Заздравная в честь Алексея!

Юлия Коваленко, театровед, 27 ноября 2015, 07:20
 

По случаю Всеукраинского дня работников культуры Президент Украины подписал указ о награждении почетными званиями мастеров Харьковского театра оперы и балета им. Н. Лысенко.

Звание заслуженного артиста Украины присвоено солисту-вокалисту Алексею Сребницкому. Почетное звание заслуженного деятеля искусств Украины — дирижеру Юрию Яковенко и помощнику главного хормейстера Елене Чумак.
 
Конечно, огорчительно, что сценические труд и вдохновенье солистов балета были обойдены высокой оценкой правительства. Надеемся, что это досадное упущение будет исправлено при следующей возможности. Ведь балет — такая же полноправная (а отчасти и более «котируемая» как у харьковского зрителя, так и на зарубежных гастролях) творческая единица ХНАТОБа, как и вокалисты, хор, оркестр. Более того, век балетного солиста на сцене не так долог, как век вокалистов, а значит, и шансов быть отмеченными заслуженными наградами у танцовщиков в разы меньше. Приведу только один, но убийственно убедительный аргумент в пользу обозначенной проблемы: в труппе вокалистов, удостоенных почетных званий «заслуженных» и «народных» солистов, — дюжина, а среди действующих на сцене представителей балетного цеха — только Ирина Клюева носит титул заслуженной артистки Украины.
 
Впрочем, от грустных размышлений о недооцененности вклада харьковских солистов балета в современное академическое искусство Украины перейдем к жанру «заздравной» и «величальной» песен в честь Алексея Сребницкого. Ведь присвоение солисту долгожданного звания — достойная причина перелистать страницы его творческой биографии.
 
Алексей Сребницкий — представитель блестящей династии теноров Сребницких. Имя его отца Эдуарда, благодаря многолетней гастрольной практике солиста Днепропетровской оперы, очень хорошо известно и любимо харьковскими меломанами. В том же Днепропетровске начинал свою сценическую карьеру и Алексей. Говорят, на детях талантливых родителей природа «отдыхает», однако на семью Сребницких это правило явно не распространяется. Вместе с отцом Алексей частенько выступал с концертными программами, доставляя слушателям особое, двойное удовольствие своей эталонной музыкальностью, сценическим куражом и, конечно же, прекрасными голосами — будто бы по наследству Алексей перенял у отца саму природу голоса — полетный, широкодиапазонный тенор прекрасного тембра, равно справляющийся как с драматически экспрессивными, так и с лирическими партиями. Сребницкому‑младшему, по его собственному признанию, ближе те гениальные исполнители оперы, которые творят образ уже исключительно вокальными средствами. Таким самодостаточным в вокале примером служит для Алексея Лучиано Паваротти. Многому научился он, слушая записи Н. Гедды и А. Крауса, заслушивался и находил тембровую созвучность с блистательным Х. Каррерасом.
 
Любопытно, что, при выборе своей профессии, сын солиста оперы и матери — театрального хормейстера вначале ушел от повторения их творческой стези. Алексей овладел технической специальностью, затем пошел в армию… Правда, песня была с ним всю жизнь, с младших классов школы. Даже когда нерадивый ученик по классу трубы решил бросить «десятилетку» и профессионально заняться плаваньем, тренер через какое-то время вызвала маму в школу и взволнованно поинтересовалась: «А что это ваш ребенок, преодолевая вплавь дистанцию, все время поет?» По-настоящему же запел Алексей в армии. Эстрада и армейская лирика в его исполнении вошли в «дембельский» альбом, записанный на бобинах, который Сребницкий и привез домой. Так вот тогда-то, когда родители услышали музыкальный отчет об армии, они воскликнули: «О! Да у тебя голос»!
 
К его чести, Алексей избежал влияний на решение комиссии своего знаменитого отца, поступив не в днепропетровскую, а в одесскую консерваторию (по классу профессора А. Дуды). Дебютом Алексея в оперной студии стал герой-ровесник Рауль в «Фиалке Монмартра» И. Кальмана. Еще студентом певец дебютировал и на европейской сцене, что вообще является уникальным случаем. Алексей поехал на конкурс в Карловы Вары, где выступил так удачно, что в числе других лауреатов был приглашен на постановку «Евгения Онегина» театра Статня опера. Несколько месяцев молодой вокалист жил на две страны. Учился в Украине, а на репетиции, а затем спектакли летал в Чехию. Так что после окончания консерватории Алексей уже не «папенькиным сынком», а певцом с европейским опытом влился в труппу с детства родного Днепропетровского оперного театра.
 
За пятнадцать лет на этой сцене Алексей Сребницкий исполнил такие партии «бель канто», как Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Пинкертон («Чио-Чио-Сан»), Рудольф («Богема») Дж. Пуччини, Герцог («Риголетто»), Манрико («Трубадур») Дж. Верди, отточил вокальную манеру в психологической фразировке и интонировании партий Лыкова («Царская невеста»), Моцарта («Моцарт и Сальери») Н. Римского-Корсакова, Григория Отрепьева («Борис Годунов» М. Мусоргского) и других. Некоторые из них Алексей продолжает петь на гастролях в Европе, где, кроме того, исполняет редкие в репертуаре украинских оперных солистов партии в операх «Вертер», «Манон Леско» Ж. Массне, «Федора» У. Джордано, «Ласточка» Дж. Пуччини, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе.
 

В 2000 годы Алексея не раз приглашали петь спектакли в харьковский театр, вследствие чего ему и поступило предложение перейти в труппу «лысенковцев». С 2012 года Сребницкий‑младший — один из ведущих солистов ХНАТОБа. Его участие — всегда желанно для слушателей — будь-то торжественный концерт или резонансный проект «Ночь в опере». С одинаковым успехом у публики поет А. Сребницкий романсы, неаполитанские песни или — в ансамбле с солистами и хором — победительную «Заздравную» из «Травиаты».
 
К лучшим партиям солиста можно смело отнести Водемона — Алексей пел ее и в прошлом театральном сезоне, когда «Иоланта» представляла оперную программу в декаде спектаклей и концертов, посвященных 175-летию со дня рождения П. Чайковского. Яркой, самобытной работой стал для А. Сребницкого и Каварадосси («Флория Тоска» Дж. Пуччини). Думаю, что эту партию и роль, как и Калафа, Алексей в свое время осваивал под большим влиянием высокого исполнительского мастерства своего отца. Впрочем, насколько индивидуальны голоса Эдуарда и Алексея, настолько же чертами оригинального исполнительского стиля уже отмечен сегодня в воплощении Алексея Сребницкого итальянский революционер Марио Каварадосси из блистательной оперы Дж. Пуччини. Его Марио — неистребимый жизнелюб, влюбленный во Флорию так же стихийно, как и в искусство. Смертоносного барона Скарпиа Каварадосси-Сребницкий не то что не боится, но даже как-то легкомысленно дерзит ему. Искусству А. Сребницкого в принципе чужды трагедийные диссонансы, что, вероятно, идет от его человеческой натуры. Алексей — непосредственный, впечатлительный, компанейский, контактный и легкий в общении человек, его харизма светлая, как та улыбка, которая может вмиг преобразить его лицо! Замечательные партнерские качества солиста подтверждает и тот факт, что при обсуждении кандидатуры Сребницкого на присвоение почетного звания даже мужчины, коллеги по цеху, поддерживали и одобряли такую рекомендацию руководства театра (кто знает театр изнутри, согласится, что такое единодушие в коллективе амбициозных творческих индивидуалистов — редкость)!
 
Только в начале этого театрального сезона харьковчане могли убедиться в востребованности солиста на примере масштабного фестиваля «СхідОпера», где он сначала исполнил партию Альфреда в «Травиате» Дж. Верди под руководством приглашенного из Швейцарии дирижера Урса Шнайдера, а затем спел князя Владимира Игоревича в жемчужине репертуара ХНАТОБа «Князь Игорь» А. Бородина. К слову, в репертуаре А. Сребницкого есть и еще один Альфред — из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса. Какие они разные — эти его сценические тезки: легкомысленный, сумасбродно влюбленный и разливающийся в любовной кантилене Альфред Штрауса и преданный, глубоко сострадающий Виолетте, лирик в душе Альфред Верди! Наверное, в этой двойственности и состоит диалектическая целостность актерской индивидуальности Алексея Сребницкого. Иначе, чем пояснить, что один и тот же человек, не задумываясь, отвечает на вопрос о любимой партии: «Ленский… он так мне по душе, так пришелся по голосу…», и в то же время охотно шалит в театральных «капустниках»!
 
Досье
А. Сребницкий, тенор. В репертуаре — около двадцати ведущих оперных партий. Лауреат Международного конкурса вокалистов им. А. Дворжака (Чехия, 1995 г.). По контракту пел в Национальной опере Румынии. Гастролировал в Голландии, Германии, Великобритании, Австрии. 
С Национальной оперой Молдовы выступал в Тайланде, Испании, Голландии, Германии. Принимал участие в международных оперных проектах Польши, России, Германии. Участвовал в гастролях солистов ХНАТОБа в Японии и Бельгии. Заслуженный артист Украины (2015).

 

Подписаться на новости

Поиск по архиву:

Подраздел:
Материал:
ПнВтСрЧтПтСбВс

Выбрать по тегу