«Юбилей — очень трудное дело, но попробуй его обойти…» —

Дина Ильина, 7 декабря 2015, 07:43
 

признался зрителям, собравшимся в зале оперного театра на променад-концерте, Александр Иванович Чепалов — бессменный завлит и «призрак оперы», как он сам себя то ли шутейно, то ли всерьез назвал в книге об истории родного театра «Записки призрака оперы».

В предисловии к книге автор объясняет выбор этого прозвища тем, что, дескать, завлит — это должность призрачная, почти невидимая. И вообще не профессия. Только Александр Иванович лукавит. Никакой он не «невидимый» и «незаметный». Его вклад в развитие оперного, а в особенности балетного искусства, сложно переоценить. Он театровед, журналист, фотограф, писатель, автор либретто, член жюри многих международных танцевальных конкурсов и фестивалей, издатель журнала «Танец в Украине и мире». А еще Александр Иванович — доктор искусствоведения и профессор Харьковской академии культуры, имеет учеников и именитых коллег-друзей по всему миру. Вот такой получается «призрак оперы» с далеко не призрачными достижениями.
 
По собственному признанию юбиляра, он чувствует себя экскурсоводом в прямом и переносном смысле — волнующий мир сцены вдохновляет его на новые статьи и книги. Он же с каждой новой экскурсией в тайны закулисья прибавляет поклонников оперного и балетного искусства — от мала до велика. На сцене Александр Чепалов тоже признавался в любви к театру и талантам коллег. Но, как всегда, без ложного пафоса, тепло и искренне.
 
Как и полагается «призраку», концерт в его честь проходил со всякими фантастическими сюрпризами, по преимуществу веселыми. Никаких дежурных «Виолетт» и «тореадоров» — весь репертуар свежий, оригинальный. И ставка сделана была на одаренную молодежь.
 
Начался концерт вполне логично знаменитым дуэтом Кристины и Призрака из мюзикла Уэббера «Призрак оперы» в исполнении Юлии Вакулович и Владимира Ефименко. А потом настоящим сюрпризом для зрителей стало появление на сцене горячо любимого харьковчанами тенора Константина Шаши. Неаполитанская песня Куртиса «Не плачь» в его исполнении прозвучала как напутствие юбиляру, призыв следовать его примеру — потрясающую вокальную и физическую форму сохраняет Константин Григорьевич в свои 86 лет!
 
Но, пожалуй, самым трогательным, волнующим номером в первом отделении концерта стал рассказ Александра Ивановича о его любимом педагоге в музыкальном училище Инессе Тихоновне Богатовой и исполнение хором театра удивительно красивого произведения шведского композитора Хильдора Лундвика «Как цветущий миндаль…». Оно входило в программу выпускного экзамена Александра Чепалова. И вновь хором, как много лет назад, дирижировал юбиляр…
 
В начале второго отделения прозвучали тексты телеграмм и видеопоздравления от именитых друзей и коллег — Владимира Васильева, Дмитрия Остапенко и Владимира Лукашева, Раду Поклитару, от актеров Киевского театра на левом берегу и режиссера Дмитрия Богомазова. Надо сказать, что с этим театром у Чепалова сложились особые отношения: в мае там состоялась премьера мюзикла «Пой, Лола, пой!» по его пьесе. Харьковчане пока не имели возможности посмотреть этот спектакль, вызвавший волну пристрастных публикаций профессиональных критиков и необычайный зрительский интерес. Но «призрак» не исключает того, что приезд в Харьков киевских артистов со спектаклем «Пой, Лола, пой!» может состояться.
 
После поздравлений веселые музыкальные чудеса продолжились. Отсутствующую балетную часть труппы театра (она сейчас на гастролях в Бельгии) с успехом заменяли ансамбль бального танца Харьковской академии культуры под руководством Зои Носовой и Вадима Мелихова, юные артисты детской балетного театра хореографической школы (с трогательным приветствием от ее директора Натальи Ржевской), и танцовщики из школы «Мипарти». Кстати, «мипартийцы» Светлана Двояшкина и Александр Авдеев — бывшие студенты Александра Чепалова. Они приготовили замечательный номер с «маленькими лебедями», который начинался вполне классически, а закончился, ко всеобщему восторгу зрителей и самого именинника, фееричным брейк-дансом. Интрига была почти в каждом номере — так фокусник неожиданно показывает в ладошке искусно спрятанный платок или превращает обычную указку в букет распустившихся цветов.
 
Удивительным открытием для меня (думаю, и для многих других зрителей тоже) стал прозвучавший во втором отделении дуэт Ундины и Гульбранда из оперы Чайковского «Ундина» в исполнении Ксении Бахритдиновой и Алексея Сребницкого — это же дуэт Одетты и Зигфрида из второго акта «Лебединого озера»! Только там «поют» виолончель и скрипка, здесь — оперные герои, которым, увы, Чайковский впоследствии отказал в сценической жизни. Но музыка дуэта осталась жить и по-прежнему впечатляет.
 
Инсценированные отрывки из малоизвестных оперных шедевров В. Фьораванти «Деревенские певцы» и П. Масканьи «Маски» в исполнении Никиты Маринчака и Владимира Козлова отлично дополнили общую буффонадную атмосферу концерта. А приструнить «распоясавшуюся» Лисичку (Олеся Мишарина) из оперы Николая Стецюна (либретто Александра Чепалова) «Когда звери говорили», смогли только подоспевшие вовремя «полицейские». Все эти мизансцены, удачно придуманные Арменом Калояном, тоже украсили концерт.
 
Дирижер концерта Виталий Куценко (который и возродил 15 лет назад традиции старинных променадов в нашем городе) опытной рукой направлял оркестр по избранным маршрутам музыкальных прогулок. И еще весь вечер на сцене были маски комедии дель арте с отраженными на красочном заднике «двойниками» — то ли помогали артистам, то ли просто вносили потешную сумятицу в это именинно-концертное гулянье «призрака оперы». Вот так легко и весело творилось «трудное дело» юбилея Александра Ивановича Чепалова. Говоря словами поэта, своей авторской концертной программой он «уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог». Но выдумка — выдумкой, а сделать интересным концерт, не погрешив против художественного вкуса, и в то же время развлечь слушателей, подарить им много необычных впечатлений, не всегда получается. Главному действующему лицу вечера удалось сдружить в одной программе несколько поколений артистов, показать, что в наших творческих вузах и школах подрастают недюжинные таланты. Однако и сам юбиляр к этому руку приложил. И потому концерт — променад с «призраком оперы» — зеркальное отражение того, что делает Александр Чепалов в других своих делах и начинаниях.
 
От всех зрителей юбиляру — многая лета и новых творческих взлетов!
Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу