Песнь о Сольвейг и Пер Гюнте — танец странствий и любви

26 апреля 2017, 07:30
 

Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко не перестает радовать харьковчан громкими премьерами: на этот раз постановщики готовят к Международному дню танца 29 апреля балет на музыку Эдварда Грига «Пер Гюнт».

Накануне премьеры о ней рассказывают создатели спектакля.
 
Инна Дорофеева, народная артистка Украины, художественный руководитель балета:
 
Харьковские зрители впервые увидят очень интересный проект — балет, который ставился в Донецке по заказу наших норвежских друзей и коллег. Мы дружим с давних пор: помогали создать балетную школу в Осло, организовывали детские балетные лагеря. Пер Гюнт — один из самых знаковых норвежских национальных героев, вот и возникла идея создания балетного спектакля с музыкой великого норвежца Э. Грига. Нас с Вадимом Писаревым, автором хореографии, приглашали в Норвегию, знакомили с бытом страны, музеями, местами, в которых жили Ибсен и Григ, с норвежской литературой и музыкой. Очень знаменательно, что как раз весной 2017 года исполняется 20 лет со дня первой постановки этого спектакля: первыми его увидели в 1997 году зрители норвежского Тронхейма, первой столицы страны. Премьера прошла с большим успехом: спектакль был удостоен высокой награды — Золотой розы города.
 
Разумеется, для харьковской постановки мы изменили хореографию и концепцию отдельных сцен, кроме того, совершенно иным будет сценическое оформление: Надежда Швец — наш замечательный художник-постановщик — создает совершенно потрясающие, очень концептуальные декорации и костюмы.
 
В спектакле на музыку Грига показана жизнь человека и те перипетии, которые встречаются на его пути. Несмотря на то что Пер Гюнт заядлый гуляка и обошел полмира — все равно он вернулся к Сольвейг, которая его всю жизнь ждала, и их души соединились в вечности. Сольвейг — ангел-хранитель Пер Гюнта, и только благодаря ей он выжил, хотя мог погибнуть много раз. Поэтому танцевальная характеристика Сольвейг очень отличается от других героинь. Ее партия очень лирична, женственна, как ее хрустально чистая душа. И сама она — хрупкая‑хрупкая, нежная-нежная… Весь балет поставлен у нас на классике с использованием неоклассических элементов. Используются и народные танцы — как в свадебном обряде, например. Совсем другая хореография в пещере Доврского короля или в обители бедуинов — это экзотические, фантасмагоричные танцы, решенные в характерном стиле.
 
Владимир Гаркуша, главный дирижер, народный артист Украины:
 
«Пер Гюнт» Ибсена — очень глубокое произведение. Писатель смог «переплавить» в своей драме древние скандинавские саги, превратив пьесу в философскую притчу. Основная ее мысль, по-моему, познается через поиски человеком себя, своего предназначения: «Быть собой — значит быть тем, что хозяин в тебе явил», — говорят Пер Гюнту. А он хотел быть не тем, что явил в нем Бог, а тем, что сам хотел видеть в себе. То есть не «быть собой», а «быть собой довольным». Смысл драмы и в том, что только испытания смогут сделать человека Человеком.
 
Образ чистой и светлой Сольвейг в драме Ибсена очень важен. Автор поселил ее в маленький домик, в котором она всю свою жизнь безропотно ждала Пер Гюнта, и готова была простить ему абсолютно все. Герой не смог вовремя понять своего счастья, пришел к Сольвейг только перед собственной смертью и умер, прощенный, на ее коленях.
 
В балете, за редкими исключениями, используется музыка Грига, которая и была специально написана композитором к драме Ибсена. Эти произведения широко известны во всем мире: «Утро», «Смерть Озе», «В пещере Доврского короля» (которое у нас чаще называют «В пещере горного короля»), «Танец Анитры», «Жалоба Ингрид». Кроме того, будут звучать и обработки танцев разных народов — разнообразные халлинги, спрингары, вальсы. Григ писал свою музыку, чтобы возвеличить норвежскую культуру. Главная моя задача — приблизить исполнение по стилю к скандинавскому характеру. Только несколько номеров в балете будут идти под фонограмму — мы старались максимально отказаться от ее использования. В начале первого акта — это фантасмагория существ, олицетворяющих враждебный свету потусторонний мир — используются электронные инструменты. В партитуре предусмотрены и вокальные эпизоды: танец трех зловещих «пастушек» будет сопровождаться пением. Кроме того, прозвучит знаменитая песня Сольвейг, в которой героиня поет о любви, верности и всепрощении.
 
Надежда Швец, главный художник, заслуженный художник Украины: 
 
Главная идея нашего спектакля, как я ее вижу, — через судьбу одного человека можно проследить судьбу всего человечества. Это не просто история конкретного героя, а духовные поиски, которые человек ведет на жизненном пути. Это постоянные метания между светом и тьмой, попытка обрести смысл жизни, понять, зачем ты пришел в этот мир. Человек вообще может прийти к утрате своей личности, и спасти его может только любовь. Сольвейг — настоящий критерий истинности, камертон человеческих ценностей. Если бы не она — этот человек погиб бы для Бога. Сольвейг изначально резко контрастирует с бытовым визуальным рядом. Если вначале в ее костюме присутствуют какие-то орнаментальные элементы, то потом, в сцене с птицами, когда она им уподобляется, сильнее просматривается ее связь с природой. А в финале — это действительно душа, уходящая в мир иной. И это осознанно: ведь в Сольвейг гораздо больше духовного, чем мирского. Костюм подчеркивает ее бестелесность и нематериальность.
 
А вся «позолота» самовлюбленного и самоуверенного парня постепенно начинает осыпаться с Пер Гюнта. Его костюм вначале теряет признаки народности, как и сам герой теряет связь со своей страной, сменяя свой костюм на костюм мафиози. Потом шелуха с него слетает, и фактически видна израненная душа… В этой драме Пер Гюнт — сам себе антагонист. Он притягивает к себе нечистую силу, соответственно, все его поиски неизбежно приводят к появлению дьявола: приходит ли он в облике Доврского короля, или Профессора из психлечебницы. Пер Гюнт соблазнен иллюзией собственного величия. И Доврский король, и его дочь, и Профессор внушают ему, что он прекрасен и неповторим, а это — прямой путь к безумию. Так Пер проходит путь блудного сына — человека, в первую очередь ушедшего от Бога.
 
Главный образ спектакля — норвежские фьорды, которые преображаются в паруса. Это паруса викингов, гонимые норвежским ветром. Но паруса не выбеленные солнцем, а паруса — как печать путешествия человеческой души. Они собраны из фрагментов воспоминаний, ассоциаций, желаний; поэтому сами паруса представляют собой некую графику, похожую на росчерки Брейгеля. Паруса состоят из заплат, как и человеческая душа — как это и происходит с Пер Гюнтом, и с его матерью, не выдержавшей испытаний. Эти скалы-паруса действуют на сцене на протяжении всего спектакля.
 
От спокойствия фьордов, от солнечного пейзажа они потом переходят в состояние смятения во время бури, будут становиться оскалившейся пещерой, могут очень лирично обрамлять лунную дорожку, которая просматривается на поверхности вод, могут иметь свое продолжение в рубахах дома умалишенных. Я очень надеюсь, что удачным опытом станет работа с экраном, который органично вплетется в действие. Он подчинен сценической среде и дает ощущение большей глубины пространства. Кроме того, экран значительно упрощает смену картин, которых в этом спектакле будет много. При этом мы используем самый большой проекционный экран в Украине — это тоже своеобразный рекорд.
 
С постановщиками беседовала Вера Мовчан,
кандидат искусствоведения.
Фото: Александр Шахматов.
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу