперь в нем есть процессор, а залогом нормальной работы является программное обеспечение, — добавил он.
 
К слову, «органное движение» в Украине из года в год набирает обороты. Самый большой столичный орган находится в Николаевском костеле, в доме органной и камерной музыки. Органы крупных европейских производителей есть в Украине в Белой Церкви, Львове, Харькове, Ровно, Сумах, Черновцах, Хмельницком.
 
К сожалению, неизвестна дальнейшая судьба харьковского органа, который еще недавно звучал в стенах Успенского собора. С него и начинал свою профессиональную деятельность настройщик Дмитрий Толмачев. Сейчас помещение, где располагался духовой гигант, вернули церковнослужителям, а инструменту сулят новый дом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Из пианиста в органисты
 
Об органе можно писать много и долго, выражаясь эпитетами, сравнениями и другими художественными приемами. Для венских классиков он — не что иное, как «король» инструментов, для большинства современных исполнителей и аранжировщиков — целый оркестр. В любом доме должен быть хозяин, в данном случае это не только мастер настройки, а и штатный органист. Эту миссию в Харьковской филармонии выполняет Станислав Калинин. В период кадровых перестановок в филармонии он из пианиста переучился в органиста. А свой первый концерт дал уже спустя два месяца после освоения органа. Учеба в Киевской национальной музыкальной академии добавила сноровки, отработка навыков проходила уже в Харькове, в органном зале.
 
Проверку на конкурентоспособность выдержал
 
Испытать харьковский орган уже смогла целая плеяда европейских мэтров. Буквально перед нашей встречей с Дмитрием Толмачевым отыграл концерт в романтическом французском стиле Маттиас Нойманн. Будучи учеником Романа Зуммередера, Лео Ван Доеселаара, Паоло Кривелларо, Кристофа Прика и лауреатом Международного конкурса им. И. С. Баха в Лейпциге, он высоко оценил потенциал органа в Харьковской филармонии.
 
— Наш почетный гость — немецкий органист, профессор и преподаватель игры на органе много лет совмещал свою преподавательскую деятельность с работой регентом хора в Гамбурге, — потому его высокая оценка для нас является показателем, — добавил настройщик.
 
До визита в Харьков господин Нойманн гастролировал практически по всему миру, это Австрия, Нидерланды, Польша, Италия, Китай, Гонконг, Египет, Колумбия. Вот наконец дебютировал и в Украине. Отрадно, что именно в Харькове и случилось первое знакомство немецкого музыканта с украинской публикой и монументальным для города инструментом. А еще хвалится настройщик тем, что известный музыкант обязательно поделится впечатлениями о стране, о пребывании в Харькове, и, конечно, о звучании органа в филармонии со своими именитыми коллегами. 
 
 
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу