И вновь отважный Робин…

7 марта 2017, 07:13
 

К премьере мюзикла Марка Карминского в ХНАТОБе.

На протяжении многих столетий не утихают споры историков и литераторов о том, кем на самом деле был Робин Гуд. Диапазон мнений — от защитника бедных и угнетенных — до принца воров и разбойников. Свою лепту внесли в этот спор писатели (самые известные из них Александр Дюма и Вальтер Скотт), кинематографисты (Дуглас Фербенкс, Уолт Дисней, Рассел Кроу), артисты Театра на Таганке: Борис Хмельницкий (сыгравший Робин Гуда в известной экранизации) и Владимир Высоцкий (написавший к ней песни). Без преувеличения можно сказать, что в 1970‑е годы конкурентоспособным трактовке многих знаменитостей стал музыкальный спектакль двух харьковчан композитора Марка Карминского и его соавтора Виктора Дубровского, построенный на пьесе драматурга начала века Сергея Заяицкого. Разница была в одном — у Заяицкого Робин Гуд трактовался в духе предводителя бедноты в борьбе против буржуев, а у харьковских авторов был лиричным и даже романтичным парнем. Не зря же М. Карминский так и назвал свое произведение «романтический мюзикл». Особенность была и в том, что музыкальной основой спектакля (а позже и популярной пластинки) стали не грубоватые простонародные баллады, а лирическая поэзия Роберта Бернса в утонченном переводе Самуила Маршака. Последнее особенно важно. Ведь вскоре эти поэтические образцы станут популярнейшими в народе благодаря музыке Андрея Петрова к фильму «Служебный роман» («Моей душе покоя нет») и Александру Градскому («В полях под снегом и дождем»). Но музыка Марка Вениаминовича Карминского выдержала и эту конкуренцию. Ее пели замечательные артисты советского театра и кино — от Клары Румяновой до Евгения Леонова («Из чего только сделаны мальчики?..»).
 
М. В. Карминский написал много песен, фортепианных пьес, хоров и даже опер (две из них с успехом были поставлены на харьковской сцене). Его имя носит одна из музыкальных школ Харькова, в репертуаре ее учеников много произведений замечательного автора. Неудивительно, что Харьковский оперный театр обратился к наследию своего земляка, сделавшему имя композитора столь популярным. Недавно вдова композитора Ирина Матвеевна передала постановщикам партитуру мюзикла. Каким будет Робин Гуд в новой трактовке? Об этом зрители узнают уже 18–19 марта на премьерных спектаклях. Над спектаклем работают дирижер Павел Багинский, режиссер Алексей Дугинов, художник Денис Ковалев и балетмейстер Леонид Марков.
 
ПОСТАНОВЩИКИ И АРТИСТЫ О БУДУЩЕЙ ПРЕМЬЕРЕ
 
Павел Багинский, дирижер
 
Спектакль ориентирован на юношескую аудиторию, однако он прекрасно подходит для семейного просмотра Музыка Марка Карминского очень доступна и узнаваема. Она — романтическая, мелодии очень запоминающиеся — это сплошь шлягеры. Причем каждая песня — это по сути «выходная ария» героев: в которых они получают яркую характеристику. Это песни-настроения. Есть в мюзикле и яркие инструментальные номера. Партитуру мы долго искали и первоначально даже думали о необходимости сделать спектакль под фонограмму, но, благодаря вдове композитора Ирине Матвеевне Карминской, мы получили сразу четыре варианта рукописной партитуры! Необходимо было остановиться на одном из них — и это было самым сложным, ведь все они по-своему хороши. Поэтому мы сделали некую компиляцию из этих четырех партитур. В нашем спектакле будет задействован малый состав оркестра, к которому присоединятся ударная установка, бас-гитара и электрогитара.
 
Оркестровать мюзикл нужно будет заново, и для меня это определенный вызов. Когда перед тобой готовая партитура — это просто. В данном случае мы делаем собственную редакцию произведения Карминского, редактируем и партитуру и либретто. Конечно же, никакая фонограмма не сравнится с живым исполнением. Именно живой звук — оркестр и пение — должны звучать в театре. В нашем мюзикле будут разговорные диалоги и 36 музыкальных номеров. Пьеса, к которой писал музыку Марк Карминский, когда-то стала основой для знаменитой радиопостановки в семидесятые годы прошлого столетия. Многое с тех пор изменилось, поэтому мы постарались приблизить сюжет к современным реалиям, чтобы он стал понятен и близок зрителям. Хотя история Робина Гуда и его противостояния с Шерифом Ноттингемским актуальна во все времена.
 
Как талантливый человек талантлив во всем, так и хороший театр должен быть хорош во всем — ставит ли он мюзикл или серьезное оперное произведение. Мы хотим, чтобы зритель был к нам ближе.
 
Алексей Дугинов, режиссер
 
По сравнению со знаменитой пластинкой у нас будет, конечно, больше номеров. Сохраняются разговорные диалоги, но мы их максимально сократили и сделали предельно динамичными, приблизив к реалиям современной жизни.
 
Я не выделяю одного главного героя. Для меня Робин и его друзья — сподвижники, одна команда, долг которой — защищать всех обиженных.
 
И еще мы решили отказаться от традиции исполнения юношеских ролей взрослыми певицами и поручить эту партию нашим молодым артистам — Сергею Леденеву и Максиму Ворочеку. Я считаю, что в современном театре можно вполне обойтись без травести. Ведь главное — не возраст, а поступки: герой храбр и предан благородному делу Робина Гуда.
 
Танцевальный элемент в спектакле, без сомнения будет присутствовать. В оригинальной версии танцы — это неотъемлемая часть действия. Вообще в таком спектакле обязательны и вокальная и пластическая выразительность. Но балет мы решили не загружать — танцы будут исполняться солистами оперы и артистами хора. А заниматься этим будет замечательный артист и балетмейстер Леонид Марков.
 
В спектакле три основные драматургические линии: приключенческая, лирическая и юмористическая. Причем лирическую линию составляют две пары персонажей: это Робин и Сесиль, а также Джон‑малыш и Дженни.
 
Главный антагонист Робин Гуда и его друзей — шериф Ноттингемский. Этот персонаж должен поплатиться за свои злодеяния. Я хотел четко прочертить линию столкновения самоуверенной, алчной власти и группы людей, которые стали на сторону народа. Спектакль ориентирован прежде всего на детей. Мы убрали из либретто все элементы, которые могли бы их травмировать: насмешки над духовенством, инквизицию, убийства.
 
Денис Ковалев, художник
 
У всякого спектакля есть техническая сторона и художественная. Так вот, декорации и костюмы мы задумали в средневековом стиле, как того требует легенда о Робин Гуде. Для меня самая главная мысль спектакля такова: неизвестно до сих пор, существовал ли на самом деле Робин Гуд. Но существует легенда о таком человеческом типе, в котором сконцентрированы чаяния простых людей, их мечта о справедливости. Перефразируя классика: если бы даже Робина Гуда не существовало, его стоило бы выдумать. Идея социальной справедливости — это, конечно, идея утопическая, но это не снижает, а добавляет ей ценности.
 
В процессе создания декораций и костюмов я изучал средневековые миниатюры, образцы средневекового искусства той эпохи. А она дает обильное количество материала, огромный простор для фантазии. Я не просто создаю копии образцов средневекового искусства, а работаю как стилизатор.
 
Сейчас в театральном искусстве появилась тенденция увлечения современными веяниями — использование разнообразных видеопроекций, анимации. Однако я считаю, что при этом ни в коем случае нельзя забывать о тех рукотворных произведениях, которые и создают незабываемое театральное волшебство.
 
Владимир Козлов, исполнитель главной роли
 
Я не был знаком с этой легендой в детстве. Но сейчас она меня просто поразила. Это сказка о народном герое, который олицетворяет для людей справедливость. Сюжет пьесы, которая стала основой для нашего мюзикла, был режиссером видоизменен, чтобы его возможно было адаптировать к современности, сделать понятней и ближе современным детям. Да и взрослым тоже.
 
Зрители увидят сцены боев, поединков, праздник во дворце, шумную торговую площадь, лесную поляну. Общение собратьев по оружию, вельмож и рыцарей, торговцев очень показательно для того времени и сразу погружает в эпоху средневековья. Яркий реквизит, костюмы, декорации подобраны так, чтобы зритель был полностью погружен в атмосферу того времени, не мог оторвать глаз от происходящего на сцене.
 
Главный герой мне очень близок. Простой рубаха-парень, который наделен мощной силой, умом, лидерскими качествами, тонким юмором и добрым сердцем. Ему свойственны любовь, забота, уважение к другим. Движет им в первую очередь чувство дружбы и справедливости. Для меня очень важно вжиться в роль, всесторонне показать своего героя. Душа моего героя полна противоречивых чувств. Каждая песня четко показывает внутренний мир. У моего героя четыре песни, каждую характеризует разные стороны героя — лидерские качества, готовность спасти плененных товарищей и выражение любви, самого величайшего из чувств.
 
Особенно прекрасна песня, в которой Робин Гуд признается сам себе, что влюблен в Сесиль. Это не просто признание — это вывернутая наизнанку душа. И наконец, четвертая песня — песня победы.
 
Любовная линия в мюзикле будет более ярко выражена, чем в пьесе. Наш режиссер, Алексей Дугинов, очень хорошо показывает две параллельные любовные линии спектакля, которые выгодно оттеняют одна другую: это отношения Сесиль и Робина, Дженни и Джона-малыша. Благодаря этим двум парам спектакль получает настоящую завершенность. Вельможи показаны в остросатирическом ключе. Они самодовольны и глупы – поэтому и проигрывают.

 

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу